Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) по теме
Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей направленности детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_po_vnedreniyu_metodiki_i.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня». Представляю полный отчет по проведенной работе.
Основанием для выбора данной методики является то, что не сформированность эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ведет к недостаточному пониманию и словесному выражению эмоциональных состояний как своих, так и чужих что в результате приводит к трудностям общения и процессу адаптации в общеобразовательной школе. Приемы методики просты в использовании, так как органично встраиваются в коррекционно - образовательную деятельность.
Алгоритм работы данной методики:
Подготовительный этап:
-изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;
-развитие паралингвистических средств общения;
-формирование интонационной выразительности речи.
Основной этап:
-формирование слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
-формирование слов - оценок, квалифицирующих вещь с положительной или отрицательной стороны;
-формирование слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
Заключительный этап: Активизация эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
Работа по внедрению методики начинается в сентябре. Мною было проведено исследование паралингвистических средств общения: детям – предлагались несколько заданий.
Зад.1 Цель задания – выявить способность ребенка правильно понять и выразить выраженное другим лицом состояние в лицевой экспрессии. Каждому ребенку предлагались изображения радостного, грустного, злого, испуганного, удивленного человека, затем ребенок должен сам изобразить каждое эмоциональное состояние. Успешность выполнения детьми понимания и выражения в лицевой экспрессии основных пяти эмоций (радости, грусти, злости, испуга и удивления) наглядно представлены на диаграмме Диаграмма1 ( к сожалению диаграммы не загрузились)
Качественный и количественный анализ показал, что наименьшие трудности вызвали задания изобразить на лице радость и грусть: радость правильно выразили 70 % детей,
грусть - 60 % детей. При необходимости выразить на лице злость, испуг, удивление дети испытывали значительные затруднения. С выражением эмоции «злость» справились 40 % детей. Выполнили неверно 40 % детей, так как неправильно определили эмоцию по предложенному изображению. Не справились с заданием 20 % детей. Испуг правильно определили и выразили 20 % детей, 30 % не справились с заданием вообще, 50 % справились частично, так как эмоциональное состояние определили правильно, но использовали средства лицевой экспрессии, характерной для выражения удивления. Аналогичная ситуация сложилась с выполнением задания эмоции «удивление». Не испытывали трудности в выполнении 40 % детей, 20 % не справились с заданием, а 40 % детей выполнили частично, так как смешивали удивление с радостью. Данные результаты обусловлены трудностями в дифференциации этих эмоций, непонимания выражения эмоций в лицевой экспрессии других людей, а также следует отметить, что для детей с речевыми нарушениями характерны проявления гипомимии - бедности выражения эмоций мимическими средствами, вследствие особенностей моторики данной категории детей.
По результатам вторичного исследования (май) выявлено следующее: для обследования понимания и выражения эмоциональных состояний в лицевой экспрессии были взяты аналогичные задания, Результаты отображены на диаграмме 2
Количественный и качественный анализ повторного обследования обнаружил, что детей не справившимися с пониманием и выражением эмоций радости, грусти, злости нет – 100 %, с правильным пониманием и выражением испуга справились – 70 % детей, удивления- 80 %. Испытывали трудности в определении и выражении в лицевой экспрессии эмоции удивления – 20 % детей. При демонстрации испуга дети использовали средства лицевой экспрессии,
характерные для выражения удивления – 30 %, при передаче на лице удивления в 20 % демонстрировали радость.
Сравнительный анализ данных показал, что в результате проведенной работы по коррекции паралингвистических средств общения, понимания и выражения детьми в лицевой экспрессии эмоции радости увеличились на 30 %, грусти - на 40 %, злости - на 80 %, испуга - на 50 %, удивления на 40 %.
Вывод: Коррекционная работа над развитием паралингвистических средств общения значительно повысила умение детей выражать в лицевой экспрессии эмоциональные состояния, улучшила состояние мимической мускулатуры, дифференциации детьми эмоциональных состояний. Коррекционная работа имеет положительную динамику.
Вторым заданием было (сентябрь) - изучение восприятия и называния детьми графического изображения эмоций. Ребенку предлагается пять пиктограмм с графическим изображением на лице радости, грусти, злости, испуга, удивления. Предъявляют их по одной, сопровождая вопросом: «Какое это лицо?»
