Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа (старшая группа)
Содержание
Общие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с легкой умственной отсталостью
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с легкой умственной отсталостью
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
2.2. Тематический план обучения ребенка с легкой умственной отсталостью
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка с легкой умственной отсталостью
2.4. Взаимодействие с семьей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с легкой умственной отсталостью
3.2. Распорядок дня
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Мониторинг развития ребенка с легкой умственной отсталостью
3.5. Список литературы
Общие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью
Общие данные
ФИО ребенка
Дата рождения/ возраст
Состояние здоровья ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya-programma-luo_1.docx | 330.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Общие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с легкой умственной отсталостью
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с легкой умственной отсталостью
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
2.2. Тематический план обучения ребенка с легкой умственной отсталостью
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка с легкой умственной отсталостью
2.4. Взаимодействие с семьей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с легкой умственной отсталостью
3.2. Распорядок дня
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Мониторинг развития ребенка с легкой умственной отсталостью
3.5. Список литературы
Общие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью
Общие данные
ФИО ребенка
Дата рождения/ возраст
Состояние здоровья ребенка
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.
Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.
К основным группам причин, способных вызвать умственную отсталость, относятся:
- генетические и хромосомные патологии;
- патологии плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями;
- сложные роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного;
- перенесенные ребенком инфекционные болезни – менингит и энцефалит, отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного мозга;
- нахождение ребенка в социально-опасной среде.
Ученые, классифицируя умственную отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то ему диагностируется дебильность — легкая умственная отсталость.
В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти дети часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.
В дошкольном периоде лёгкая умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками, их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей. Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких.
Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью составлена с учетом Основной образовательной программы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
Физическое развитие.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с легкой умственной отсталостью.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Информационно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации программы:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
Задачи реализации Программы:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.
1.2 Планируемые результаты освоения
индивидуальной образовательной программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с легкой умственной отсталостью- Приходько Кирилла, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.3 Характеристика индивидуальных особенностей развития
ребенка с легкой умственной отсталостью
Легкая умственная отсталость - это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга. Понятие умственной отсталости включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения (особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития) и деменция (стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций).
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности: эмоционально волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. Новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных 22 связей, является важнейшей особенностью высшей нервной деятельности умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения. При различных поражениях головного мозга возможно преимущественное ослабление одного из нервных процессов – возбуждения или торможения. У умственно отсталых дошкольников на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Отмечается узость объема восприятия: выхватываются отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Мышление является главным инструментом познания. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. 23 Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности: страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи и в результате, снижена потребность в речевом общении. У умственно отсталых детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов
Социально - бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок не принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию. Интерес к занятию отсутствует.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно,затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок эмоционально закрыт. Мальчик не идет на контакт с детьми и взрослыми.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Родители принимают участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка
с легкой умственной отсталостью
Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и
навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.
Уровни сформированности компетентностей:
1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях
2. Средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки.
3. Низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.
Методические пособия для осуществления психологической диагностики:
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.
- Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. +
- Прил. (268. с. ил.).
- Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
- отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
- школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
- Поле Е.В. Дневник развития. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика образовательной деятельности
в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
с легкой умственной отсталостью
Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка.
В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с легкой умственной отсталостью вошли:
1. Основная образовательная программа дошкольного учреждения.
2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка – необходимое условие проведения коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Первичное обследование проводится в начале учебного года. В нем участвуют все специалисты, работающие с группой воспитанников. На основе обследования составляется индивидуальный маршрут ребенка, в котором отражены перспективы работы с ребенком. Они проводят: -индивидуальные и подгрупповые игровые коррекционно-развивающие занятия; -комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов. -индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения -индивидуальные и подгрупповые свободные игры и занятия с детьми основанные на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка. Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты, однако особую роль в реализации программного содержания психолого-педагогической работы играет индивидуальная работа, которую проводит учитель-дефектолог. В качестве приоритетных для индивидуальных занятий, выступает работа по таким образовательным областям как «Социализация», Коммуникация», «Познание», хотя другие области также находят отражение («Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура»). Выбор содержания осуществляется таким образом, чтобы обеспечивать не только формирование конкретных умений и навыков у умственно отсталого дошкольника, но и личностных качеств и навыков нормативного поведения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др. В процессе организации педагогами совместной деятельности с детьми коррекционно-развивающая работа организуется на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности. Такая деятельность стимулирует развитие двигательного, эмоционального и познавательного компонентов личности, позволяет целенаправленно активизировать психомоторное развитие ребенка в этих направлениях. Недоразвитие речи разной степени выраженности, имеющее место и при умственной отсталости, существенным образом затрудняет процесс общего развития ребенка.
