Познавательная инициатива
учебно-методический материал

Катушева Елена Владимировна

Предлагаемый инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Его преимущества по сравнению с имеющимися (предлагающимися) практиками, заключается в следующем:

  • «Карта развития» позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение);
  • выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);
  • позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_initsiativa.doc32 КБ
Office presentation icon poznavatelnaya_initsiativa.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Посмотрите, у вас на столе стоит коробка. Как вы думаете, что в ней лежит? Как ее открыть? И т.д. (достаем предметы, отгадываем, предполагаем).

- Молодцы, вы правильно догадались, что одной из основных сфер инициатив ребенка является познавательная инициатива.

Познавательная инициатива (любознательность) – включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

        Ребенка дошкольника всегда отличала любознательность. С момента рождения ребенку хочется как можно больше познать.

        Карта познавательной инициативы занимает особое место. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что их интересуют 3 типа объектов.

        1 тип. Дети исследуют объекты в реальной действительности. Все, что для них новое, они изучают, берут в руки и т.д. Эта особенность характерна для детей 3 – 4 лет.

        2 тип. Еще одним важным объектом исследования является образно-символический материал. Этот материал представлен в фотографиях, рисунках, которые рассказывают об окружающей действительности. Такой материал представлен различного рода дидактическими пособиями. Этот тип объектов характерен для детей 4-7 лет.

        3 тип. Очень весомыми, значимыми для исследования относятся объекты нормативно-знакового материала. Такой материал представляет собой комплекты цифр, букв, различных карт, схем, которые могут быть использованы и в продуктивных видах деятельности. Например, лепка, аппликация по схеме и т.д. Этот материал используется в старшем дошкольном возрасте.

        Современные дети не умеют действовать с материалом, который предлагают воспитатели. Ребенку проще не добывать информацию путем рассматривания, экспериментирования, делая соответствующие выводы, а просто взять гаджет и найти то, что необходимо – получить готовый материал. Поэтому педагогам и родителям необходимо поддерживать ребенка, отвечать ему на любые вопросы, учить высказывать свои предположения. Ни в коем случае сразу не давать готовый ответ. Т.к. в дальнейшем, будучи уже учеником, дети не могут понять материал, будут бояться задавать вопросы, потому что это неудобно, потому что не умеют формулировать сам вопрос.

Познание детей – это очень тонкий процесс, который обязательно должен подвергаться оценке со стороны воспитателей. Наблюдая за познавательной деятельностью, в свободной деятельности, воспитатель приобретает больше возможности для того, чтобы совершенствовать свою деятельность, образовательный процесс. Этот инструментарий для воспитателя нужен для того, чтобы добиваться повышения качества образования. Вносить корректировки в образовательный процесс, определяя уровень развития детей.

В инструментарии представлены показатели, уровни и ключевые характеристики познавательной инициативы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью).

1-й уровень\ низкий (типично в 3-4 года). 

Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

2-й уровень\средний (типично в 4-5 лет). 

Показатели: предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать чтото относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так..., или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что? Как? Зачем?»); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

3-й уровень\высокий (типично в 6-7 лет). 

Показатели: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного («Как? Почему? Зачем?»); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Потому что...»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

         

Сейчас, мы предлагаем вам посмотреть видеофрагменты познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и определить, к какому уровню можно отнести деятельность детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Познавательная инициатива (любознательность) – включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Слайд 4

Типы объектов 1 тип

Слайд 5

2 тип

Слайд 6

3 тип

Слайд 9

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью). 1-й уровень\ низкий (типично в 3-4 года). Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки : проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

Слайд 10

2-й уровень\средний (типично в 4-5 лет). Показатели: предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так..., или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования. Ключевые признаки : задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что? Как? Зачем?»); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

Слайд 11

3-й уровень\высокий (типично в 6-7 лет). Показатели: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного («Как? Почему? Зачем?»); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Потому что...»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки : задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Слайд 20

Желаем творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"

Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы...

Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.

В статье изложен вариант  развития познавательной инициативы старших дошкольников  в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития э...

«Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы»

Статья для педагогов ДОУ раскрывающая вопрос применения метода проектов в ДОУ как средство развития позновательной инициативы дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В презентации  даётся обоснование использованию проектной деятельности в ДОУ, раскрываются специфические особенности этой деятельности, приводится классификация проектов, содержательно раскрывают...

Консультация "Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы"

Проектная деятельность, как средство познавательной инициативы....