ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (старшая группа)

Колодина Татьяна Васильевна

Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационных

образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применяемых в дошкольной образовательной организации, а также в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушениями речевого развития, коррекционно – развивающее сопровождение.

Колодина Т.В.

Учитель – логопед ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 14 «Теремок», г. Мелитополь, Россия

 

Организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения речевого развития, требует слаженности действий многих участников общеобразовательного процесса и квалифицированного сопровождения: родителей (законных представителей ребенка), специалистов образовательных организаций, руководителей учебных заведений, педагогов инклюзивных (специальных) групп и классов, ассистентов (помощников) и/или тьюторов, команд психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, медицинских и социальных работников.

Главной целью организации образовательного маршрута ребенка с особенностями речевого развития в дошкольном образовательном учреждении в сфере специального, инклюзивного образования является формирование необходимых знаний, умений и навыков, совершенствование коммуникативных возможностей, социализация и адаптация ребенка, что, в дальнейшем, формирует предпосылки для его полноценной самостоятельной жизни в обществе.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая кате­гория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной). [1].

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Логопедическое сопровождение коррекционно – педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно – развивающее сопровождение (далее КРС) воспитанников с нарушением речи в ДОУ предусматривает: диагностическое; консультативное; коррекционно-развивающее направления деятельности.

В коррекционной работе делается акцент на трёх участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей.

Сопровождение ребенка в ДОУ происходит в режиме непосредственной работы с ребенком и параллельного разъяснения родителям (законным представителям ребенка) о содержании (задания, упражнения), приемах и методах работы с ребенком дома. Что касается коррекции развития ребенка с речевыми нарушениями, учитель – логопед рекомендуют родителям применять системную ежедневную работу по развитию потенциала ребенка, овладению ребенком необходимыми знаниями, умениями и навыками под руководством (консультативное сопровождение) специалистов ДОУ – практического психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателей.

Грамотная, комплексная логопедическая работа важный аспект в коррекции различных речевых расстройств у детей с ОВЗ. Таким образом учитель – логопед строит занятия с применением: слухового; зрительного; тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным. [3]

Опираясь на мнение большинства ученых и практиков (А. М. Митяева, Н. К. Смирнов, Л. Ф. Тихомирова), мы можем отметить, что использование здоровьесберегающих технологий с детьми имеющие нарушения речевого развития является главным направлением решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях инклюзивной образовательной среды.

Здоровьесберегающие технологии – это система мероприятий образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [4].

В работе учителя-логопеда здоровьесберегающие технологии не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К ним можно отнести: дыхательную гимнастику; артикуляционную; зрительную; пальчиковую; пассивный массаж; Су-Джок терапию. Эти технологии помогают развивать подвижность артикуляционного аппарата и артикуляционный праксис ребенка, речевое дыхание, мелкую моторику и пальцевой праксис, формируют навыки самомассажа, способствуют психофизическому здоровью ребенка [5].

При подготовке органов артикуляции к коррекции звуков часто применяются массажные и пассивные упражнения в ходе логопедического занятия. Цель логопедических массажных упражнений –  коррекционная, воспитательная, формирующая предпосылки к постановке звука и к введению его в речь. Наш метод - Метод логопедической коррекции с использованием элементов массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. [10].

Таким образом, применяя нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги решают главную цель работы с детьми с ОВЗ –  научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека –  умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Практика показывает, что развитие специального, инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, специального образования особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

 

Список литературы

 

  1. Волковой Л. С., С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  3. Куницина Э.М., Тараева Л.А. Говорим правильно. М.: «РОСМЭН», 2008. 93 с.
  4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 192 c.
  5. Синельщикова И.К. Применение методов кинезиологии в работе с воспитанниками и педагогами. Справочник педагога-психолога. Детский сад, 2011. № 5 с. 64 - 71.
  6. Григоренко Н.Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическое образование в России, 2017. № 2 с. 88-93.
  7. Григоренко Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода. Педагогическое образование в России, 2017. с.132-138.
  8. О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова, О. Г. Приходько. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Русская Речь. «Наука практике», 2016. 112 с.
  9. Танцюра С.Ю., Мартыненко С. М., Басангова Б. М. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
  10.  Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 115 с.

