Модифицированная методика по определению уровня сформированности навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста
материал
Модифицированная методика по определению уровня сформированности навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_metodika.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная методика
по определению уровня сформированности навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста
Формы и методы проведения диагностики
Обследование детей (начальная .промежуточная и итоговая диагностика) проводится с целью сбора информации об успешности обучению чтению индивидуально каждого ребенка в группе.
Начальная диагностика проводиться в 1-2 неделя сентября, промежуточная конец декабря, итоговая 2-3 неделя мая.
Диагностирование детей проводится при помощи наглядных пособий, материалов Н.С . Жуковой , исходя из систематических наблюдений, индивидуальных бесед и игр с детьми
В начале года проводиться входящая диагностика (без бальной оценки).
Результативность занятий оценивается по бальной системе в середине года и по окончании учебного года.
ДИАГНОСТИКА
НАЧАЛО ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
П р и м е ч а н и е : возможен другой набор звуков.
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Выделение гласного звука в начале слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.
5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.
6. Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй языка.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .
О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.
Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».
Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.
Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим точку.
СЕРЕДИНА ГОДА
Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.
Р а з д е л 1. Фонетика.
1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».
Воспитатель говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Воспитатель предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слова-названия.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Деление слов на слоги.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.
Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-частичный ответ – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
4.Ударение.
О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».
В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильное определение ударения – 2 балла;
-постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».
Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя:
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого ты видишь на картинке?
- Как их зовут?
- Что делает Петя?
- Где находится Вова?
- Какое настроение у детей? Почему?
- Как ты думаешь, о чём они говорят?
К р и т е р и и о ц е н к и :
- полный, связный рассказ – 3 балла;
- краткий рассказ (нераспространённые предложения) – 2 балла;
- рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие рассказа – 0 баллов.
2. Составление схемы предложения.
О б о р у д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.
Воспитатель выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полная схема – 3 балла;
-частичное составление схемы – 2 балла;
-построение схемы с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие схемы – 0 баллов.
КОНЕЦ ГОДА
Р а з д е л 1. Фонетика
Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;
- согласные глухие в словах фара, стул, мак.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова
Звуковой анализ слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.
К р и т е р и и о ц е н к и:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
-отсутствие преобразования – 0 баллов.
Р а з д е л 3. Грамматически строй речи
Понимание смысла текста. Пересказ.
Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст;
в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный пересказ – 3 балла;
-частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
-пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие пересказа – 0 баллов.
Р а з д е л 4. Лексика.
1.Тематическая группировка слов.
Воспитатель предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д.
2. Умение истолковывать значение слов.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток.
3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…
4. Понимание случаев многозначности.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
К р и т е р и и о ц е н к и :
- полное объяснение – 3 балла;
-частичное объяснение – 2 балла;
- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие объяснений – 0 баллов.
Полученные результаты дают возможность сформировать представление об индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижениях группы детей в целом и выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – от 25 до 30баллов, средний – от 16 до 24 баллов, низкий – от 10 до 15 баллов).
Карта обследования навыков чтения детей.
№ | Ф.И.ребенка | Знание гласных букв | Знание согласных букв | Называет твердые слоги | Называет все слоги | Чтение коротких слов | Чтение длинных слов | Чтение предло- жений | Чтение текстов (скорость) | Поста- новка ударения | Класси- фикация звуков | Общий балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация."Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Экспериментальная работа с детьми, по выявлению особенностей нарушения связной речи у дошкольников старшего возраста....
Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...
Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик
Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик...
Статья _ Черкашина Т.А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик.
Черкашина Т. А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик / Т. А. Черкашина // Сборник авторских педагогиче...
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....