Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Миягашева Л.В.,
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад
«Росинка», город Абакан
Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать деятельность с детьми в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка, а так же требования ФГОС дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями внедрения в образовательный процесс интересных, современных методик и технологий.
Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:
- разнообразить предметно-развивающую среду группы;
- стимулировать развитие поисково-исследовательской деятельности детей;
- учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
- создать условия положительного взаимодействия ребёнок – ребёнок, ребёнок - взрослый
С целью активизации работы в данном направлении используем совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук, или как его еще называют тематической книжкой. Она делается своими руками с кармашками, конвертиками, дверками, окошками, разными деталями и картинками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
По нашему мнению, лэпбук - это не просто самодельная книжка, а заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения какой либо темы, например о: прочтенной книжке; животном; проведенном эксперименте; проекте который проходит в детском саду.
При заполнении данной папки ребята получают определенные знания и умения; находят информацию и наглядный материал; делают иллюстрации или мастерят поделки. Создание данной книжки позволяет развивать познавательный интерес детей, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти нужный материал. В школе данная форма организации деятельности позволит детям самостоятельно подбирать материал и делать презентации к своим работам.
Создание лэпбука содержит этапы деятельности: выбор темы; составление плана; изготовление самой книжки; заполнение лэпбука полученной информацией; презентация книжки.
Как будет выглядеть лэпбук, дети решают самостоятельно. В ходе реализации проекта, книжка может изменяться. Это зависит от интересов и запросов детей, а так же от проблемных ситуаций, которые возникают в ходе заполнения книжки. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, как в детском саду, так и дома. Родители принимают активное участие в организации изготовления и заполнения лэпбуков: помогают организовать тематические экскурсии и посещение библиотеки; делают подборку необходимого материала и литературы, приносят фотографии и разные картинки; дома совместно с ребёнком проводят опытно–экспериментальную и исследовательскую работу.
С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого и познавательного потенциала детей; изучение методической литературы; проведения мастер–класса с родителями по изготовлению лэпбука; подбор игр, наглядностей и разного материала.
В начале учебного года совместно и детьми мы выбрали проекты, событийностью которых было создания лэпбуков. Например, при реализации проекта «Мой любимый Абакан» дети посвятили свои книжки теме: «Что и кто делает наш город красивым». В течение всей недели дети искали информацию по данной теме: рассматривали фотоальбомы и книги; искали на карте Абакана достопримечательности города; посещали библиотеку; находили информацию о художниках, скульпторах, архитекторах нашего города. Во время прогулок с родителями ребята, находили то, что делает наш город таким красивым и это фотографировали. Благодаря детской познавательной активности и инициативы в группе появились лэпбуки о нашем городе. В рамках проекта «Богатства земли хакасской» в ходе заполнения книжек была проведена большая поисковая исследовательская работа. Ребята совместно с родителями, посетили, даже, угольные шахты и карьер, где добывают самый красивый мрамор Сибири, и пополнели наш мини-музей экспонатами полезных ископаемых. А изготовленные книжки – лэпбуки «Полезные ископаемые», «Богатства земли хакасской», помогли об этом рассказать детям группы «Фантазеры». Очень интересно прошел проект «Этот удивительный мир динозавров». Ребята разделились на минигруппы, одни искали информацию о хищниках, другие о травоядных динозаврах. Пока заполняли книжки, ребята узнавали много интересного о жизни этих животных, а потом полученные знания проигрывали в сюжетно-ролевых и подвижных играх, рисовали и мастерили поделки динозавров, устраивали эстафеты и бои. Эти удивительные динозавры оставили свои следы в группе виде книжек – лэпбуков. Свои исследовательские работы о молоке и их полезных свойствах, участники конкурса «Умный дошколенок», так же решили оформить виде книжек. И данная форма презентаций помогла детям лучше запомнить свою работу и интересно её представить.
Все вышеперечисленные виды деятельности по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с родителями. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
Предварительный просмотр:
Миягашева Л.В.,
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад
«Росинка», город Абакан
Создание лэпбуков как результат познавательной инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать деятельность с детьми в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка, а так же требования ФГОС дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями внедрения в образовательный процесс интересных, современных методик и технологий.
Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:
- разнообразить предметно-развивающую среду группы;
- стимулировать развитие поисково-исследовательской деятельности детей;
- учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
- создать условия положительного взаимодействия ребёнок – ребёнок, ребёнок - взрослый
С целью активизации работы в данном направлении используем совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук, или как его еще называют тематической книжкой. Она делается своими руками с кармашками, конвертиками, дверками, окошками, разными деталями и картинками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
По нашему мнению, лэпбук - это не просто самодельная книжка, а заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения какой либо темы, например о: прочтенной книжке; животном; проведенном эксперименте; проекте который проходит в детском саду.
При заполнении данной папки ребята получают определенные знания и умения; находят информацию и наглядный материал; делают иллюстрации или мастерят поделки. Создание данной книжки позволяет развивать познавательный интерес детей, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти нужный материал. В школе данная форма организации деятельности позволит детям самостоятельно подбирать материал и делать презентации к своим работам.
Создание лэпбука содержит этапы деятельности: выбор темы; составление плана; изготовление самой книжки; заполнение лэпбука полученной информацией; презентация книжки.
Как будет выглядеть лэпбук, дети решают самостоятельно. В ходе реализации проекта, книжка может изменяться. Это зависит от интересов и запросов детей, а так же от проблемных ситуаций, которые возникают в ходе заполнения книжки. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, как в детском саду, так и дома. Родители принимают активное участие в организации изготовления и заполнения лэпбуков: помогают организовать тематические экскурсии и посещение библиотеки; делают подборку необходимого материала и литературы, приносят фотографии и разные картинки; дома совместно с ребёнком проводят опытно–экспериментальную и исследовательскую работу.
С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого и познавательного потенциала детей; изучение методической литературы; проведения мастер–класса с родителями по изготовлению лэпбука; подбор игр, наглядностей и разного материала.
В начале учебного года совместно и детьми мы выбрали проекты, событийностью которых было создания лэпбуков. Например, при реализации проекта «Мой любимый Абакан» дети посвятили свои книжки теме: «Что и кто делает наш город красивым». В течение всей недели дети искали информацию по данной теме: рассматривали фотоальбомы и книги; искали на карте Абакана достопримечательности города; посещали библиотеку; находили информацию о художниках, скульпторах, архитекторах нашего города. Во время прогулок с родителями ребята, находили то, что делает наш город таким красивым и это фотографировали. Благодаря детской познавательной активности и инициативы в группе появились лэпбуки о нашем городе. В рамках проекта «Богатства земли хакасской» в ходе заполнения книжек была проведена большая поисковая исследовательская работа. Ребята совместно с родителями, посетили, даже, угольные шахты и карьер, где добывают самый красивый мрамор Сибири, и пополнели наш мини-музей экспонатами полезных ископаемых. А изготовленные книжки – лэпбуки «Полезные ископаемые», «Богатства земли хакасской», помогли об этом рассказать детям группы «Фантазеры». Очень интересно прошел проект «Этот удивительный мир динозавров». Ребята разделились на минигруппы, одни искали информацию о хищниках, другие о травоядных динозаврах. Пока заполняли книжки, ребята узнавали много интересного о жизни этих животных, а потом полученные знания проигрывали в сюжетно-ролевых и подвижных играх, рисовали и мастерили поделки динозавров, устраивали эстафеты и бои. Эти удивительные динозавры оставили свои следы в группе виде книжек – лэпбуков. Свои исследовательские работы о молоке и их полезных свойствах, участники конкурса «Умный дошколенок», так же решили оформить виде книжек. И данная форма презентаций помогла детям лучше запомнить свою работу и интересно её представить.
Все вышеперечисленные виды деятельности по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с родителями. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...
Учебно- методическое пособие: Лэпбук по использованию занимательного материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
Лепбук по математике...
«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»
Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...
Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...
"Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность" (статья)
В современном обществе острой является проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни. На современном этапе развития дошкольного образования отдается предпочтение обновлению вос...
«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»
Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ уже давно являются одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Именно интерактивные математические игр...
«Игра-бродилка как одно из средств поддержки игровой инициативы воспитанников старшего дошкольного возраста».
В материале описана практика по изготовлению игры-бродилки....