Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
В статье изложен вариант развития познавательной инициативы старших дошкольников в процессе реализации экологического проекта. Подробно раскрыты этапы реализации проекта на пути развития экологического сознания дошкольников в процессе познавательной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_no1194.docx | 934.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ.
Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. В 1992г. в г. Рио-де-Жанейро на конференции Организации Объединенных наций по окружающей среде, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Основной задачей устойчивого развития - сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно только через образование [3]. Н.Е. Веракса считает «Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Взрослые должны поддерживать инициативу ребенка–дошкольника». [1]. В соответствии с ФГОС, одним из принципов поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Обострение экологической проблемы в нашем районе сподвигло детей, их родителей и педагогов к созданию экологического проекта. Дети и взрослые задались вопросом: «Как защитить природу нашего района?» Это и послужило отправной точкой исследовательского проекта.
Исследовательский проект «Защитим природу нашего района»
Цель: Сформировать предпосылки поисковой деятельности, развивать экологическое сознание, интеллектуальные способностей детей, детскую познавательную инициативу.
Задачи:
- Воспитывать культуру экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
- Заинтересовать детей возможностями создания из бросового материала множества интересных и полезных вещей.
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Развивать интеллектуальные, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.
- Развивать способность передавать впечатления об окружающем мире на основании использования выразительных средств речи и художественного труда.
- Формировать у детей и взрослых осознанное и позитивное эстетико-этическое отношение к миру природы через включение в активную совместную художественную творческую деятельность
Подготовительный этап
- Консультация для педагогов: «Развитие исследовательского потенциала у детей старшего дошкольного возраста»,
- Практикум для педагогов: «Экологические игры как средство развития интеллектуальных и исследовательских способностей у дошкольников»,
- Подбор иллюстраций и литературы по теме.
1 этап
По выходным наши воспитанники любят гулять в парке «Отрада», где протекает река Лихоборка. После проведенных выходных дети обычно делятся своими впечатлениями. Наши воспитанницы Аида и Маша после прогулки по парку стали делиться своими впечатлениями и в результате оказалось, что красоту парка и реки омрачает мусор, который оставляют отдыхающие. Стали совместно думать, как помочь решить эту проблему. Постепенно к решению данной проблемы стали присоединяться родители детей. Воспитанники совместно с педагогами и родителями пришли к выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам дать «вторую» жизнь. В ходе обсуждения проблемы с детьми было выявлено, что дети знают:
- Природу надо охранять;
- В природе нельзя мусорить;
- Нельзя обижать животных и птиц;
- Мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры;
Что я хочу узнать:
- Как мусор превратить в красивую поделку?
- Как сделать мультфильм своими руками?
2 этап:
Обсуждение вариантов поиска информации: где найти информацию о проблеме (в книгах, журналах, мультфильмах, фильмах, интернете)
Выбор материала и оборудования, который может понадобиться для продуктивной деятельности (бросовый материал: бутылки пластиковые, крышки, оберточная бумага, трубочки, киндеры, коробочки и др.).
На втором этапе дети совместно с воспитателем в ходе непосредственно образовательной деятельности, бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы стали обсуждать такие вопросы:
- Как защитить окружающую среду?
- Как использовать бросовый материал?
- Какие вещи можно сделать из бросового материала?
В ходе обсуждения продуктов проекта, наши воспитанники предлагали различные варианты и решили реализовать следующие: экологический фестиваль; мультфильм; фильм; создание макета.
3этап:
Дети совместно с воспитателем стали изучать и работать над этой проблемой: были проведены наблюдения на экскурсии в парке и подобраны иллюстрации о нашем районе. В ходе чтения художественной литературы (В. Бианки « Кто чем поет?», М. Беньковская «Занимательная книга знаний в вопросах и ответах», Ю.Н. Кабанова «Иллюстрированная энциклопедия почемучек», М. Пришвин «Золотой луг», Б. Заходер «Сказка про всех на свете»), и бесед дети формировали свои представления о проблеме защиты природы района и отражали свои впечатления в художественном творчестве. Непосредственно образовательная деятельность проходила в форме дидактических игр, экологического КВНа, фестиваля, посвященного Дню защиты Земли, работы по созданию мультфильма и фильма.
Мультфильм был создан в ходе следующих этапов:
- На первом этапе дети учились составлять сценарий, в основу которого взяли сказку В. Бианки « Кто чем поет?».
- Оформление декораций для будущего мультфильма.
- Создание персонажей для мультфильма.
- Фотосъемка персонажей.
- Озвучивание
- Создание самого мультфильма
На данном этапе совместно с родителями был проведен семинар-практикум по созданию экомакета «Парк Отрада».
4 этап:
Дети вместе с родителями в ходе художественного труда разрабатывали и создавали экообъекты из бросового материала, которые защитят природу нашего парка. Были представлены интересные проекты: Солнечная батарея, машина для сбора и переработки мусора; мост, на котором растут необычные цветы, очищающие воздух и др.
В результате работы над созданием мультфильма у детей и взрослых получился мультфильм, который решили назвать: «А ты чем поёшь?»
В ходе работы над проблемой вторичного использования материалов был создан фильм: «Защитим природу нашего района».
Воспитанники совместно с педагогами и родителями пришли к выводу, что проблема охраны окружающей среды может быть частично решена, если отслужившим предметам дать «вторую» жизнь.
5 этап:
Презентация продуктов проекта проходила в музыкальном зале. На экологическом фестивале, посвященном Дню Земли, проходил показ мод костюмов, изготовленных из бросового материала, выполненных совместно детьми и их родителями. Дети посмотрели созданный мультфильм «А ты чем поешь?» и фильм «Защитим природу нашего района».
Заключение.
Эффективным средством формирования экологической культуры личности дошкольника является его органичное включение в проектную деятельность, которая предполагает многостороннее взаимодействие детей и взрослых как активных субъектов деятельности с окружающей природной средой и направлена на становление нравственной гуманистической позиции в отношениях человека к природе. В итоге проектной деятельности наши воспитанники пришли к выводу о том, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу природу нашей страны, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
Список литературы:
- Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.2008.36 с.
- С.Н.Николаева «Как приобщить ребенка к природе»: методические рекомендации для дошкольных учреждений. М. 1993 г.
- Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М.2001.27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....
Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тематическое занятие "День птиц"...
Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....
Проект развития детской познавательной инициативы в процессе экологического воспитания в ДОУ. Наблюдение за рекой.
Долгосрочный проэкт рассчитан на один год подготовительный возраст....
Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...
Отчет по самообразованию на тему "Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"
Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза ...
Консультация для родителей "Развитие ребёнка как личности в процессе экологического воспитания"
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сох...