Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе
методическая разработка (подготовительная группа)
Проблема готовности дошкольников к обучению в школе всегда стояла в центре внимания. Решение данной проблемы меняется в связи с новыми правилами и системой образования. Основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная и интеллектуально-волевая готовность. В данном издании речь пойдёт об интеллектуальной готовности. В её структуре рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_abrosina.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе»
А.Н Абросина.
ГБДОУ детский сад № 15 Петродворцового района
воспитатель
Пояснительная записка.
Проблема готовности дошкольников к обучению в школе всегда стояла в центре внимания. Решение данной проблемы меняется в связи с новыми правилами и системой образования. Основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная и интеллектуально-волевая готовность. В данном издании речь пойдёт об интеллектуальной готовности. В её структуре рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
А.П. Усова отмечает возможности дидактической игры в общей подготовке ребенка к школе, отмечая, что 1) игра -это одна из сфер воспитания 2) обучение в форме дидактических игр основано на закономерностях и на стремлении ,3)многие дидактические игры составлены по принципу самообучения.
Наблюдая природу, события окружающей действительности, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Во многом у детей эти знания основаны на жизненном опыте, носят стихийный, разрозненный характер. Недостаточно просто иметь запас сведений об окружающем мире, нужно уметь ими пользоваться, высказывать собственное мнение, делать выводы. Должна быть развита любознательность, желание узнать новое. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Дидактическая игра имеет свою структуру:
-дидактическая задача
-игровая задача
-игровые действия
-игровые правила
-результат
Выделяют три вида дидактических игр:
-Игры с предметами
-Настолько печатные игры
-Словесные игры
Дидактическая игра-это игра только для ребенка, для взрослого это способ обучения.
При подготовке ребенка к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, логической или смысловой, эмоциональной. Память можно развивать с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, постепенно увеличивая объем учебного материала, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе.
Дидактические игры:
«Кто больше запомнит»
Цель: развивать воображение и память у детей.
Ход игры: Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
«Мешок сюрпризов»
Цель: учить определять предметы на ощупь, понимать их форму.
Ход игры:
Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.
«Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
«Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
сахар сладкий. а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
«Что за насекомое?»
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
«Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
«Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
«Звуковое лото»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
«Найди ошибку»
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С пер...
Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"
Опыт работы по подготовке детей к школе через игровую деятельность....
Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. такие качества, которые необходимы для д...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...
.Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...
Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников поср...