Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/
статья по математике (старшая группа) на тему

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе

 

 

Аннотация. В данной статье отражена проблема развития познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания.

 

Ключевые слова. Дошкольный возраст, элементарные математические представления, дидактическая игра, интеллектуальное развитие.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС ДО дошкольного образовательного учреждения является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.

Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Я присоединяюсь к мнению ученых, изучавших познавательную активность и умственные способности детей. Работа по формированию познавательных способностей ведет к развитию всех психологических процессов, в частности мышления. Наиболее благоприятный период развития ребенка – дошкольный. Именно в этом возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка в последующем.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

Как уже известно, и, на мой взгляд, справедливо отмечено: средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка, выступает игра, которая является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки и явления окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Я считаю, что заниматься проблемой развития познавательной активности необходимо уже со второй младшей группы.

В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, потому, что усвоение математических знаний на различных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта   развития познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры математического содержания можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и игры-развлечения.

   Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра.  Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [18, С.12]

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль как воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.  Я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться   в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. 

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

 Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников, закреплять их представления   о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. 

Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка [14, С.24]

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала наглядный материал по логическому мышлению, занимательные вопросы, лабиринты, ребусы, головоломки, считалки, стихи, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

 Развитие познавательной активности детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.

 Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.

   От того, насколько будет развит у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

Список литературы

 

  1. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду». - М.: Просвещение, 1991. С.136

2.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.

3.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4.  Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с. 

5.  Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12.    – с.29 – 34.

6.  Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

7.  Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 2007.

8.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

9.  Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк, 2007.

 10.  Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.  – с. 21 – 26.

 11.  Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

 12.  Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику» (Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет). Москва 2005.

 13.  Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - №4. - с 2-6.

 14.  Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П.  -М.: Академия педагогических наук, 2003.  
            15.  Михайлова, З.А.  Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

  1.  Михайлова, З.А.  Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, Издательство Детство-Пресс, 2002 г.

  17. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,.-64с.

18.  Сухомлинский В.А. Не только разумом но и сердцем М.: КВАНТА+ 2002.-521с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СТАТЬЯ63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

С.А. Ондрина,

воспитатель МБДОУ д/с  № 11, г. Арзамас, РФ.

E-mail: ds.arzamas-11@mail.ru

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе

Аннотация. В данной статье отражена проблема развития познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, элементарные математические представления, дидактическая игра, интеллектуальное развитие.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС ДО дошкольного образовательного учреждения является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.

Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Я присоединяюсь к мнению ученых, изучавших познавательную активность и умственные способности детей. Работа по формированию познавательных способностей ведет к развитию всех психологических процессов, в частности мышления. Наиболее благоприятный период развития ребенка – дошкольный. Именно в этом возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка в последующем.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

Как уже известно, и, на мой взгляд, справедливо отмечено: средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка, выступает игра, которая является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки и явления окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Я считаю, что заниматься проблемой развития познавательной активности необходимо уже со второй младшей группы.

В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, потому, что усвоение математических знаний на различных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта   развития познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры математического содержания можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и игры-развлечения.

   Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра.  Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [18, С.12]

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль как воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.  Я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться   в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. 

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

 Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников, закреплять их представления   о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. 

Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка [14, С.24]

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала наглядный материал по логическому мышлению, занимательные вопросы, лабиринты, ребусы, головоломки, считалки, стихи, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

 Развитие познавательной активности детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.

 Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.

   От того, насколько будет развит у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду». - М.: Просвещение, 1991. С.136

2.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.

3.  Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4.  Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с. 

5.  Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12.    – с.29 – 34.

6.  Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

7.  Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 2007.

8.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

9.  Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк, 2007.

 10.  Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.  – с. 21 – 26.

 11.  Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.

 12.  Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику» (Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет). Москва 2005.

 13.  Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание.  2002. - №4. - с 2-6.

 14.  Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П.  -М.: Академия педагогических наук, 2003.  
           15.  Михайлова, З.А.  Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

  1.  Михайлова, З.А.  Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, Издательство Детство-Пресс, 2002 г.

  17. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,.-64с.

18.  Сухомлинский В.А. Не только разумом но и сердцем М.: КВАНТА+ 2002.-521с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе  для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...

"Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

1.Показать родителям актуальность работы по данному направлению.2.Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях....

Тема: «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»

Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Последний год обучения в детском сад...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе в средней группе

       Система увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками) способствует успешной подготовке детей к ...

Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе в средней группе

       Система увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками) способствует успешной подготовке детей к ...

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...