Информационная карта проекта " Масленница к нам пришла.""
проект (старшая группа)
Проект " Масленница к нам пришла" Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Масленица к нам пришла».
МБДОУ №2 детский сад «Ветерок»
Работу над реализацией осуществляли:
Воспитатели: Ковальская Н.В. Колюбаева В.В
Муз.рук.: Каминская Н.В.
Участники проекта: дети старшей группы «Золотая рыбка», родители.
Сроки реализации: с 13. 02.17г. по 21.02.17г.
Актуальность выбора
Выбор темы проекта позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса ДОУ решить следующие задачи:
*Дать знания детям о традициях празднования Масленицы.
*Развивать речевую, творческую активность детей, чувство сопричастности к народным торжествам.
*Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, формировать основы праздничной культуры.
Тип проекта: * Познавательно-творческий
*Групповой
*Краткосрочный
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема проекта:
*Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества, истокам русской культуры.
Цель:
*Повышение интереса к традициям, культуре русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
*Возрождать интерес к обрядовым русским праздника.
*формировать знания детей о празднике «Масленица», вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
*Приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
*Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
План реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
*Составление плана работы.
* Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
*Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи, поговорки, репродукции, песни, игры.
*Составление сценария к празднику.
*Подбор и изготовление декораций к празднику.
*Подбор материала к презентации.
2 этап. Реализация проекта.
Познавательное развитие:
*Рассказ воспитателя о Масленице – познакомить с новым русским, народным праздником.
* Просмотр слайдов «Широкая масленица», беседа.
* Рассматривание картин Б.Кустодиева «Масленица».
Речевое развитие:
* Чтение «Масленичных стихов» - обсуждение содержания.
* Чтение «Масленичных поговорок» – разъяснение их значения.
* Заучивание наизусть стихотворений о «Масленице» - подготовка к празднику.
Социально – коммуникативное развитие:
*С/р игра «Напечём блинов».
Художественно-эстетическое развитие:
*Разучивание музыкальной игры «Заплетайся плетень», хоровода «Вдоль по улице метелица метёт.
*Разучивание русской народной песни «Ой, блины, блины».
*Рисование русской, народной куклы «Масленица».
* Игра «Весёлый бубен».
* Русская народная игра «Метелица».
Физическое развитие:
* Игра «Горелки» - знакомство с правилами игры.
* Игра «Снежный бой» - знакомство с р.н. игрой, желание победить соперника.
* Игра – конкурс «Петушиный бой» - познакомить с новой народной игрой.
3 этап. Итоговый.
*Праздник «Масленица к нам пришла».
Работа с родителями:
*Консультация «Масленица – народный праздник
*Привлечение родителей к подготовке праздника, участие в празднике.
Ожидаемые результаты:
*Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
*Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
*Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
* Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Сделанная нами подборка различного материла дали возможность развивать у детей выразительную речь, мимику, движения.
* Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
* Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Практическая часть:
Рассказ о празднике «Масленица».
Праздник «Масленица» в России праздновали очень - очень давно.
Масленица – это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни. В честь Солнца вначале пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние люди считали блин символом Солнца, т. к. блин жёлтый, круглый и горячий. Люди верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Праздник «Масленица» состоит из семи дней.
Понедельник первый день праздника, называется «Встреча». Люди делали из соломы чучело, одевали на него одежду, насаживали его на длинную палку (шест) и с пением возили на санях.
Второй день, назывался «Зайгрыш». С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, театральные представления.
Третий день, назывался «Лакомка». Люди готовили вкусную еду, пекли блины и ели сколько душе угодно, очень много.
Четвёртый день, назывался «Разгул». Этот день считался самым разгульным, проводилось много игр, соревнований и состязаний на силу – «Кулачные бои».
Пятый день назывался «Тёщины вечера». В этот день все родственники ходили друг к другу в гости.
Шестой день, назывался «Золовкины посиделки». В этот день принято было посещать друзей.
И седьмой день, назывался «Прощённый день». В это день принято было просить прощения друг у друга, и у тех кого обидели. На этом праздник заканчивался.
Чтение «Масленичных» стихов, поговорок.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
****
Трынцы-брынцы,
Пеките блинцы!
Мажьте маслянее,
Будут повкуснее!
Трынцы-трынца,
Подайте блинца!