Система коррекционно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития. Система представлена следующими направлениями работы: 1.Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта. Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи. Таким образом, условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие: -эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка; -постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме; -подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития. 2. Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей. Сущность данного направления работы в совершенствовании функций организма в целом, полноценном развитии основных движений, двигательных навыков, мелкой дифференцированной моторики пальцев рук. Работа по коррекции дефектов физического развития воспитанников проводится комплексно: индивидуальные занятия по коррекции психического развития, моторной сферы, поведения, соблюдение охранительного режима, трудо- и игротерапия. Развитие движений детей осуществляется общепринятыми средствами: утренняя гимнастика, подвижные игры и развлечения, образовательная деятельность по физической культуре, во время музыкальной деятельности. Особое значение в физическом воспитании ребенка с умственной отсталостью имеет работа по формированию культурно-гигиенических навыков, которые составляют одну из основ общей культуры поведения. Программой предусмотрено формирование следующих культурногигиенических навыков: 1) навыки соблюдения чистоты тела (мытье рук, умывание лица, культурное пользование туалетом); 2) культура питания: умение спокойно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, благодарить за еду, помощь); 3) навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования и умение самостоятельно пользоваться ими. 3.Формирование ментальных процессов (умственное воспитание) -сенсорное воспитание направлено, во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта, вовторых, на формирование у детей перцептивных действий - действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, то есть формирования систем сенсорных эталонов; втретьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (приемы обследования), в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как в специально организованной деятельности, так и в процессе повседневной жизни. Занятия проводятся по следующим разделам: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия. Формирование мыслительной деятельности. Развитие произвольного внимания на основе непроизвольного, умение сосредотачивать внимание в течение длительного времени, развитие памяти. У умственно отсталого ребенка нужно развивать ориентировочную деятельность (целенаправленная, орудийная деятельность, практические и игровые задания), формировать представления об орудиях, решение проблемных практических ситуаций ребенком, умение анализировать проблемную ситуацию (обучение ребенка использовать предметы-заместители), развивать познавательную активность и взаимосвязь между действием, образом и словом. Необходимо научить ребенка действовать методом «проб и ошибок» (развитие наглядно-действенного мышления). Важно соединить действия, образ и слово, постепенно перейти к развитию нагляднообразного мышления, с помощью решения ситуации без действий, т.е. решение проблемных ситуаций на основе зрительного соотнесения, действий во внутреннем плане. 69 Формирование представлений об окружающем. Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируется представление о своем «Я», ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего «Я», посредством пробуждения «личной памяти», жизненного опыта, приобщения к жизни близких людей и формирования ценностных ориентаций, связанных с возрастной и гендерной (половой) дифференциацией. Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формируются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается чувственный опыт и развивается способность чувственного познания мира. Формируются адекватные представления об окружающем, создается сензитивная основа слова и ребенок готовится к восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен), тем самым осуществляется побуждение детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи. Формирование элементарных математических представлений. -сформировать у ребёнка представления о количественных представлениях, отношениях между предметами. Сопоставлять предметы и сравнивать между собой, формировать представления о величине, времени, пространственных представлениях. Развитие речи, подготовка к обучению грамоте. -развивать предпосылки к развитию речи, потребность в общении; -развитие слухового внимания и восприятия; фонематического восприятия и артикуляционного аппарата. -работа над грамматической, фонетико-фонематической стороной речи, подготовка к обучению грамоте и письму (представления о звукобуквенном анализе, умение ориентироваться на листе бумаги). 4.Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью. Предметная деятельность - основа для всех других видов деятельности. Для её формирования проводится непосредственно образовательная деятельность и предметно-практическая деятельность (соотносящие действия, орудийные). Игровая деятельность – формирование сложной ролевой игры, отрабатывать умения использовать предметы-заместители, отрабатывать сюжеты. Коррекционная работа начинается с формирования стойкого интереса к игрушке. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Основной формой организации коррекционной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются непосредственно образовательная деятельность, на которых педагоги учитывают рекомендации, данные консилиумом по отношению к данному ребенку, типологические особенности, осуществляет индивидуальный подход. 5.Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью. В процессе музыкальной деятельности происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности межсенсорных связей. Деятельность планируется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкальнодидактические игры, музыкально-ритмические движения.
