Камешки «Марблс» как многофункциональное дидактическое средство для подготовки детей к школе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Королёва Галина Владимировна

Сегодня, подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Сущность адекватно построенного процесса подготовки детей к школе состоит в создании условий, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Это в свою очередь сподвигает нас, педагогов, отыскивать такие варианты и средства работы с детьми, которые бы этому способствовали. И одним из таких средств являются — камешки Марблс, о практической ценности которых еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но которые, при правильном и вдумчивом их использовании не только способствуют достижению высоких результатов в подготовке детей к школе, но и отвечают всем требованиям ФГОС ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Камешки «Марблс» как многофункциональное дидактическое средство для подготовки детей к школе

Сегодня, подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве. Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности, инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Сущность адекватно построенного процесса подготовки детей к школе состоит в создании условий, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Это в свою очередь сподвигает нас, педагогов, отыскивать такие варианты и средства работы с детьми, которые бы этому способствовали. И одним из таких средств являются — камешки Марблс, о практической ценности которых еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но которые, при правильном и вдумчивом их использовании не только способствуют достижению высоких результатов в подготовке детей к школе, но и отвечают всем требованиям ФГОС ДОО.

Стеклянный шарик Марблс - далёкий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.

Шарики получили своё название от английского «Марблс» (то есть мраморные).

Современные Марблс делают из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в работе более удобно, так как они более устойчивы и не перекатываются. Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели.

Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, красота которых завораживает настолько, что взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение – это весёлые, полезные и простые игры.  

Данные камешки можно использовать в работе с детьми 2-3 лет и старше. Но следует помнить, что детки младшего возраста могут свободно брать их в рот, поэтому рекомендуется использовать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Шарики Марблс могут использоваться как  в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной, в работе в парах), так и в самостоятельной деятельности  детей и являются полифункциональным дидактическим средством, которое находит применение во всех  образовательных областях.

Шарики Марблс и декоративные камушки вызывают у дошкольников чувство радости, счастья, стремление щупать, трогать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.

Наряду с этим Марблс способствует решению целого ряда задач:

а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

е) развивают навыки порядкового и количественного счета;

ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

к) способствуют развитию воображения и творчества;

И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.  

И это далеко не полный перечень, немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально - положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.   Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

В своей работе с детьми я использую такие игры и игровые упражнения как:

«Веселый счёт»

Цель: развитие навыков счёта.

Задание:

Выложить столько камешков, сколько:

- У человека носов?

- Сколько ножек у стола?

- Сколько пальцев на одно руке? На двух? и т.д.

 «Графический диктант» 

Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать  мелкую моторику рук.

Задание: 

Педагог дает устные задания, например:

«Положите красный камушек в центр листа. Синий - в  левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол,  синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний».

Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагога.  Педагог предлагает эталон разложенных камешков на  плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Сосчитай» 

Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать  мелкую моторику рук, закреплять навык классифицировать  предметы по цвету, форме, размеру, формировать умение  ориентироваться на ограниченной поверхности, закреплять  понятия «лево – право», «верх – низ», закреплять  порядковый и количественный счет, понятия «столбик», «ряд», «строка».

Задание: 

Расчерченное поле заполняется камешками разной формы,  размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается  сосчитать (устное задание) сколько, например, красных  камешков всего, или сколько больших и маленьких  камешков, или всего камешков всех цветов в определенных  рядах или на поле.

«Над, под, слева, справа»

Цель: ориентировка в пространстве.

Задание:

Найди треугольник справа от квадрата и положи на него голубой камешек, на треугольник слева от круга – синий. На треугольник под квадратом – оранжевый.

«Знакомство с буквой или  цифрой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы,  развивать мелкую моторику рук.

Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем  наложения камешков на ее контур.

«Волшебный мешочек»

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).

«Зеркало»

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.

«Составь схему»

Цель: закреплять умение составлять звуковую схему слова.

Описание: с помощью камешков марблс трёх цветов: синий(твёрдый согласный звук), зелёный (мягкий согласный звук) и красный(гласный звук) составить звуковую схему коротких слов.