Результаты указаны в диаграмме 1
Количественный и качественный анализ результатов обследования дошкольников показал, что все дети правильно определили радость в графическом изображении, грусти 80 %, злости 50 %, испуга 40 %, удивления 20%. смешивали эмоциональные состояния злости с грустью – 40 %; испуга с удивлением, грустью, злостью – 40 %; удивления с радостью, испугом- 60 %.
Данные результаты обусловлены неумением определять и дифференцировать эмоции, низким уровнем пассивного и активного словарного запаса, актуализации словаря, нарушением зрительно - пространственного восприятия.
По результатам вторичного исследования (май) (для обследования определения и называния эмоциональных состояний детьми взяты аналогичные задания, что и при первичном обследовании состояния эмоциональной лексики).
успешность выполнения детьми определения и называния эмоциональных состояний наглядно представлена в диаграмме 2.
Количественный анализ контрольного обследования детей показал, что определение и называние эмоциональных состояний грусти- 100 %, злости- 100 %, испуга- 80 %, удивления 70 %, затруднения с выражением эмоции радость нет. В качественном плане дети стали более точны в определении эмоциональных состояний и меньше стали смешивать эмоции испуга с радостью, удивления со злостью, а эмоции радости, грусти, злости определять и называть безошибочно. Сравнительный анализ показал, что точность определения и называния эмоциональных состояний грусти увеличилась на 20 % , злости увеличилась на 20 %, испуга – на 40 %, удивления – на 50 %.
Вывод: Коррекционная работа по определению и называнию эмоций по результатам сравнительного анализа имеет положительную динамику.
Дети более точно дифференцируют эмоциональные состояния по картинкам, пиктограммам, то есть в графическом изображении и более точно называют эмоции, что указывает на улучшение процесса актуализации слов, пополнении словарного запаса и зрительно-пространственного гнозиса.
3 задание. Цель - исследование интонационной выразительности речи.
Для изучения интонации детей при передаче различных эмоциональных состояний (радости, грусти, испуга, удивления, грусти), служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний каждому ребенку предлагалась предметная картинка с изображением собаки (кошки), и он должен составить фразу, например: « У меня есть собака (кошка)». Затем создавались ситуации, и ребенку предлагалось произнести это высказывание радостно, грустно, зло, испуганно, удивленно. Успешность выполнения заданий детьми наглядно представлена на диаграмме 1.
Количественный и качественный анализ по результатам обследования интонационной стороны речи детей с ОНР выявил, что полностью справиться с заданием не удалось ни одному ребенку. Наименьшие трудности возникли с интонацией радости -70 % детей справились с заданием, 30 % детей смешивали радость с интонацией удивления. Произнесение фразы с интонацией грусть и злость выполнили 50 % детей, 50 % детей не справились с заданием. С выражением интонации испуга справились 30 % детей, 60 % детей произнесли фразу с восклицательной интонацией, 10 % не справились вообще. Обнаруженные недостатки обусловлены низким уровнемсформированности у детей мелодичности голоса (повышение и понижение голоса), ритма речи, восприятия и дифференциации эмоциональных состояний, выражения эмоциональных интонацией в экспрессивной речи, характерных для детей с дизартрией. Для обследования интонационной стороны речи детей при передаче эмоциональных состояний были взяты задания, использовавшиеся при первичном обследовании состояния эмоциональной лексики.
Диаграмма 2 Успешность выражения детьми интонации и эмоциональных состояний.
Количественный анализ контрольного обследования показал, что с произнесением фразы с интонацией радости справились все дети- 100 %, с интонацией грусти- 80 %, с интонацией злости- 90 %, с интонацией испуга и удивления – 80 %. Выполнено не верно: грусти – 20 %, злости – 10 %, испуга- 20 %, удивления- 20 %. Отказа от выполнения задания нет.
В качественном плане у детей улучшились голосовые характеристики: улучшились голосовые модуляции, просодические характеристики: темп, ритм, паузация.
