Конспект занятия "Семейный бюджет и расходы семьи"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._byudzhet.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД. Тема: Семейный бюджет и расходы семьи.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит?
Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?
Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель: Чем занимается папа?
Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?
Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?
Дети: Продукты.
Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?
Дети: Порошок, мыло.
Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?
Дети: Чистящее средство.
Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: Без денег.
Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Воспитатель: Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).
Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Воспитатель: Давайте передохнем немного.
Физминутка
Руки поднялись у нас - это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Воспитатель: Продолжаем работать.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись? Ответы детей
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы не основные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению «Семейный бюджет и расходы семьи»
раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)....
Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основныеисточники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). За...
Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)
Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия...
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)
Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...
Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи»
ОД по финансовой грамотности...
«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»
Конспект НОД финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...
Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).Задачи: Расширять представление детей о том, как ...