Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по информатике (старшая группа) на тему
Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраи- ваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим ста- новится актуальным развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и дея- тельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпо- сылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусмат- ривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «об- легчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных тех- нологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образова- тельную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информа-
ции, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познаватель- ного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельно- сти.
Нынешнее поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без те- лефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать кар- тинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить сво- их детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и ум- ственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.
Мы предлагаем альтернативное решение данной проблемы – исполь- зование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательной ак- тивности у детей старшего дошкольного возраста. И тогда дети станут ис- пользовать свои телефоны, не только для игр и приложений, но и для са- мостоятельного изучения окружающего их мира, для повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного воз- раста посредством ИКТ.
Была определена проблема: как по- средством ИКТ повысить уровень познавательной активности детей стар- шего дошкольного возраста?
Определены задачи:
- Изучить литературу по проблеме развития познавательной ак- тивности; проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.
- Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать комплекс мероприятий с примене- нием ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего до- школьного возраста.
- Выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Для развития познавательной активности у детей старшего дошколь- ного возраста посредством ИКТ были реализованы следующие этапы: тео- ретический, практический, продуктивный и аналитический. Остановимся подробно на характеристике каждого этапа.
Первый этап (ноябрь 2017 г. – январь 2018г.) – теоретический, направлен на изучение литературы по данной проблеме; на изучение прак- тического опыта, на мониторинг ДО на предмет использования ИКТ; на анализ современных программ, на подборку наиболее оптимальных про- грамм. С этой целью нами организованы и проведены следующие меро- приятия: проведение диагностики по выявлению уровня познавательной активности; мониторинг компьютерных программ, используемых в ДО: отбор наиболее оптимальных средств и программ ИКТ, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возрас- та; анализ предметно-развивающей среды ДОО в рамках использования ИКТ; изучение планов узких специалистов и воспитателей; встреча с представителями детского сада с целью изучения КИК (компьютерно- игровой комплекс).
Второй этап (январь 2018 – февраль 2018 г.) – проектировочный, направлен на разработку комплекса мероприятий по развитию познава- тельной активности: конспекты по каждой образовательной области; со- держания консультаций для педагогов и родителей.
Третий этап (март – май 2018 г.) – продуктивный, направлен на апробацию комплекса мероприятий. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной актив- ности детей старшего дошкольного возраста, проведение комплекса меро- приятий (организованной образовательной деятельности, проектной дея- тельности и т.д.) с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств.
Четвертый этап (на этапе реализации) – аналитический, направ- лен на выявление эффективности работы по развитию познавательной ак- тивности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ; обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.
Ниже представлен план мероприятий, реализованных в структурном подразделении « Детский сад» НОУ «ООЦ «Школа» :
Таблица 1. План мероприятий :
Этап | Задачи | Мероприятия | Названия мероприятий |
Теоретиче- ский | 1.Изучить литературу по проблеме развития познавательной активности; 2.проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмот- реть современные программы, на под- борку наиболее оптимальных про- грамм. 3.Выявить уровень развития познава- тельной активности у детей старшего дошкольного возраста. | - Проведение диагностики по вы- явлению уровня развития познава- тельной активности | -Диагностическое задание «Найди дом для животного»; -Диагностическое задание «О ком я гово- рю?»; -Диагностическое задание . «Зашифрован- ное послание». |
Проекти- ровочный | 1.разработать комплекс мероприятий по развитию познавательной активно- сти: конспекты по каждой образова- тельной области; 2. разработать содержание консульта- ций для педагогов и родителей. | - организация работы творческих групп, состоящих из студентов, преподавателей кафедры ТГУ, специалистов структурного под- разделения «Детский сад» НОУ «ООЦ «Школа» с целью разработ- ки конспектов ООД по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного; | -Работа творческих групп |
Продук- тивный | апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию позна- вательной активности у детей старше- го дошкольного возраста. | - ознакомление педагогов и роди- телей с возможностями использо- вания ИКТ для развития познава- тельной активности детей старше- го дошкольного возраста; | -консультация-беседа с педагогами на тему «Использование ИКТ в образовательной де- ятельности с детьми старшего дошкольного возраста»: Learningapps.org, Smart, Quiver Vision; -консультация для родителей на тему «Иг- раем с пользой» (использование программы “Quiver Vision” дома). Темы мероприятий: |
- проведение комплекса организо- ванной образовательной деятель- ности с детьми старшего до- школьного возраста с применени- ем информационно- коммуникативных средств | -Образовательная деятельность «В мире красок»; -Выставка рисунков «Такие разные краски; -Образовательная деятельность «Наши пер- натые друзья»; -Проект «Весна в лесу»; -Образовательная деятельность «Как живут растения и животные»; -Образовательная деятельность «Разнообра- зие весенних цветов»; -Игра – Первые цветы -Выставка «Мой домашний цветок» -Проект «Цветы в группе» -Образовательная деятельность по физиче- скому развитию «Тренировка с Крошем»; -Образовательная деятельность по речевому развитию «Непохожий на меня» -Образовательная деятельность по художе- ственно-эстетическому развитию «Весна пришла» -Образовательная деятельность по социаль- но-коммуникативному развитию «Все про- фессии важны, все профессии нужны» -Образовательная деятельность по познава- тельному развитию «Растение – наш тихий друг» | ||
Аналити- ческий | выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возрас- та посредством ИКТ. | обобщение полученных результа- тов; представление полученного опыта на научных конференциях. | Участие в конференциях «Дни науки ТГУ», «Дошкольник на современном этапе». |
Полученные результаты
Результат-эффект
В результате у детей повышен уровень развития познавательной ак- тивности по ряду показателей:
- позитивное отношение к процессу познания;
- умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать во- просы познавательного характера;
- способность работать сосредоточенно и продолжительно, прояв- лять настойчивость.
Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследо- вание объектов, установление связей между способом обследования и по- знаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочива- ние, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рас- суждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Результат-продукт: методическая копилка, включающая в себя конспекты мероприятий по развитию познавательной активности, содер- жание консультаций для родителей и педагогов.
Список литературы:
- Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л.И. Авенина, Пани- фидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
- Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // До- школьное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
- Маленькие граждане большого города: Коллективная монография
/ А.Г. Гогоберидзе [и др.]. Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: СОЮЗ, 2007.
– 400с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"
В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...
КУРСОВАЯ РАБОТА "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Курсовая работа по профилю "Дошкольное образование"...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...
Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...
«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...