****
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
(В.Степанов)
****
Когда ребятишки обходили дома, у окон просили:
Тинтинтинка,
Подайте блинка,
Оладышкаприбавшика.
Последний кусок,
Мочальный усок!
Уж вы не скупитесь, Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает.
А мы, девушки, её встречаем,
А мы, красные, её встречаем.
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую.
Зазывали в гости:
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю — помашем,
Марту — «здравствуй» скажем.
****
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
В последний день Масленицы пели:
А мы Масленицу провожали,
Тяжкотяжко по ней вздыхали:
– Ой ты, Масленица, воротись,
За белую березу зацепись,
За белую березу зацепись,
До красного лета протянись!
А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
Думали, будет она — семь годков,
А она погостила — семь деньков.
Эй, Масленица, воротись!
Еще раз покажись!
****
Масленым кусочком поделитесь!
Маслиничные поговорки:
— Блин добр не один.
— Блин брюху не порча.
— Блин — не клин, брюха не расколет.
— На горах покататься, в блинах поваляться.
— Без блина не Масленица, без пирога не именинник.
— Не житье, а Масленица.
— Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
— Масленица семь дней гуляет.
— Масленица объедуха, деньгами приберуха.
— Это Масленица идет, блин да мед несет.
— Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Не забудьте загадать детям загадки о блинах:
— Сидит царь на золотых яичках (сковорода на углях).
— На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь (пекутся блины).
— Берега железны, рыба без костей, вода дорога (сковорода, блин и масло).
Рисование народной куклы «Масленица»
(выставка работ на празднике).
Цель: учить детей раскрашивать народную куклу «Масленица», формировать умение украшать одежду куклы народным орнаментом, воспитывать интерес к народной кукле.
Материал: силуэты кукол белого цвета, гуашь, кисти №1, №3, восковые мелки, образцы воспитателя.
Предварительная работа: рассматривание картинок с народными куклами.
Ход: * рассматривание образцов воспитателя, краткая беседа.
*показ воспитателем последовательности работы.
* выполнение детьми работы.
* рассматривание выполненных работ.
Игры:
* Русская народная игра «Метелица»
Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом всё быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим.
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!»
Звучит веселая музыка, все кружатся под руки.
*«Петушиный бой» — без помощи рук (руки можно связать сзади шарфом) сбить соперника с ног. Лучше этот масленичный конкурс проводить в небольшом сугробе, чтобы падать было мягко. Скорее всего, этот конкурс закончится всеобщим веселым валянием в снегу. Мы использовали обруч, кто вытолкнет соперника из круга, то и победит.
«Снежный бой» — в эту игру можно играть всем вместе, и детям и взрослым. Будет здорово, если построить две крепости, а затем, разделившись на два лагеря, устроить настоящую снежную битву. Чья крепость выстоит, тот и победил. Мы использовали оборудование из колец (крепость) на участке. Чей лагерь забросит больше мячиков, тот и победил.
Сценарий праздника «Масленица к нам пришла».
Воспитатель:
Масленица - один из праздников проводов зимы. Она приходится на неделю предшествующему Великому посту. Масленица - это праздник обильной и сытной пищи (кроме мяса), а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
Масленица - самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название и говорит о том, что в этот день полагается делать.
Звучит весёлая русская народная музыка.
Ребенок:
Эй, веселей, собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идет!
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!
Ребенок:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка, годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных!
Ребенок:
Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Хозяюшка – Масленица.
Ой, вы, добры молодцы да красны девицы!
Слушайте и глядите, а потом не говорите,
Что слыхом не слыхивали, видом не видывали!
Приглашаем всех на представление, всем на удивление!
На весенний праздник веселый
С играми, потехами, с хороводами, песнями,
С загадками, шутками, с веселыми прибаутками.
С добром и миром встречаем Масленицу!
Масленица
1. Веселись и радуйся утро, день и вечер! Наступает первый день- понедельник ВСТРЕЧА.
Ребенок:
Тары-бары, раста-бары!
Выходите во дворы,
Будем пляски начинать,
Будем Масленицу встречать!
Хоровод «Вдоль по улице метелица метёт».
Масленица
2. Понедельник пролетел, вот и вторник зашумел. Звучит веселый наигрыш, а во вторник у нас ЗАЙГРЫШ.