Обучение ребенка с легкой умственной отсталостью можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком строится на материале лексических тем, в соответствии с тематическим планом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные задачи:
- Учить детей обращаться к сверстникам с просьбой поиграть.
- Продолжать знакомить ребенка с игрушками, действиями с ними; вызывать интерес к игрушкам и желание играть.
- Совершенствовать навыки в осуществлении разнообразных предметно-игровых действий с использованием игрушек.
- Продолжать учить понимать обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений.
Темы игр-занятий с использованием элементов сюжетно-ролевой игры
- «Девочка кушает», «Девочка спит», «Кукла одевается, «Катание куклы в коляске», «Покатаем на машине», «Построим дом», «Вымой Кате ручки», «Катя заболела», «Кукла поет и пляшет», «У нас в гостях лошадка», «Покатаемся на машине», «Покатаемся на поезде».
- Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Основные задачи:
- Учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий -твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий.
- Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик).
- Сличать основные цвета.
- Знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями.
- Расширять представления о ближайшем окружении.
Примерный перечень игр и оборудования:
- «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?», «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», « «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.
- Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные инструменты; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).
- Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
Основные задачи:
- Учить детей слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
- Развивать умение в течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине; умение слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые вопросы.
- Учить детей здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет»), отказываться от предмета, сообщать о событии.
Рекомендуемые темы игр-занятий
- «Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела девочка?», «С чем это делают?», «Разложи картинки», «Овощи», «Назови и положи правильно», «Огород», « Кто с нами живёт?» (домашние животные), «Кто к нам пришёл?», «Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Курочка- пеструшка», «Как зовут лошадку?», «Зайчик и кошечка».
- Русские народные песенки, потешки: «Зайчишка-трусишка»«, «Гуси, вы гуси»«, «Ножки, ножки, где вы были?», «Сидит, сидит зайка»«, «Кот на печку пошел»«, «Барашеньки»«, «Идет лисичка по мосту»«, «Иди, весна, иди, красна».
- Сказки: «Лисичка-сестричка и волк».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Основные задачи музыкального обучения:
- Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу.
- Учить водить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.
Музыкальный материал
- Слушание. «Ах, вы, сени» р.н.м, «Баю-баю», «Елочка» Красева, «Осенняя песенка» Александрова, «Веселая песенка» Левкодимова, «Зима» Карасевой, «Серенькая кошечка» Витлина, «Зима прошла» Метлова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Грибок» Раухвергера Пение. «Зайка» р.н.м., «Осень» Михайленко, «Лошадка» Михайленко, «Дед Мороз» Филиппенко, «Елка», «Маме песенку пою», «Солнышко» Попатенко, «Пришла зима», «Собачка» Раухвергера, «Петушок» р.н.м, «Жук» Карасевой.
- Музыкально-ритмические движения
- Упражнения. «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ножками затопали» Раухвергера, «Лужа», «Пальчики шагают», «Лошадка» Макшанцевой, «Вот снежок летит», «Паровоз» Филиппенко, «Мы идем» Рустамова, «Платочки» Ломовой, «Ах, вы, сени» р.н.м.
