"Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме
Развитие познавательной инициативы детей в исследовательской деятельности через объекты живой и неживой природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по теме самообразования:
«Развитие познавательной инициативы через исследовательскую деятельность»
Составитель: Уваровская Т.В., воспитатель
высшей квалификации
МБДОУ д/с №167
Сентябрь
- Подбор и изучение литературы по теме самообразования:
Цель: повышение профессионально-педагогического уровня знаний. Учить детей наблюдать, думать, анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы. Воспитывать самостоятельность. Развитие познавательной инициативы у детей.
- Приобретение электронного конструктора «Знаток».
- Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, проблемные ситуации.
- Подготовить оборудование (пополнение мини-лаборатории).
- Написание планов на 2012-2013 учебный год.
Используемая литература:
- Тугушева Г.П., ЧистяковаА.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Детство-Пресс,2007г.
- Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,Вако, Москва, 2008г.
- Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» - опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, Речь, Москва, 2007
- Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду»,Сфера, Москва, 2008г.
- Колос Г.Г «Сенсорная комната в ДОУ», Аркти, Москва,2007 г.
- Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно»,Линка – Пресс, Москва, 2004
- Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа», 1998 год.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.,
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005
Тема: «Волшебная бумага» (1 часть)
Цели:
- Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
- Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Тема: «Волшебная бумага» (2 часть)
Цели:
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.
Предварительная работа:
Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.
Тема: «Человек»
Занятие: «Наши руки»
Цель:
- Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия.
- Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.
Дидактическая игра «Поговорим без слов».
Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».
Занятие: «Что можно почувствовать кожей?»
Цель:
- Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности.
- Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах.
- Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.
Беседа: «Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»
Цель:
- Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
- Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.
Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
Цель:
- Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными.
- Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.
- Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
Тема: «В мире электричества»
Занятие: «Как увидеть и услышать электричество»
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
Цель:
- Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии.
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.
- Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Занятие: «Электроприборы»
Цель:
- Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.
- Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа).
- Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).
- Развивать любознательность.
Тема: «Вещество. Камни»
Занятие: «Какими бывают камни?»
Цель:
- Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
- Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.
- Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.
- Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Беседа: «Живые камни»
Цель:
- Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
На прогулке:
1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)
2. Выкладывание рисунков из камней
3.Строительные игры (строительство и украшение построек)
Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»
Занятие: «Вода в природе и в быту».
Цель:
- Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.
- Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Беседа: «Вода – помощница»
Цель:
- Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. В
- воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.
«Вода – источник жизни»
Цель:
- Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
- Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
- Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материалы: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
Литература: Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.
Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.
Опыт: «Вода – растворитель»
Цель:
- Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
- Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.
- Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
Тема: «Магнитизм»
Занятие «Магнит – фокусник»
Цель:
- Познакомить детей с магнитом.
- Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.
Тема: «Вещество.Песок и глина»
Занятие: «Песок и глина»
Цель:
- Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру.
- Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
- Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.
Опыты: «Сравнение свойств песка и глины»
Цель:
- Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.
- Воспитывать соблюдение техники безопасности.
Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29
Беседа: «Животные и песок»
Цель:
- Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.
- Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
Занятие: «Продолжаем знакомство со свойствами воздуха»
Цель:
- Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
Цель:
- выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх
Материал: Два термометра, посуда с горячей водой
Цель:
- Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду
Цель:
- Обнаружить, что воздух сжимается
Цель:
- Обнаружить атмосферное давление
Занятие: «Неизвестное – рядом»
Цель:
- Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.
- Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.
- Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»
Занятие: «Солнце, Земля и другие планеты»
Цель:
- Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.
- Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
Занятие: «Этот загадочный космос»
Цель:
- Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству.
- Расширять представления о профессии космонавта.
- Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Откуда радуга берется?».
Цель:
- Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.
- Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
Опыт: «Волшебный круг».
Цель:
- Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.
- Развивать интерес к неживой природе.
- Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
Беседа: «Свет вокруг нас».
Цель:
- Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.
- Закрепить умение работать в группе.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.
laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....
План работы по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через экологическое воспитание (растительный мир и объекты неживой природы)
План рабоы по самообразоваию в средней группе по теме "Развитие познавателных способностей детей средненго возраста через экологическое воспитание (растителный мир и объекты неживой природы)"...
Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности Введению термина «экспериментирования&raq...
Проект: "Формирование у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы через художественное творчество"
Творческий проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....