Сравнительный анализ показал, что произнесение фразы с интонацией радости улучшилось на 30 %, с интонацией грусти - на 30 %, с интонацией злости - на 40 %, с интонацией испуга - на 50 %,с интонацией удивления - на50%.
Вывод: Целенаправленная систематическая и последовательная работа над развитием интонационной стороны речи в области эмоциональной лексики с детьми с ОНР (III уровень) имеет положительную динамику.
Задание 4 Обследование синонимических отношений. Были предложены задания:
Задание 1. Каждому ребенку предлагалось подобрать к каждому слову (радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный) другие слова похожие по смыслу (синонимы), которыми можно данное слово заменить. Результаты обследования представлены в Диаграмме1.
Количественный анализ показал, что подбор синонимов детьми значительно затруднен. С заданием в полном объеме не справился ни один ребенок. Дети справились с заданием частично. Правильно справились с подбором синонимов к словам радость -60 %, грусть- 30 %, злость -40 %, испуг-10 %, удивление- 0 %. Наибольшие затруднения вызваны с подбором синонимов к словам удивление- 80 % детей, грусть- 50 %, испуг- 60 %.
Качественный анализ выявил характерные ошибки: образование синонимов путем присоединения частицы «не» (радостная - негрустная, грустная - невеселая, недобрая, нерадостная). Использование смысловых замен из-за недостаточной дифференцировки эмоциональных состояний (грустная – злая, испуганная, злой – грустный, испуганный; испуганный – удивленный, грустный, веселый, злой; удивленный – веселый, грустный, злой); замены частей речи (удивленный – удивился, испуганный - испугался); фонетической близости звуков (грустная – грузная).
Вывод: Ошибки у данной категории детей характерны из-за недостаточного пассивного словарного запаса, нарушения фонематического слуха, нарушения процесса актуализации слов, наличие вербальных парафазий, обусловленных несформированностью семантических полей и выделения ядра отдельного семантического поля.
Количественный анализ контрольного обследования синонимических отношений обнаружил, что 90 % детей правильно подбирают синонимы к эмоции радости, 80 % - к эмоции грусти, 80 % -к эмоции злости, 70 % -к эмоции испуга, 80 % к эмоции удивления. Отказа от выполнения задания нет.
Дети старались подобрать слова, но делали это с ошибками - к эмоции радость 10 % детей, к эмоции грусть 20 %, к эмоции злость 20 %, к эмоции испуг 30 %.
Успешность подбора детьми синонимов при контрольном исследовании наглядно представлена в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Употребление синонимов в области эмоциональной лексики.
В качественном плане дети более точно дифференцируют эмоциональные состояния, значительно повысился словарный запас. Следует отметить, что не все дети выполняли задания правильно. Дети неправильно подбирали синонимы, смешивали смысловые значения слов.
В результате сравнительного анализа выявлено, что подбор детьми синонимов к эмоции радость увеличился на 30 %, к эмоции грусть на 50 %, к эмоции злость 40 %, к эмоции испуга 60 %, к эмоции удивления 80 %.
Вывод: В результате коррекционной работы процесс актуализации слов в области эмоциональной лексики находится на более высоком уровне, чем при первичном обследовании, значительно увеличился словарный запас эмоциональной лексики. Коррекционная работа имеет положительную динамику. Следует отметить, что в силу индивидуальных особенностей формирования семантических полей, процесса актуализации слова, не все дети справились с заданием.
Задание 5. Цель - обследование антонимических отношений. Были предложены следующие задания:
Задание 1. Детям предлагалось к каждому слову, входящему в состав эмоциональной лексики (хороший, радостный, красивый, добрый, умный, здоровый, интересный, вкусный, полезный, приятный) подобрать слова с противоположным значением (антонимы) с помощью игры «Скажи наоборот».
Количественный анализ способности детей подбора слов- антонимов один ребенок (10 %) отказался от ответа, относящихся к эмоциональной лексике показал, что 60 % детей дали ошибочный ответ, правильно ответили 30 % детей.