- Пляски. «Стукалка» р.н.м., танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, «Мишутка пляшет», «Чек да чок», «До чего ж у нас красиво» Макшанцевой, «Сапожки» р.н.м., «Потанцуй со мной, дружок» Арсеева, «Березка» Рустамова, танец у елки, новогодний хоровод по усмотрение музыкального руководителя.
- Игры. «Прогулка» Ломовой, «Погремушки», «Мишка ходит в гости» Раухвергера, «Кошка и котята» Витлина, «Игра с ленточками», «Тихие и громкие звоночки» Рустамова, «Тихо-громко» Тиличеевой, «Игра в куклой» Карасевой, «Прятки» р.н.м., игра с Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Основные задачи художественного творчества:
Рисование:
- Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать краску на кисть.
- Воспитывать аккуратность при работе с краской.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка:
- Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к лепке.
- Воспитывать желание играть с поделками.
- Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски.
- Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с тестом, глиной.
Аппликация:
- Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
- Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
- Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.
Примерные темы занятий
- Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»).
- Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски», «конфетки»).
- Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);
- Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»).
- Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки.
- После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»).
- Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»).;
- Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
- Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
- Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»).
- Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам».
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные задачи:
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
- Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью
одежды, прически.
Примерные упражнения
- Ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 8-10 минут.
- Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
- Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспитателем; учить детей ходить поп кругу, держась за руку.
- Игра с мячом.
Рекомендуемые игры
- Подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.
- Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.
2.2. Тематический план обучения ребенка с легкой умственной отсталостью
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1-2 неделя | Адаптация |
3-4 неделя | Осень. Осенние дары природы. Труд людей осенью | |
Октябрь | 1-2 неделя | Мой дом. Мое село. Моя страна |
3-4 неделя | Мир предметов и техники. Профессии | |
Ноябрь | 1-2 неделя | Поздняя осень. Лесные животные и птицы готовятся к зиме |
3-4 неделя | Моя семья. Наши добрые дела | |
Декабрь | 1-2 неделя | Зима |
3-4 неделя | Новый год шагает по планете | |
Январь | 1-2 неделя | Юные волшебники |
3-4 неделя | Одежда и обувь | |
Февраль | 1-2 неделя | В здоровом теле- здоровый дух. Мы спортсмены. Навстречу к Универсиаде 2019 |
3-4 неделя | Защитники Отечества. Я и папа | |
Март | 1-2 неделя | Мама- первое слово. Я и мама |
3-4 неделя | Весна. Народное творчество, культура и традиции | |
Апрель | 1-2 неделя | Я и окружающий мир |
3-4 неделя | Моя безопасность. Правила ПДД | |
Май | 1-2 неделя | Природа и животные. Мир вокруг нас |
3-4 неделя | Скоро лето |
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка
с легкой умственной отсталостью
Сентябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) лепка из солёного теста | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Октябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) Б) лепка из пластилина (сначала из солёного теста, глины) | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Ноябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Декабрь | Арт-терапия | Лепка из глины, пластилина: - катать шарики и колбаски из пластилина; -резать пластилиновые колбаски ножом. |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Январь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Февраль | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование красками; Б) лепка из пластилина: -втыкать в шарики спички (ёжик) . | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. Г) театрализованные игры (куклы бибабо) ; Д) «ладушки». | |
Социализация | хороводные игры | |
Март | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры, театрализованные игры. | |
Апрель | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации; Б) лепка из пластилина. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Май | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) пластилинография: взрослый рисует дерево, а ребёнок отрывает от колбаски из пластилина кусочки пластилина и прикрепляет на веточки (листочки). | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры |
1 этап (сентябрь-октябрь)
Развитие зрительного восприятия.
- Формирование фиксации и удержание объекта в поле зрения.
- Прослеживание взглядом за предметом в горизонтальной плоскости.
- Прослеживание взглядом за предметом в вертикальной плоскости.
- Развитие ориентировочных поисковых движений при удалении предмета из поля зрения ребенка.
- Коррекция зрительного восприятия за счет установления взгляда на объекте и его прослеживания в разных направлениях.
- Формирование разнообразных поисковых реакций глазами, головой, туловищем.
- Создание оптимальной развивающей среды и использование компенсаторных возможностей ребенка.
