Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками.
консультация (средняя группа)
В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Между тем существует множество техник нетрадиционного рисования. Они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, помогают развивать у детей оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику рук, самостоятельность, а самое главное, учат самовыражаться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Ручеек»
Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками.
Подготовила: воспитатель I квалификационной категории
Молоствова Л.Д.
Тамбовский район 2023 г.
Методические рекомендации для педагогов по использованию видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами в работе с дошкольниками.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе.
А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, помогают развивать у детей оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику рук, самостоятельность, а самое главное, учат самовыражаться. Нетрадиционным техникам рисования обучаем с младшего возраста, постепенно усложняя их. Следующие нетрадиционные техники рисования будут любопытны детям всех возрастов, и 2, 3, 4, 5, 6 и 7 лет ваш ребенок с удовольствие присоединится к такому интересному и необычному виду искусства!
Существуют следующие нетрадиционные техники рисования.
- Рисование ладошкой. Печать от руки - очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
- Рисование пальчиками. Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей. Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.)
- Рисование мятой бумагой. Это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.
- Монотипия. Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
- Рисование тычками жесткой кисти. Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски.
- Рисование штампом из коктейльной трубочки. Данный способ привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
- Рисование мыльными пузырями. Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.
- Рисование пупырчатой пленкой. Что можно нарисовать с помощью воздушно-пупырчатой пленки? Да почти все. Например: разный фон для будущего рисунка, звездное небо, водные просторы, снег. Если еще пофантазировать, то можно придумать еще множество предметов, животных, растений, которые можно изобразить с помощью этой чудесной пленки
- Рисование ватными палочками. Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра.
- Рисование с использованием аппликации из бумажных салфеток. Удивительно интересный и податливый материал – бумажные салфетки. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники аппликации повышают самооценку ребенка, уверенность в его силах и возможностях, способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития мелкой моторики рук.
- Рисование вилкой. Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи нее можно рисовать красками замечательные рисунки.
- Оттиск печатками из овощей и фруктов. Дети любят рисовать, используя штампы и печати. Одно движение – и на чистой бумаге вдруг как по волшебству появляется рисунок. Печати и штампы расширяют возможности ребенка – с ними без особых усилий даже годовалый малыш может создать красивую картинку. Это еще один интересный способ рисования, который будет еще интереснее, если использовать не совсем обычные штампы: например, штампы из яблок и других фруктов, из овощей.
- Рисование солью. Это нестандартный способ рисования, для которого используется шаблон из клея ПВА и пищевой соли, а также акварельные краски или гуашь. Техника рисования построена на способности соли впитывать цветной пигмент, ее объемности и блеске при высыхании. Ребенок видит, как разноцветные краски волшебным образом «ползут» по шаблону и листик становится зеленым, а цветок розовым, стоит только прикоснуться к нему кисточкой.
- Кляксография. Это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Информационные источники:
- Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой,
- Т.С. Комаровой.
- 3. Т.C.Комарова «Детское художественное творчество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, аль...
"Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами."
Консультация для родителей....
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недо...
Из опыта работы:"Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами"
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которы...
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недо...
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами для детей дошкольного возраста.
Виды и техники нетрадиционного рисования художественнымиматериалами для детей дошкольного возраста. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличие...
Виды и техника нетрадиционного рисования художественными материалами
Консультация для родителей и воспитателей...