Круглый стол "Школа начинающего педагога"
план-конспект занятия

Макаршева Екатерина Викторовна

В начале образовательной деятельности многие специалисты оказываются перед проблемой «С чего начать». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели круглый стол «школа начинающего педагога», в рамках которого мы постарались обсудить несколько проблемных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_nachinayushchego_pedagoga.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школа начинающего педагога

"Твое оригинальное начало образовательной деятельности" "Факторы, влияющие на качество образовательного процесса"

        В начале образовательной деятельности многие специалисты оказываются перед проблемой «С чего начать». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели круглый стол «школа начинающего педагога», в рамках которого мы постарались обсудить несколько проблемных моментов:

  1. Проектирование образовательного процесса:

Проектирование   образовательного  процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:

·         решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·        построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

·        комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

  1. Принципы организации образовательного процесса:

Принципы  организации образовательного  процесса соотносятся с ценностно-целевыми ориентирами, подходами в деятельности дошкольного образовательного учреждения:

- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,  создание  условий  для  активности, самореализации  дошкольника   (ценность жизни и здоровья, здоровьесберегающие технологии).

- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (развивающий, личностный, деятельностный подход).

- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка (индивидуальный, личностный, деятельностный подход)

- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению (личностный подход, здоровьесберегающие технологии).

       3. Планирование образовательной деятельности:

Планирование ежедневной организации образовательного процесса включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,  познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников  и  учитывает  равнодолевое  соотношение  основных  направлений  развития  ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое  и художественно-эстетическое.

Организация  деятельности  взрослых  и детей  по  реализации  и  освоению  Программы  осуществляется  в  двух  основных  моделях  организации  образовательного  процесса:

- ¾      совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка,  которая  осуществляется  в  ходе  режимных  моментов  (решение  задач  сопряжено  с  одновременным  выполнением  функций  по  присмотру  и уходу  за  детьми)  и  организации различных видов детской деятельности  (игровой,  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, трудовой,  продуктивной  и  т.п.),  а  также  создание  условий  для  самостоятельной  деятельности    детей  в  группе;

- ¾      непосредственно-образовательная  деятельность   (не  сопряжена  с  выполнением   функций  по  уходу  и  присмотру  за  детьми).

        Общий  объем  самостоятельной  деятельности  детей  соответствует  требованиям  действующих  СанПиН (3-4  часа  в  день  для  всех  возрастных  групп  10,5  часового пребывания  детей в ДОУ).

     Непосредственно образовательная  деятельность  реализуется  через  организацию различных  видов   детской  деятельности  и  их  интеграцию  с  использованием  разнообразных  форм  и методов  работы,  выбор  которых  осуществляется  педагогами  самостоятельно    в  зависимости  от  контингента  детей,  уровня  освоения  Программы  и  решения  конкретных  образовательных  задач.

При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, учитывается  ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности  и  режимных  моментов.

Организация непосредственно образовательной деятельности

в группах общеразвивающей направленности

/ в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010/

Виды организованной образовательной деятельности

 

Кол-во

 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

Познание

 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

-

-

-

1

1

 

 Формирование элементарных математических представлений

-

1

1

1

2

 

 Формирование целостной картины мира

 

1

1

1

1

1

Коммуникация

1

0,5

0,5

1

1

Чтение художественной литературы

1

0,5

0,5

1

1

Художественное творчество                                Рисование

1

1

1

2

2

Лепка

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Аппликация

 

-

0,5

0,5

0,5

0,5

Физическая культура

3

3

3

3

3

Музыка

2

2

2

2

2

Общее количество

10

10

10

13

14

 

4.Формы проведения занятий в ДОУ

Виды занятий

Содержание заданий

1

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды детской деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье, других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие

 

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

5. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

 Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей (сумма усвоенных знаний), а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.

Все программы дошкольных учреждений делятся на комплексные и парциальные. Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Парциальные (специализированные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

        Помимо образовательной программы не менее важная роль отводится самому педагогу. В данном случае рассматривается не только уровень его подготовленности (уровень образования), но и личностные качества, которые помогут наладить доверительные отношения с детьми.

        

        Соблюдение всех перечисленных особенностей образовательного процесса поможет правильно выстроить начало деятельности, а следовательно создать наилучшие условия для полноценного развития ребенка в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога

Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Тренинг для начинающих педагогов "Я - успешный педагог"

Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «разви...

Консультация для начинающих педагогов "Самообразование педагогов в ДОУ"

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для ...

План работы педагога-наставника с начинающим педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от у...

Мировое кафе с педагогами "Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами"

Как интересно провести тематический педагогический совет с педагогами в формате "Мирового кафе".Представляю вашему вниманию материал педагогического совета.Мировое кафе проводилось с педагог...