«Веселая погремушечка»
«Звонкий колокольчик»
«Посмотри на колечко»
«Побежала кошечка»
«Наша птичка прилетела»
«Наша ляля маленькая»
Развитие слухового восприятия.
- Учить прислушиваться к звукам окружающего мира громкий стук, голос взрослого.
- Учить локализовать звук в пространстве.
- Учить определять направление звучания и формирование разнообразных поисковых реакций глазами мимикой головой и туловищем.
- Коррекция слухового восприятия за счет формирования слуховой локализации, восприятия звуков разной модальности и определения направления звучания.
- Активизация поисковых движений глазами, головой, туловищем.
«Песенку тебе спою ай-люлю»
«Вот какие ручки, вот какие ножки»
«Поет песенку колокольчик дудочка»
«Где стучит барабан,бам,бам, бам»
«Где песенка поет»
Развитие тактильного восприятия.
Восприятие предметов по поверхностным и температурным характеристикам.
- Коррекция тактильной чувствительности осуществляется за счет предъявляемых игрушек, предметов, материалов.
- Стимуляция ответных реакций на тактильное воздействие.
«Веселая кошечка»
«Мягкая уточка»
«Мы погладим шарики» «Потрогай ручками игрушку»
«Покатаем шарик»
«Поглажу тебе ручки варежкой»
«Похлопаем ручкой по игрушке»
2 этап (ноябрь- декабрь)
Развитие слухового восприятия.
- Учить прислушиваться к звукам окружающего мира громкий стук голос взрослого.
- Учить локализовать звук в пространстве.Учить определять направление звучания и
- Создание устойчивого зрительного образа путем выделения его из ряда различных двух и нескольких предметов.
- Узнавание знакомых игрушек предметов людей в узко-наглядной ситуации.
- Формирование элементарной ориентировке в схеме тела.
- Формирование ориентировочной основы произвольного внимания.
«Вот веселый мяч кукла птичка»
«Кто пришел к нам в гости»
«Где птичка найди»
«Веселые глазки у Вовы»
«Быстрые ножки у Тани»
«Где наша кукла»
Развитие слуховых дифференцировок
- Активизация акустического внимания и памяти.
- Выделение звучания заданного предмета из двух, трех предложенных муз. инструментов.
- Различение звукоподражаний при зрительном соотнесении с объектом и без него.
- Формирование слухо-двигательной координации.
- Согласование движений руки со звуковым или голосовым сигналом.
«Найди, где звучит дудочка»
«Послушай, как плачет ляля»
«Покажи, что звенит»
«Покажиглазами,мимикой,руками, жестом, кто пищит»
«Что шумит, угадай»
«Где поет песенка»
Развитие голосовых реакций.
- Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание, звукоподражаний.
- Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов, привлечения взрослых и своего состояния.
- Активизация голосовой потребности путем создания игровой ситуации и крайней заинтересованности ребенка.
«Попоем вместе песенку»
«Как поет куколка»
«Наша дудочка дудит»
«Тата- тата, наша девочка»
«Посмеемся и нахмурим бровки»
«Позови меня малыш»
«Паровозик наш гудит»
«Ко-ко-ко, не ходите далеко»
Развитие познавательной активности и взаимодействия ребенка с взрослым.
- Коррекционно-развивающие задачи осуществляются путем создания игровой ситуации,элемента неожиданности,появление новой,яркой игрушки или объекта.
- Использование игр и упражнений, требующих обязательноговзаимодействия с ребенком, отражение им интонации, звукоподражаний, жестов взрослого,а также повторение действий иактивизация собственной деятельности ребенка.
«Мы веселые воробышки»
«Поиграем с куколкой»
«Пляшем и поем ручками трясем»
«Кисонька – мурысонька в гости к нам пришла»
«Веселый платочек спрячь меня»
«Поиграют, постучат наши пальчики»
«Зайка серый умывается, видно в гости собирается»
«Где наши ручки, носик и ушки»
«Маленькие ладошки, хлоп, хлоп»
3 этап (январь- февраль)
Развитие
зрительного и слухового внимания
- Учить направлять внимание к появлению игрушки образа удерживать его рассматривать и узнавать объект.
