ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
материал (младшая группа)
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravleva_abilitatsiya_detey_rannego.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Абилитация детей раннего и младшего возраста с нарушениями слуха в Службе ранней помощи.
С.В.Журавлева
Государственное бюджетное учреждение - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» городского округа Сызрань Самарской области
Основной задачей в Службы ранней помощи - это оказание услуг детям и их родителям принять и осознать особенности развития и мировоззрения детей с различными нарушениями, из которых так же являются дети с нарушением слуха. В первую очередь для нас является создание условий для их максимально возможной психолого-социальной абилитации и интеграции в общество, для получения полноценного образования. Поэтому, чем раньше начнутся коррекционно-развивающие занятия с ребенком, тем больше вероятности ему помочь.
У детей с нарушение слуха сказывается на ходе его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений в развитии мышления, речи, познавательной деятельности. Так же у них почти или абсолютно не продвигается мышление. В своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становления у этих детей не испытывают того решающего воздействия со стороны речи отвлеченного мышления, которое имеет место в норме.
В раннем возрасте коррекционная педагогическая работа организуется с семьей в службе ранней помощи. Так же родители получают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего неслышащего малыша у специалистов службы и у сурдологов из поликлиник.
Работа организуется в форме индивидуальных занятий и сеансов предметного взаимодействия ребенка и взрослого. При правильной организации комплексной работы с привлечением родителей в процесс абилитации возможно получить очень высокие результаты развития младенческого и раннего возраста с нарушениями слуха.
Чем раньше выявляются проблемы со слухом, тем более эффективная коррекция. Мозг у ребенка первого года жизни необычайно пластичен. Но, однако, существует так называемый критический возраст, после которого мозг значительно утрачивает возможность формировать соответствующие связи, отвечающие за коммуникативные способности человека, в том числе и речевые. Установлено, что критический возраст для выявления нарушения слуха и начала абилитации — шесть месяцев. Если нарушение слуха выявлено и организована комплексная помощь до этого возраста, то существует возможность обеспечить нормальное речевое и интеллектуальное развитие ребенка. При этом человеческий мозг не делает предпочтения для какого-то конкретного пути речевой стимуляции, т.е. для маленького ребенка не имеет значения, по каким каналам идет развитие коммуникативных навыков: слуховым, визуальным или даже тактильным. Практическое применение в коррекционно-развивающих занятиях используется все доступные для ребенка сенсорные каналы обеспечивающие раннее речевое развитие.
Абилитационная работа, начатая в младенчестве, направлена в первую очередь на формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности: эмоциональному общению — на первом году жизни, предметной деятельности — на втором и третьем. Особый акцент в работе с малышами делается на развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, формирование словесной речи, стимуляции использования остаточного слуха.
В работе со слабослышащими детьми включается особая задача на формирование речи, а не изучение языка. Такие как развитие навыков чтения с губ по развитию, и использованию остаточного слуха. Для развития познавательной деятельности и мышления детей используются письмо и чтение, наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. Это преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. Все эти средства используются в сочетании со словесными средствами обучения.
Работа с глухими детьми. В настоящее время имеются два основных подхода к реабилитационной работе с детьми:
1) билингвистический подход, который основывается на включении в работу с глухими детьми национального Жестового языка наряду со словесным в систему главных средств педагогического воздействия Г.Л. Зайцева, (1998). Использование жестов в учебно-воспитательном процессе позволяет увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это в свою очередь позволяет расширить круг учебных предметов и областей знаний, что ведет к более широкому развитию познавательной деятельности мышления глухих детей;
2) обучение глухих языку словесной речи. В связи с усвоением речи развивается словесно-абстрактное мышление. У глухих детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.
Таким образом, абилитационная и реабилитационная работа с детьми с нарушениями слуха зависит от возрастной категории, степени нарушения и состояния речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...