Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, по подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа)
Незаметно пролетят дни, и ваши дети из дошколят превратятся в первоклассников. Большую часть времени, которую раньше ребенок использовал для игр, будут занимать уроки. Игра - это то, что ваш ребенок уже умеет делать. Игра формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок чувствует себя знатоком своего дела: он сам выбирает себе нужные игрушки, он сам выбирает себе игровой сюжет и он сам реализует его в процессе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_podgotovke_detey_k_shkole.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, по подготовке детей к школе.»
Добрый день, уважаемые родители! Незаметно пролетят дни, и ваши дети из дошколят превратятся в первоклассников. Большую часть времени, которую раньше ребенок использовал для игр, будут занимать уроки. Игра - это то, что ваш ребенок уже умеет делать. Игра формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок чувствует себя знатоком своего дела: он сам выбирает себе нужные игрушки, он сам выбирает себе игровой сюжет и он сам реализует его в процессе игры.
Один из важных аспектов, в процессе игры ребёнок практически не утомляется, поскольку для него это интересный и эмоционально значимый вид деятельности.
Для подготовки будущего первоклассника главную роль играют его родители, ведь первый свой жизненный опыт ребёнок получает в семье. Делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании ребёнка – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. В связи с этим вам предоставляются несколько вариантов дидактических игр, которые вы можете использовать для занятий со своим ребёнком.
- Игры для развития мелкой моторики.
«Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: окрашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
«Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,
соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
«Заплети косичку»
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
- Игры на развитие внимания.
«Прямой и обратный счет»
Цель: развивать способность к распределению внимания.
Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д.
«Наблюдательность»
Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.
Инструкция:
Вам необходимо по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.
«Сосчитай глазами»
Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.
Инструкция:
Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой из строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
- Игры на развитие мышления.
«Как это можно использовать»
Ребёнку предлагается найти, возможно, большее число вариантов использования какого либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
«Говори наоборот»
а) Учим с ребёнком стихотворение
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – («низко»),
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – («близко»).
Скажу тебе я слово «трус» ответишь ты– («храбрец»),
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай – ( «конец»).
б) Предложить ребёнку: « Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький и т.п.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.
весёлый – грустный белый - чёрный
быстрый – медленный трусливый - храбрый
красивый – безобразный тяжёлый - лёгкий
пустой – полный трудолюбивый - ленивый
худой – толстый твёрдый - мягкий
умный – глупый шершавый – гладкий
«Угадай»
Загадываем ребёнку загадки.
«Найди пару»
Нарисованы носки. Ребёнку даётся задание: «Найди пару каждому носку»
«Лабиринты»
Прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно – образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.
- Игры на развитие памяти
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, подвижные игры со словами.
«Какой игрушки не хватает»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?» Далее игра усложняется:
а) увеличить кол-во игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
«Запомни слова»
ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память.
Вариант 1:
Предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить.
Вариант 2:
На какие две группы можно разделить эти слова.
«Рисуем на память узоры»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.
«Бусы»
ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.
Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
«Внимание»
ЦЕЛЬ: развивать зрительную память.
Задание: Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.
- Игры на развитие речи.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Задание: Ребенку называют животных. Ребёнок должен ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Задать вопросы: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Вариант 1.
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке?- Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2.
Где живёт медведь? - В берлоге.
Где живёт волк ?- В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
«Составь слово»
Из предлагаемого набора букв составить как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, т.(сок, том).
«Противоположности»
Назвать слова, противоположные по значению:
Тонкий – острый – чистый -
Громкий – низкий – здоровый - и т.п.
«Кто больше сочинит»
Подбирается несколько предметных картинок. Ребёнку предлагается найти рифму к названиям изображённых на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом картинок.
огурец – молодец; заяц – палец; очки – значки; цветок – платок
Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.
«Перевёрнутые слова»
Ребёнку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. например: МАИЗ – ЗИМА.
«Подбери слово»
Эта игра позволяет развивать сообразительность и умение выделять отдельные звуки и определять их место в слове. Подбери слово, чтобы первый звук был Р (рак. Рома, ..);..А (арбуз, автобус) и т. д.
Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний – Ш (карандаш. камыш,…)
Придумай кличку собаке, чтобы второй звук был У , а последний К (Шустрик, Кузнечик)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, луковица, …
«Кто быстрее»
Быстро и чётко произносить скороговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая практико-значимая работа Консультация для родителей «Место и роль семьи в подготовке детей к школе».
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе в семье....
Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе".
Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе", не требующих большой подготовки и временных затрат....
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в подготовке детей к школе".
Консультация для родителей о роли семьи в подготовке дошкольников к школе....
Консультация для родителей «ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»
Консультация для родителей«ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.»
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе.» ...
Консультация для воспитателей на тему "Использование сказки при подготовке детей к школе"
Консультациядля воспитателейна тему "Использование сказки при подготовке детей к школе"...
Онлайн-собрание на тему: "Роль игры при подготовки детей к школе"
Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка подготовительной к школе группы;обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;развивать навыки общения со ...