- Предвосхищать регулярно повторяющийся объект.
- Учить направлять внимание к источнику звука прислушиваться узнавать его выражать ответными эмоционально-голосовыми реакциями мимикой.
«Где поет песенка»
«Птичка летает»
«Мой веселый барабан»
«Послушай, кто идет»
«Ласковое солнышко»
«Паровозик поет песенку»
«Где лает собачка»
«Найдем котика»
«Куда мячик укатился»
«Дудочка моя»
«Ветерок, ветерок, ты подуй на меня»
Развитие речевого слуха.
- Учить прислушиваться к речевым звукам, различать некоторые из них и повторять их по подражанию.
«Песенка птички»
«Песенка киски»
«Баюканье куклы»
«Паровозик наш гудит»
«Часики тикают»
«Машинка едет»
«Побежали наши ножки да по ровненькой дорожке»
«Веселые пальчики»
Развитие мелкой моторики и целенаправленного действия с предметам.
- Коррекционно-развивающие задачи направлены на формирование умения брать предмет разного размера и формы, удерживать его, рассматривать и действовать с ним по подражанию, ставить, двигать, катать, приставлять, надевать, снимать, складывать, сжимать, крутить.
- Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять их вместе со взрослым.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
«Красивые баночки»
«Построим дорожку»
«Вставим форму»
«Покатаем шарики»
«Разные кубики»
«Оденем крышки»
«Сложим грибочки»
«Оденем колечки»
Развитие импрессивной речи.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на увеличение объема понимаемой речи,слов, обозначающих окружающиепредметы, игрушки, названия простых действий с ними и понимания простых речевых просьб - на, дай, иди, сядь.
«Куклу Машу оденем, покормим, положим спать»
«Веселая собачка»
«Принеси мяч»
«Покатаем лошадку»
«Играем с машинкой»
«Разные кубики»
«Музыка играет»
Сенсорное развитие.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Различение предметов по величине.
- Подбор предметов разной величиныбольшой, маленький по аналогии методом проб и ошибок.
- Различение объёмныхпредметов по форме кубик, шарик.
- Различение двух цветов: красный, желтый по аналогии.
«Дай такой-же»
«Найди нужную форму»
«Вставь правильно»
«Где большой мяч»
«Дай кубик, дай шарик»
«Дай такой же грибок»
«Веселые матрешки»
«Большая и маленькая матрешка»
«Разные шарики»
Развитие экспрессивной речи
-Стимуляция речевой активности
- Учить произносить звукоподражания, простые лепетные слова.
- Активное использование жеста, мимики.
«Паровозик гудит»
«Ляля плачет»
«Птичка поет “песенку»
«Покачаем куклу»
«Споем песенку»
«Веселые зайчики»
«Гуленьки мои»
«Водичка-водичка, умой мое личико»
«Вы мои ладошечки, мои крошечки»
4 этап (март-май)
Развитие зрительного и слухового внимания.
-Учить направлять внимание ребенка к речи взрослого, появлению объекта, игрушки.
- Выделять знакомый объект из ряда различных и похожих, соотносить реальный объект с его предметом-заменителем и плоскостным изображением.
- Выделять заданное изображение в пространстве листа на предметных картинках.
- Активизировать внимание ребенка локальному звуку, определение направления звука,различения звучания нескольких звуковых сигналов-предметных шумов и музыкальных инструментов.
- Формирование слухо-двигательных связей, координация движений руки и туловища с ритмом стихотворного текста или звуковым сигналом.
«Где поет куколка»
«Кто так топает»
«Узнай, кто пришел и покажи»
«Куда улетела птичка»
«Найди такую птичку на картинке»
«Покажи на картинке мяч и лялю»
«Дай мне бубенчик»
«Веселая матрешка»
«Покажи, что играет»
«Дай мне барабан»
«Я поиграю, ты покажи»
Развитие речевого слуха и артикуляционной моторики.
- Коррекционно-развивающие задачи.
- Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
- Учить ребенка на слух различать тихие и громкие звуки и повторять их.
