Конспект занятия "Семейный бюджет и расходы семьи"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Пыркова Алена Алексеевна

Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._byudzhet.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема: Семейный бюджет и расходы семьи.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.

Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

                                                     Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: Продолжаем работать. 

Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

—Дети, посмотрите на эти тучки.

(Воспитатель показывает детям схему дохода)

-  Ребята, представьте, что тучки – это бюджет.  На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит  бюджет семьи увеличился  и это - доходы.  Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)

(Воспитатель показывает детям схему расхода)

-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли), эта тучка стала меньше,  значит, бюджет семьи  уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.

- повторите, что такое расходы (ответы детей)

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы  увеличились и было меньше расходов?

-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 10 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

                Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников-  нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают

Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись? Ответы детей

Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

-А еще, ребята, есть расходы не основные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?

-новая шуба, перчатки, новая кукла.

-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

                                        Заключительная часть.

– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?

- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.

- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?

- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению «Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)....

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основныеисточники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  За...

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)

Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).Задачи: Расширять представление детей о том, как ...