«Писатель»

Цель: развитие связной речи.

Описание: ребёнок должен с помощью камешков марблс создать рисунок и придумать рассказ к нему. Камешки должны отражать образ какого-либо предмета, например, жёлтые камешки – солнце, синие – озеро, красные – цветы и т.д.

Логические игры «Крестики – нолики», «Шашки»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, формировать адекватную реакцию на победу и поражение,  здоровый игровой азарт, развивать мелкую моторику.

«Лабиринт»

Цель: ориентировка на плоскости, развитие  тактильных ощущений,  движениий пальцев рук.

«Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Описание: игра в парах. Один ребёнок создаёт последовательность из 5 различных камешков марблс, второй ребенок запоминает её, затем закрывает глаза, а ребёнок, который создал последовательность, меняет в ней что-то. Нужно найти изменение. Затем дети меняются ролями.

Корректурная проба

Цель: развивать усидчивость, внимание, совершенствовать  мелкую моторику рук.

Ребёнку предлагается закрыть на шаблоне определённую картинку (например: мячик). Задачу можно усложнить и предложить ребёнку закрывать мячики красным камнем, а машинки — синим камнем.

«Клад»

В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза и т. д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет».

«Выложи по образцу»

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.

Описание: детям необходимо по образцу выложить с помощью камней цветочки, рыбку, ёлочку, машинку.

«Мы творим чудеса»

Цель: развивать творчество, фантазию, мелкую моторику.

Рисование стеклянными шариками

Цель: развивать творчество, фантазию.

И это лишь часть тех игр и игровых упражнений, которые я использую в своей работе с детьми.

Таким образом, варианты игр с камешками марблс очень разнообразны, здесь нет предела творческим исканиям как педагога, так и детей. Польза для всестороннего развития детей очевидна – ведь даже прикосновение к гладким, прохладным камешкам приносит ребёнку тактильное и эмоциональное удовольствие, а творческие задания и игры с камешками создают ситуацию успеха в любом виде детской деятельности.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить и ваши  занятия, уважаемые коллеги, и повысить интерес к деятельности.

Успехов Вам в творческой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 города Благовещенска» Камешки « Марблс » как многофункциональное дидактическое средство для подготовки детей к школе Автор составитель: Королёва Галина Владимировна, педагог высшей кв.к.

Слайд 2

« Весёлый счёт »

Слайд 3

« Графический диктант »

Слайд 4

« Сосчитай »

Слайд 5

« Над, под, слева, справа »

Слайд 6

« Знакомство с буквой или цифрой »

Слайд 7

« Волшебный мешочек »

Слайд 8

« Зеркало »

Слайд 9

« Составь схему »

Слайд 10

« Писатель »

Слайд 11

« Логические игры »

Слайд 12

« Лабиринт »

Слайд 13

«Корректурная проба»

Слайд 14

« Клад »

Слайд 15

« Выложи по образцу »

Слайд 16

« Мы творим чудеса »

Слайд 17

« Рисование стеклянными шариками »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Роль дидактических игр в подготовке детей к школе

Содержание дидактических игр.Свойства и виды дидактических игр.Для чего нужны дидактические игры?...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, по подготовке детей к школе»

Незаметно пролетят дни, и ваши дети из дошколят превратятся в первоклассников.  Большую часть времени, которую раньше ребенок использовал для игр, будут занимать уроки. Игра - это то, что ваш реб...

Сборник дидактических игр для подготовки детей к школе с использованием многофункционального пособия «Волшебные камушки Марблс»

Предоставлена игровая технология с использованием нетрадиционного материала, в которой ясно, доступно и последовательно изложена система работы с камешками Марблс....

"Картотека дидактических игр как средство подготовки детей к школе"

В современной педагогике и психологии игра дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, в которой формируются основные для данного возраста психологические новообразования, которые необходим...

Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе всегда стояла в центре внимания. Решение данной проблемы меняется в связи с новыми правилами и системой образования. Основн...