Масленица: Становитесь, ребята в круг, будем в игру играть.
Игра "Веселый бубен"(дети идут по кругу, произнося слова)
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен,
Тот сейчас станцует нам.
( кому попадает бубен, тот танцует с Масленицей).
Масленица
3. Разгулялись господа, а на дворе уже среда, сладкая маковка под названием – ЛАКОМКА.
Пришло время загадки поотгадывать.
1. Этот праздник- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним сметана и варенье,
И конечно же, икра. (Масленица)
2. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем и медком,
Со сгущенным молоком. (Блин)
Масленица
4. Он и чистый и широкий то четверг уж на пороге, в этот день ты не зевай, он зовется РАЗГУЛЯЙ.
Танец «Самовар»
Масленица
5. Вот и пятница пришла, зятя в гости привела
Есть блины, кататься с горки это тещины ВЕЧОРКИ, приглашаем на наши ВЕЧОРКИ гостей.
«Продолжи пословицу» для гостей.
Один пирог два раза не… (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)
Кашу маслом не … (испортишь)
Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)
Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)
Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)
Остатки … (сладки)
От черной курочки да белое … (яичко)
Масленица
6. А теперь пришла суббота, сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся словно белки, это заловкины ПОСИДЕЛКИ.
Игра на внимание
Булочки хрустящие (ням-ням-ням)
Тапки завалящие (фу-фу-фу)
Пирожки слоеные (ням-ням-ням)
Валенки вареные (фу-фу-фу)
Шарики сырные (ням-ням-ням)
Салфетки жирные (фу-фу-фу)
Пряники вкуснящие (ням-ням-ням)
Яблоки хрустящие (ням-ням-ням)
Селедочка пряная (ням-ням-ням)
Грибочки поганые (фу-фу-фу)
Шишки еловые (фу-фу-фу)
Табуретки новые (фу-фу-фу)
Рваные карманы (фу-фу-фу)
Воза три сметаны (ням-ням-ням)
Масленица
7. День последний подошел, великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печеные
А зовется воскресенье ПРОЩЁНОЕ.
В этот день, люди просят прощения друг у друга, освобождаясь от старых обид, накопленных за год, и Великий пост встречают с чистым сердцем и легкой душой.
Частушки Маленичные.
Ребенок :Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Ой. блины, ой, блины.
Ой, блиночки мои.
Хором: Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Масленица
Как же не угостить! Вот и угощенье, блины вкусные, душистые! (угощает).
Ну, что ж ребята, пришло время Масленице уходить, а вместе со мной уйдёт и зима, а придёт к вам ребята Весна. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689808-1445011772.jpg)
Информационная карта проекта "Осень в гости в нам пришла"
Проект «Осень в гости к нам пришла». Подготовительная группа.Воспитатели: Ларионова А.В. Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.Продолжительность: среднесрочный.Сроки провед...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424232-1395598011.jpg)
информационная карта проекта "Здравствуй, Осень, здравствуй Осень! Хорошо, что ты пришла".
В условиях образовательного процесса в ГБДОУ укреплять и расширять связь с природой, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, приобщать к совместной деятельности детей и родителей, ка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/07/picture-314683-1633592581.jpg)
Групповой краткосрочный проект . «Надо правильно питаться, чтоб здоровым оставаться». Информационная карта проекта.
Цель: Расширять представления о рациональном питании, как одном из важных компонентов ЗОЖ. Задачи: 1.Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;.2....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-514289-1418504163.jpg)
Информационная карта проекта Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья – моя радость»
Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группыТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2020 года)Возраст детей: младший...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1378854-1642498088.jpg)
Информационная карта проекта СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ № 7 Название проекта: «Зеленый мир детского сада»
Информационна карта проекта СПДС "Дружные ребята" ГБОУ СОШ № 7 Название проекта: "Зеленый мир детского сада"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-1257340-1598348683.jpg)
Познавательно – творческий проект Проект «Ах, какая мама!» (младшая группа) Информационная карта проекта
Познакомить детей с праздником «День Матери», формировать представления у воспитанников о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Воспитывать чуткое, доброе, заботливое отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-1257340-1598348683.jpg)
Познавательно – творческий проект «Осень в гости к нам пришла» в младшей группе Информационная карта проекта
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: ...