- Стимулировать развитие мимической мускулатуры путем специально подобранных упражнений и заданий.
- Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные, артикуляционные упражнения. Закрепление представлений о схеме лица органов арт. аппарата.
«Песенка мишки, киски, уточки»
«Как поет куколка Танечка»
«Наши гуленьки с утра»
«Мишка кричит громко, тихо»
«Едет большой и маленький паровозик»
«Веселые и грустные матрешки»
«Закроем глазки, ушки, носик»
«Язычок выглянул-спрятался»
«Веселые губки»
Развитие тонкой моторики и действий с предметами
- Формирование пространственного праксиса, развитие согласованных, точных и направленных движений обеих рук, развитие указательного жеста.
- Закреплять умение брать предмет разной величины и формы и целенаправленно с ним действовать - вставлять, открывать, катать, составлять, как по подражанию, так и по речевой инструкции.
Развитие импрессивной речи.
- Запоминание названий игрушек, окружающих предметов и лиц, нахождение их по слову взрослого.
- Запоминание названий простых действий.
- Выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами.
- Формирование элементарных представлений о функциональном назначении предметов, адекватных действий с ними.
- Соотнесение игрушек,предметов иих изображением на картинках.
- Ознакомление детей с некоторыми свойствами и качествами предметов.
«Куклу Машу оденем, покормим, уложим спать»
«Веселая собачка»
«Принеси мяч»
«Покатаем лошадку»
«Играем с машинкой»
«Разные кубики»
«Музыка играет»
«Посидим на стульчике поиграем с ручками»
«Кто идет и песенку поет»
Сенсорное развитие
- Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие ориентировки на величину, форму и цвет предметов по следующим этапам сличение величины,цвета или формы(дай такой, не такой)выделение по слову величины, цвета или формы (дай большой, дай красный, дай круглый.)
- Различение объемных и плоскостных форм.
- Формирование пространственных представлений о схеме своего тела и перемещении его в пространстве.
- Развитие тактильно-кинестетических ощущений на уровне восприятия игрушек и предметов из разного материала.
«Правильно подбери»
«Вставим нужную форму»
«Веселые матрешки»
«Подбери мишкам варежки»
«Большая кукла»
«Найди такой же мяч»
«Сложи коробочки»
«Большая башня»
«Найди дорожку»
«Сложи матрешку»
«Красивые баночки»
«Убери баночки»
«Подбери по размеру»
«Красивый букет»
«Домики по размеру»
«Разложи правильно»
Развитие экспрессивной речи
- Учить произносить звукоподражания слоговые комплексы, облегченные слова, составлять фразу из двух слов.
- Активно использовать жест и мимику, опираясь на подражательные возможности ребенка.
- Стимулировать и активизировать речевую потребность ребенка, создавая игровые и социально значимые для ребенка ситуации, используя доступные вопросы и поручения.
«Скажи, кто к нам пришел»
«Как тебя зовут»
«Принеси и назови»
«Как гудит паровозик, машина,трактор»
«Поет песенку мишка и киска, курочка»
«Веселая матрешка поет и пляшет»
«Попоем песенку»
«Скажи, кто убежал»
«Покажи и назови»
«Кто спрятался»
2.4. Взаимодействие с семьей ребенка с легкой умственной отсталостью
Основной задачей работы с родителями ребенка с легкой умственной отсталостью является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Информирование родителей о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним.
Взаимодействие с семьей ребенка также благоприятно сказывается на обогащении развивающей среды группы, где находится данный ребенок.
В новом учебном году планируется привлечение родителей к созданию наглядных пособий, материала, подручных средств, необходимых для ребенка для успешной деятельности в детском саду.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
для ребенка с легкой умственной отсталостью
Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с легкой умственной отсталостью плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с легкой умственной отсталостью движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным.
3.2. Распорядок дня
7.30 - 8.15 Утренний прием
Цель- Обеспечить постепенное вхождение ребенку в жизнь детского сада; создать спокойный психологический комфортный настрой для каждого ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком; содействовать формированию у детей чувства общности.
8.15 - 8.25 Утренняя гимнастика
Цель- Физиологическая активизация организма ребенка.