 

Электронные ресурсы:

 

  1. Васильева Ж.Н. Кинезиологическая гимнастика.
  2. Шейко Н.А. «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационных

образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применяемых в дошкольной образовательной организации, а также в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушениями речевого развития, коррекционно – развивающее сопровождение.

Колодина Т.В.

Учитель – логопед ГБУ ДОО ЗО «Детский сад № 14 «Теремок», г. Мелитополь, Россия

Организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения речевого развития, требует слаженности действий многих участников общеобразовательного процесса и квалифицированного сопровождения: родителей (законных представителей ребенка), специалистов образовательных организаций, руководителей учебных заведений, педагогов инклюзивных (специальных) групп и классов, ассистентов (помощников) и/или тьюторов, команд психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, медицинских и социальных работников.

Главной целью организации образовательного маршрута ребенка с особенностями речевого развития в дошкольном образовательном учреждении в сфере специального, инклюзивного образования является формирование необходимых знаний, умений и навыков, совершенствование коммуникативных возможностей, социализация и адаптация ребенка, что, в дальнейшем, формирует предпосылки для его полноценной самостоятельной жизни в обществе.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной). [1].

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Логопедическое сопровождение коррекционно – педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно – развивающее сопровождение (далее КРС) воспитанников с нарушением речи в ДОУ предусматривает: диагностическое; консультативное; коррекционно-развивающее направления деятельности.

В коррекционной работе делается акцент на трёх участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей.

Сопровождение ребенка в ДОУ происходит в режиме непосредственной работы с ребенком и параллельного разъяснения родителям (законным представителям ребенка) о содержании (задания, упражнения), приемах и методах работы с ребенком дома. Что касается коррекции развития ребенка с речевыми нарушениями, учитель – логопед рекомендуют родителям применять системную ежедневную работу по развитию потенциала ребенка, овладению ребенком необходимыми знаниями, умениями и навыками под руководством (консультативное сопровождение) специалистов ДОУ – практического психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя, воспитателей.

Грамотная, комплексная логопедическая работа важный аспект в коррекции различных речевых расстройств у детей с ОВЗ. Таким образом учитель – логопед строит занятия с применением: слухового; зрительного; тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным. [3]

Опираясь на мнение большинства ученых и практиков (А. М. Митяева, Н. К. Смирнов, Л. Ф. Тихомирова), мы можем отметить, что использование здоровьесберегающих технологий с детьми имеющие нарушения речевого развития является главным направлением решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях инклюзивной образовательной среды.

Здоровьесберегающие технологии – это система мероприятий образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [4].

В работе учителя-логопеда здоровьесберегающие технологии не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К ним можно отнести: дыхательную гимнастику; артикуляционную; зрительную; пальчиковую; пассивный массаж; Су-Джок терапию. Эти технологии помогают развивать подвижность артикуляционного аппарата и артикуляционный праксис ребенка, речевое дыхание, мелкую моторику и пальцевой праксис, формируют навыки самомассажа, способствуют психофизическому здоровью ребенка [5].

При подготовке органов артикуляции к коррекции звуков часто применяются массажные и пассивные упражнения в ходе логопедического занятия. Цель логопедических массажных упражнений – коррекционная, воспитательная, формирующая предпосылки к постановке звука и к введению его в речь. Наш метод - Метод логопедической коррекции с использованием элементов массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. [10].

Таким образом, применяя нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги решают главную цель работы с детьми с ОВЗ – научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Практика показывает, что развитие специального, инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, специального образования особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

Список литературы

  1. Волковой Л. С., С. Н. Шаховской. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  3. Куницина Э.М., Тараева Л.А. Говорим правильно. М.: «РОСМЭН», 2008. 93 с.
  4. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 192 c.
  5. Синельщикова И.К. Применение методов кинезиологии в работе с воспитанниками и педагогами. Справочник педагога-психолога. Детский сад, 2011. № 5 с. 64 - 71.
  6. Григоренко Н.Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическое образование в России, 2017. № 2 с. 88-93.
  7. Григоренко Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода. Педагогическое образование в России, 2017. с.132-138.
  8. О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова, О. Г. Приходько. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Русская Речь. «Наука практике», 2016. 112 с.
  9. Танцюра С.Ю., Мартыненко С. М., Басангова Б. М. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
  10. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 115 с.

Электронные ресурсы:

  1. Васильева Ж.Н. Кинезиологическая гимнастика.
  2. Шейко Н.А. «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...