Успешность выполнения задания детьми по подбору антонимов наглядно представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Исследование антонимических отношений
Качественный анализ выполнения заданий детьми показал, что дети испытывают значительные затруднения при подборе слов - антонимов. При отсутствии варианта, какого- либо ответа дети отказываются отвечать. Характерные лексические ошибки:
образование антонимов путем присоединения частицы «не» (радостный – нерадостный, умный – неумный) . Смысловые замены на основе недостаточной дифференцировки эмоциональных состояний (злой – весёлый, приятный - добрый); называние слов – синонимов (радостный – веселый, добрый – незлой).
Вывод: Ошибки у данной категории детей обусловлены сниженным словарным запасом, нарушением актуализации словаря, низким уровнем семантических полей, неумением дифференцировать эмоциональные состояния, проблемами в эмоционально-волевой сфере.
По результатам контрольного обследования установлено, что процесс актуализации слов – антонимов в области эмоциональной лексики значительно улучшился в количественном и качественном плане.
Успешность употребления детьми антонимов наглядно представлена в Диаграмме 2.
Отказа от ответа нет, правильный подбор антонимов- 80 %, ошибочный ответ- 20 %.
Сравнительный анализ исследования антонимических отношений показал, что правильный подбор детьми антонимов увеличился на 50%, отказа от ответа нет. Ошибочный подбор сократился на 40%.
Вывод: Коррекционная работа по подбору детьми слов – антонимов,
относящихся к эмоциональной лексике, исходя из индивидуальных особенностей формирования семантических полей и процесса актуализации слова у детей, требует более длительного времени.
Задание 6 Цель – обследование активной лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки поступков героев в беседе.
Для обследования активной лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки поступков героев в беседе, взяты аналогичные задания, что и при первичном исследовании. Результаты представлены в таблице 8. Сделан сравнительный анализ.
Употребление эмоциональной лексики в беседе наглядно представлено в диаграмме
« Успешность употребления детьми эмоциональной лексики в беседе»
Сравнительный анализ показал, что потребление детьми слов, относящихся к эмоциональной лексике, в беседе увеличилось на 60 %, с низким уровнем употребления - на 40 %, не употребления - нет.
Задание 7.Цель - обследования активной лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки поступков героев, при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Для обследования активной лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки поступков героев, при составлении рассказа по серии сюжетных картин взяты аналогичные задания, что и при первичном исследовании.
Употребление эмоциональной лексики в рассказе наглядно представлены в Диаграмме «Употребление эмоциональной лексики детьми в рассказе»
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок частота употребления детьми слов, относящихся к эмоциональной лексике, достигла 80 %, низкий уровень употребления- 20 %.
По результатам контрольного обследования установлено, что дети в беседе и при составлении рассказа по сюжетным картинкам употребляют слова, относящиеся к эмоциональной лексике, образованные не только путем морфологических преобразований, но и слова - оценки, и слова, выражающие чувства персонажей сказки. В качественном плане рассказы детей имеют логическую последовательность, используются распространенные и нераспространенные предложения, речь содержит интонационные характеристики.
Сравнительный анализ показал, что употребление слов, относящихся к эмоциональной лексике при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, увеличилось на 60 %,,с низким уровнем употребления - на 30 %, не употребления - нет.
Общий вывод по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР : Коррекционную работу по активизации эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) целесообразно начинать с пяти лет, так как по результатам контрольного обследования установлено, что не все дети в силу своих индивидуальных особенностей восприятия, усвоения и переработки информации выполнили задания верно. Дети испытывают трудности в дифференциации эмоций, актуализации слов в области эмоциональной лексики (особенно в отношения антонимии и синонимии). Им необходим более длительный период для усвоения антонимических и синонимических отношений, поэтому коррекционную работу следует начинать раньше, удлинив периоды работы над развитием паралингвистических средств общения, интонационной стороны речи, словарного запаса слов, относящихся к эмоциональной лексике. Это приведет к увеличению частоты употребления слов эмоциональной лексики в связной речи и обогатит речь ребенка эмоциональной выразительностью, то есть качественно изменит речевое развитие ребенка, увеличит возможности в понимании эмоциональных переживаний других людей и коммуникативные способности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, кроме того, качественно улучшит успешность школьной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:1....
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.
При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...
статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "
Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование речи старших дошкольников с ОНР показывает, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушеОсобенности их лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и об...