8.25 – 8.30 Подготовка к завтраку
Цель- Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, гигиенические процедуры).
8.30-8.50 Завтрак
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Объяснение особенностей приготовленных блюд, их значения для здоровья человека.
8.50 - 9.00 Подготовка к образовательной деятельности
Цель- Содействие созданию у детей позитивного и деятельностного настроя на образовательную деятельность. Проблемные, игровые ситуации. Общение детей по интересам. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня.
9.00 – 10.00 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
10.00- 10.30- Полдник, подготовка к прогулке
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности одевания. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей),мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации).
10.30 - 11.45 Прогулка
Цель- Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание радостного, приподнятого настроения. Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; народные игры, пробежки; самодеятельные игры детей. Развитие познавательных интересов детей. Целевые прогулки, экскурсии, близкие прогулки за пределы д/с, познавательные беседы, наблюдения, элементы экспериментирования, опыты. Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Наблюдение за объектами живой, неживой природы, явлениями природы. Самостоятельная художественная деятельность детей. Игры с выносным инвентарем.
11.45-12.00 Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). Подготовка к обеду
Цель- Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности раздевания. Формирование навыков аккуратности, потребности ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место), взаимопомощи. Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки, убраны за собой игрушки – по необходимости).
12.00-12.30 Обед
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
12.30- 15.00 Подготовка ко сну, дневной сон
Цель- Формирование навыков самообслуживания. Формирование (соблюдение) гигиенических навыков подготовки ко сну (гигиенические процедуры, настрой).
15.00 – 15.15 Подъем. Гигиенические, закаливающие процедуры.
Цель-Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка
15.15 – 16.30 Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа по плану. Проблемные ситуации. Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам. Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли) Игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная деятельность, коммуникативная, конструирование, восприятие художественных произведений и фольклора.
16.30 – Ужин
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
17.00-18.00 – Свободная деятельность. Встречи с родителями. Уход детей домой.
В группе общеразвивающей направленности, где находится ребенок с легкой умственной отсталостью, с ним проводится 5 индивидуальных занятий, 10 групповых занятий, всего 15 занятий в неделю.
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Время | Понедельник | Вторник |
9.00 | Познавательное развитие | Музыка |
9.30 | Коммуникация | Познавательное развитие. ФЭМП |
15.30 | Физическое развитие | Конструирование |
Время | Среда | Четверг |
9.00 | Коммуникация | Рисование |
9.30 | Лепка | Физическая культура (на улице) |
15.30 | Физическая культура | Музыка |
время | Пятница | |
9.00 | Познавательное развитие | |
9.30 | Коммуникация | |
10.00 | Аппликация |
3.4. Мониторинг развития ребенка с легкой умственной отсталостью
Критерии | Декабрь | Май |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Ознакомление с природой Имеет представления - о сезонных изменениях в природе; - о растениях; - о животных. | ||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых: - знаком с трудом людей ближайшего окружения; - знаком с отдельными объектами ближайшего окружения; - знает сведения о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей | ||
Сенсорное развитие - различает цвет форму, величину, предметов; - различает правую и левую сторону; - ориентируется в пространстве | ||
Умственное развитие - обобщает предметы; - различает части предмета и целый предмет; | ||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Речевое развитие - отчетливо произносит слова в предложении; - правильно согласовывает слова в предложении; - строит предложения с союзами, предлогами; - отвечает на вопросы; | ||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Игровая деятельность: - играет в группе детей; - понимает и выполняет правила игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с легкой умственной отсталостью третьего года обучения. Тема: «Путешествие в волшебный лес». Игра-драматизация сказки «Как снеговик нашел друзей».
Занятие направлено на формирование у детей с легкой умственной отсталостью социальных норм и правил поведения в обществе, коммуникативных навыков общения, развития игровых умений....
Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.
Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...
Образовательная деятельность с детьми с легкой умственной отсталостью 2 года обучения на тему "Домашние птицы"
Данная образовательная деятельность может проводиться с детьми младшей группы общеобразовательного детского сада....
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью
Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью...
Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью
В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...