Конспект занятия: «Семейный бюджет».
методическая разработка (старшая группа)

Знакомство с понятием «Семейный бюджет».

         Цель;      

- формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные экономические представления;

- развивать экономическое мышление у дошкольников;

- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры Задачи:

- Дать представление детям о семейном бюджете.

- Развивать речь детей, расширять словарный запас.

- Закрепить навыки счета в пределах 6.

- Закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова.

- Развивать логическое мышление, умение соотносить название магазина и того, что в нем продается.

- Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища, развивать коммуникативные качества ребенка

Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций.

Оборудование: 3 картинки, 1 кошелек , «товар», ценники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с понятием «Семейный бюджет».

         Цель;        

- формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные экономические представления;

- развивать экономическое мышление у дошкольников;

- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры Задачи:

- Дать представление детям о семейном бюджете.

- Развивать речь детей, расширять словарный запас.

- Закрепить навыки счета в пределах 6.

- Закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова.

- Развивать логическое мышление, умение соотносить название магазина и того, что в нем продается.

- Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища, развивать коммуникативные качества ребенка

Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций.

Оборудование: 3 картинки, 1 кошелек , «товар», ценники.

Ход занятия: 

Беседа с детьми.

- Ребята, я шла утром сегодня в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую кошелек).

- Что это такое?

- Для чего же нужен этот кошелек?

- Правильно, чтобы хранить деньги. Но мне очень интересно узнать, знаете ли вы зачем людям деньги?

Ответы детей. (Покупать продукты, одежду, платить за квартиру, садик, проезд. Покупка лекарства, бензина, игрушек и т. д.) Покупаем, берем из кошелька и отдаем деньги – это расход.

Нужно хорошо подумать, куда мы будем расходовать деньги.

Рубль — трудовой, потому и дорогой.

Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет и его составляющие.

- Где зарабатывают деньги ваши родители?

Мама и папа работают, и за свой труд они получают заработную плату.

-А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия).

-А почему они получают деньги, ведь они не работают?

- Люди, которые на пенсии, получают деньги за свой труд в молодости.

-Дети, вы сейчас не зарабатываете никаких денег, потому что вы не работаете. Сейчас ваша обязанность ходить в детский садик и хорошо себя вести, не огорчая родителей. Когда вы вырастите, то пойдёте учится в школу и за свою хорошую учёбу вы будете получать хорошие отметки. После школы вы будете учится на профессию и если вы будете хорошо с этим справляться - вам за отличную будут платить деньги - стипендию.

Есть ли у кого старшие братья и сёстры студенты? Получают ли они стипендию? А есть ли в вашей семье пенсионеры?

Все деньги в вашей семье, которыми мы может распоряжаться, называются бюджетом. Все деньги, которые положили в кошелек – это доход. Кто получает деньги? За что платят деньги папе, маме, бабушке, студентам? (Пояснение понятий зарплата, пенсия, стипендия)

Деньги, доход – это плата за труд

Бюджет – это план расходов и доходов в семье.

- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников-  нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Ответы детей-

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

Представьте, что мы пришли в магазин. На витрине выложен товар. А что это за этикетки с цифрами? – Ответы детей. – Верно, это ценники. Они нужны, чтобы знать, сколько мы отдадим денег за этот товар.

Сколько стоит хлеб? А молоко? Что больше стоит? – Ответы детей. Значит, молоко стоит больше чем хлеб. А что самое дорогое? – Ответы детей. Верно, самое дорогое – игрушка.

Дидактическая игра«В какой магазин идти?»

В каком магазине можно купить

- морковку, капусту, груши, бананы? – овощи-фрукты, овощной магазин.

- молоко, сметану, масло? – молоко, молочный магазин, продуктовый.

- хлеб, батон, кекс? – хлеб, хлебный, булочная, продуктовый.

- кофту, брюки, пальто? – одежда, магазин одежды, универмаг.

- туфли, сапоги, ботинки? – обувь, обувной магазин, универмаг.

- стол, кровать, буфет? – мебель, мебельный магазин.

- хлеб, молоко, конфеты, игрушки, мясо? – супермаркет (новое слово)

Супермаркет – большой магазин, где продают различные товары.

Физминутка:

Для здоровья, настроенья.

Делаем мы упражненье;

Руки вверх и руки вниз,

На носочки подтянись

То присели,  то качнулись.

И опять же улыбнулись.

Решение задач. Дать понятие – дефицит.

Чтобы не получилось, что нечем платить за покупку, надо сначала подсчитать, сколько у вас денег и сколько стоит товар.

Деньги счет любят.

Нужно хорошо подумать, что необходимо взять, а что можно заменить другим товаром, и заплатить меньше, что бы ещё остались деньги. Экономия.

Вывод: Чтобы в семейном бюджете деньги были всегда, нужно хорошо зарабатывать и расходовать деньги с умом.

Не деньги богатство: бережливость да разум.

Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?

- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.

- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?

- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «Семейный бюджет».

Цель: дать элементарные сведенья об экономике .Продолжать знакомить с понятием «Семейный бюджет» и его основными элементами .Воспитывать культуру поведения ,умение экономно и рационально т...

Конспект занятия "Семейный бюджет"

занятие по экономике для детей подготовительной группы "Семейный бюджет"...

Развивающее занятие "Семейный бюджет и расходы семьи"

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительногопользования, на товары кратковре...

Конспект итогового занятия "Семейный бюджет"

Конспект итогового  занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Семейный бюджет",...

Конспект занятия "Семейный бюджет и расходы семьи"

Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение...

Технологическая карта занятия «Семейный бюджет и расходы семьи»

Технологическая карта занятияОбразовательные области: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие.Тема занятия:  «Семейный бюджет и расходы семьи»Возрастная гр...

Конспект занятия "Семейный бюджет"

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраств является одним из важнейших  формирований первичных  социальных компетенций в сфере личных личных и семейных финансовов.. В д...