Познавательная инициатива
учебно-методический материал
Предлагаемый инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Его преимущества по сравнению с имеющимися (предлагающимися) практиками, заключается в следующем:
- «Карта развития» позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение);
- выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);
- позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_initsiativa.doc | 32 КБ |
poznavatelnaya_initsiativa.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Посмотрите, у вас на столе стоит коробка. Как вы думаете, что в ней лежит? Как ее открыть? И т.д. (достаем предметы, отгадываем, предполагаем).
- Молодцы, вы правильно догадались, что одной из основных сфер инициатив ребенка является познавательная инициатива.
Познавательная инициатива (любознательность) – включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Ребенка дошкольника всегда отличала любознательность. С момента рождения ребенку хочется как можно больше познать.
Карта познавательной инициативы занимает особое место. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что их интересуют 3 типа объектов.
1 тип. Дети исследуют объекты в реальной действительности. Все, что для них новое, они изучают, берут в руки и т.д. Эта особенность характерна для детей 3 – 4 лет.
2 тип. Еще одним важным объектом исследования является образно-символический материал. Этот материал представлен в фотографиях, рисунках, которые рассказывают об окружающей действительности. Такой материал представлен различного рода дидактическими пособиями. Этот тип объектов характерен для детей 4-7 лет.
3 тип. Очень весомыми, значимыми для исследования относятся объекты нормативно-знакового материала. Такой материал представляет собой комплекты цифр, букв, различных карт, схем, которые могут быть использованы и в продуктивных видах деятельности. Например, лепка, аппликация по схеме и т.д. Этот материал используется в старшем дошкольном возрасте.
Современные дети не умеют действовать с материалом, который предлагают воспитатели. Ребенку проще не добывать информацию путем рассматривания, экспериментирования, делая соответствующие выводы, а просто взять гаджет и найти то, что необходимо – получить готовый материал. Поэтому педагогам и родителям необходимо поддерживать ребенка, отвечать ему на любые вопросы, учить высказывать свои предположения. Ни в коем случае сразу не давать готовый ответ. Т.к. в дальнейшем, будучи уже учеником, дети не могут понять материал, будут бояться задавать вопросы, потому что это неудобно, потому что не умеют формулировать сам вопрос.
Познание детей – это очень тонкий процесс, который обязательно должен подвергаться оценке со стороны воспитателей. Наблюдая за познавательной деятельностью, в свободной деятельности, воспитатель приобретает больше возможности для того, чтобы совершенствовать свою деятельность, образовательный процесс. Этот инструментарий для воспитателя нужен для того, чтобы добиваться повышения качества образования. Вносить корректировки в образовательный процесс, определяя уровень развития детей.
В инструментарии представлены показатели, уровни и ключевые характеристики познавательной инициативы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью).
1-й уровень\ низкий (типично в 3-4 года).
Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
2-й уровень\средний (типично в 4-5 лет).
Показатели: предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать чтото относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так..., или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.
Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что? Как? Зачем?»); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.
3-й уровень\высокий (типично в 6-7 лет).
Показатели: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного («Как? Почему? Зачем?»); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Потому что...»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).
Сейчас, мы предлагаем вам посмотреть видеофрагменты познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и определить, к какому уровню можно отнести деятельность детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательная инициатива (любознательность) – включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Типы объектов 1 тип
2 тип
3 тип
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью). 1-й уровень\ низкий (типично в 3-4 года). Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки : проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
2-й уровень\средний (типично в 4-5 лет). Показатели: предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так..., или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования. Ключевые признаки : задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что? Как? Зачем?»); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.
3-й уровень\высокий (типично в 6-7 лет). Показатели: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного («Как? Почему? Зачем?»); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Потому что...»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки : задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).
Желаем творческих успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"
Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...
Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.
В статье изложен вариант развития познавательной инициативы старших дошкольников в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития э...
«Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы»
Статья для педагогов ДОУ раскрывающая вопрос применения метода проектов в ДОУ как средство развития позновательной инициативы дошкольников....
Проект развития детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ. Наблюдение за рекой.
Долгосрочный проэкт рассчитан на один год подготовительный возраст....
Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В презентации даётся обоснование использованию проектной деятельности в ДОУ, раскрываются специфические особенности этой деятельности, приводится классификация проектов, содержательно раскрывают...
Консультация "Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы"
Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы....