Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obsledovaniya.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика
обследования уровня готовности к обучению грамоте детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Учитель - логопед Одрина М.В.
Исследование направлено на выявление нарушения готовности к обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В целях исследования нарушения готовности к овладению грамотой детей были использованы серии заданий (отобранные из диагностических методик Г. А. Волковой, С. П. Цукановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной), которые включали оценку:
− способности ориентироваться на плоскости;
− оценка состояния мелкой моторики, в том числе зрительно-моторной координации;
− состояния фонематического восприятия, простых форм фонематического
анализа и синтеза, в том числе умения выделять звук в составе слова;
− оценка звукопроизношения.
Задания подобраны с учетом возрастных, речевых и мыслительных особенностей детей. Результаты выполненных заданий оцениваются каждое отдельно. После этого подсчитывается суммарное количество баллов за все задания и оценивается по балльной системе.
Уровни готовности к обучению грамоте:
19-24 баллов – высокий уровень: подразумевает полную сформированность
фонематического восприятия. При выполнении заданий, направленных на диагностику данного процесса, у детей могут возникнуть небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса. В ориентации на плоскости затруднения не наблюдаются. Мелкая моторика высоко развита, в том числе и зрительно-моторная координация. Звукопроизношение не нарушено.
9-18 баллов – средний уровень: определяется сформированностью фонематического восприятия в целом. Затруднения при выполнении представленных заданий незначительны и выражаются в основном в увеличении количества времени, затраченного на выполнение задания. Тесты на выявление звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого. Могут возникнуть затруднения в ориентации на плоскости. Мелкая моторика, в том числе зрительно-моторная координация определяется хорошей согласованностью движений рук, точностью движений, ловкостью, плавностью, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием положения руки. Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений.
0-8 баллов – низкий уровень: в малом объеме сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что наблюдается в смешении сходных по звучанию фонем. Испытываются затруднения в ориентации на плоскости. Низкий уровень развития мелкой моторики отличаетсянапряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений. Звукопроизношение нарушено.
Блок 1. Оценка способности ориентироваться на плоскости.
Задание 1. Цель – выявить умение ориентироваться на плоскости (влево,
вправо, вверх, вниз).
Инструкция – найди пирамидку и ответь на вопросы:
− что находится слева от пирамидки;
− что находится справа от пирамидки;
− что находится вверху пирамидки;
− что находится внизу пирамидки.
Оценивание:
− 3 балла – все выполнено, верно;
− 2 балла – выполнено, верно, 2-3 пункта задания;
− 1 балл – выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в
направлении);
− 0 баллов – задание не выполнено, отказ от задания.
Блок 2. Оценка состояния мелкой моторики в том числе зрительно-моторной координации.
Задание 1. Цель – закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Инструкция - нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка).
Задание 2. Цель – выявить подготовку руки к письму, умение свободно рисовать плавные линии слева направо.
Инструкция – нужно обвести предметы по контору и правильно их заштриховать.
Задание 3. Цель – выявить сформированность зрительного восприятия. Инструкция – найти на картине спрятанные предметы.
Задание 4. Цель – изучить зрительную память.
Инструкция – посмотреть на рисунок, постараться его запомнить, назвать фигуры, а в дальнейшем нарисовать тот же рисунок на другом листе.
Оценивание:
− 3 балла – все выполнено, верно;
− 2 балла – выполнено, верно, 2-3 пункта задания;
− 1 балл – выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в нахождении предметов, в заштриховке, в запоминании и перенесении фигур на лист);
− 0 баллов – задание не выполнено, отказ от задания.
Блок 3. Оценка состояния фонематического восприятия, умения выделять звук в составе слова.
Задание 5. Цель – выявить умение ребенка выделять заданный звук из слова.
Инструкция –будет названа цепочка слов. Если услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши. Слушай внимательно: Аист, ель, енот, букварь, дом, астра, сон, стул, овца, арфа, амбар, ежик, алмаз, адрес, дождь, атлас, азбука, клоун.
Задание 6. Цель- выявить у детей умение узнавать неречевые звуки. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.
Задание 7. Цель – выявить сформированность форм фонематического анализа у детей.
Инструкция – прослушай слова и назови первую гласную: Астра, искра, осень, улей, арка, игла, озеро, уши, ёжик, игра.
Назови последний звук в слове: жуК, доМ.
Оценивание:
− 3 балла – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 10-8 слов;
− 2 балла – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 7-5 слов;
− 1 балл – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 4-2 слова;
− 0 – ребенок хлопнул в ладоши или назвал 1 слово, не выполнил задание или
отказался выполнять.
Блок 4. Оценка звукопроизношения.
Задание 8. Цель – выявить сформированность звукопроизношения у детей.
Инструкция – слушай и повторяй за мной слова (баран, бублик; ворона, сова; гриб, пугало; дом, дудка; жук, корж; зуб, коза; ком, сок; лиса, кол; мама, рама; нос, конь; папа, репка; река, дверь; снег, трость; тарелка, стакан; таракан, стул; филин, флаг;хлеб, ухват; цапля, птица).
Оценивание:
− 3 балла –правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
− 2 балла – один или несколько звуков изолированно и отраженно правильно
произносятся, но иногда подлежат заменам или искажениям в самостоятельной речи (недостаточно автоматизированы);
− 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук;
− 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Использование технологии моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Исследование технологии моделирования в обучении дошкольников...
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
В работе представлен материал для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...
"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где буче...
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...