Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Одрина Марина Валерьевна

Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика

обследования уровня готовности к обучению грамоте детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Учитель - логопед Одрина М.В.

Исследование направлено на выявление нарушения готовности к обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В целях исследования нарушения готовности к овладению грамотой детей были использованы серии заданий (отобранные из диагностических методик Г. А. Волковой, С. П. Цукановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной), которые включали оценку:

− способности ориентироваться на плоскости;

− оценка состояния мелкой моторики, в том числе зрительно-моторной координации;

− состояния фонематического восприятия, простых форм фонематического

анализа и синтеза, в том числе умения выделять звук в составе слова;

− оценка звукопроизношения.

Задания подобраны с учетом возрастных, речевых и мыслительных особенностей детей. Результаты выполненных заданий оцениваются каждое отдельно. После этого подсчитывается суммарное количество баллов за все задания и оценивается по балльной системе.

Уровни готовности к обучению грамоте:

19-24 баллов – высокий уровень: подразумевает полную сформированность

фонематического восприятия. При выполнении заданий, направленных на диагностику данного процесса, у детей могут возникнуть небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса. В ориентации на плоскости затруднения не наблюдаются. Мелкая моторика высоко развита, в том числе и зрительно-моторная координация. Звукопроизношение не нарушено.

9-18 баллов – средний уровень: определяется сформированностью фонематического восприятия в целом. Затруднения при выполнении представленных заданий незначительны и выражаются в основном в увеличении количества времени, затраченного на выполнение задания. Тесты на выявление звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого. Могут возникнуть затруднения в ориентации на плоскости. Мелкая моторика, в том числе зрительно-моторная координация определяется хорошей согласованностью движений рук, точностью движений, ловкостью, плавностью, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием положения руки. Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений.

0-8 баллов – низкий уровень: в малом объеме сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что наблюдается в смешении сходных по звучанию фонем. Испытываются затруднения в ориентации на плоскости. Низкий уровень развития мелкой моторики отличаетсянапряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений. Звукопроизношение нарушено.

Блок 1. Оценка способности ориентироваться на плоскости.

Задание 1. Цель – выявить умение ориентироваться на плоскости (влево,

вправо, вверх, вниз).

Инструкция – найди пирамидку и ответь на вопросы:

− что находится слева от пирамидки;

− что находится справа от пирамидки;

− что находится вверху пирамидки;

− что находится внизу пирамидки.

Оценивание:

− 3 балла – все выполнено, верно;

− 2 балла – выполнено, верно, 2-3 пункта задания;

− 1 балл – выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в

направлении);

− 0 баллов – задание не выполнено, отказ от задания.

Блок 2. Оценка состояния мелкой моторики в том числе зрительно-моторной координации.

Задание 1. Цель – закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Инструкция - нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка).

Задание 2. Цель – выявить подготовку руки к письму, умение свободно рисовать плавные линии слева направо.

Инструкция – нужно обвести предметы по контору и правильно их заштриховать.

Задание 3. Цель – выявить сформированность зрительного восприятия. Инструкция – найти на картине спрятанные предметы.

Задание 4. Цель – изучить зрительную память.

Инструкция – посмотреть на рисунок, постараться его запомнить, назвать фигуры, а в дальнейшем нарисовать тот же рисунок на другом листе.

Оценивание:

− 3 балла – все выполнено, верно;

− 2 балла – выполнено, верно, 2-3 пункта задания;

− 1 балл – выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в нахождении предметов, в заштриховке, в запоминании и перенесении фигур на лист);

− 0 баллов – задание не выполнено, отказ от задания.

Блок 3. Оценка состояния фонематического восприятия, умения выделять звук в составе слова.

Задание 5. Цель – выявить умение ребенка выделять заданный звук из слова.

Инструкция –будет названа цепочка слов. Если услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши. Слушай внимательно: Аист, ель, енот, букварь, дом, астра, сон, стул, овца, арфа, амбар, ежик, алмаз, адрес, дождь, атлас, азбука, клоун.

Задание 6. Цель- выявить у детей умение узнавать неречевые звуки. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

Задание 7. Цель – выявить сформированность форм фонематического анализа у детей.

Инструкция – прослушай слова и назови первую гласную: Астра, искра, осень, улей, арка, игла, озеро, уши, ёжик, игра.

Назови последний звук в слове: жуК, доМ.

Оценивание:

− 3 балла – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 10-8 слов;

− 2 балла – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 7-5 слов;

− 1 балл – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 4-2 слова;

− 0 – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 1 слово, не выполнил задание или

отказался выполнять.

Блок 4. Оценка звукопроизношения.

Задание 8. Цель – выявить сформированность звукопроизношения у детей.

Инструкция – слушай и повторяй за мной слова (баран, бублик; ворона, сова; гриб, пугало; дом, дудка; жук, корж; зуб, коза; ком, сок; лиса, кол; мама, рама; нос, конь; папа, репка; река, дверь; снег, трость; тарелка, стакан; таракан, стул; филин, флаг;хлеб, ухват; цапля, птица).

Оценивание:

− 3 балла –правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

− 2 балла – один или несколько звуков изолированно и отраженно правильно

произносятся, но иногда подлежат заменам или искажениям в самостоятельной речи (недостаточно автоматизированы);

− 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук;

− 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...

"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где буче...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...