Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
материал по коррекционной педагогике
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Все меры по психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья оказываются малоэффективными. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика – коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3» города Смоленска
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Подготовила:
социальный педагог
Василенко Ольга Васильевна
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: практико-ориентированный
Актуальность проекта:
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Все меры по психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья оказываются малоэффективными. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика – коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Хочется, задастся вопросом, какими станут наши воспитанники через 10-15 лет? Смогут ли самореализовать свои способности и таланты, испытать чувство успеха?
Сегодня, уже на ступени дошкольного образования необходимо обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребёнку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является актуальной. Воспитание и обучение детей должно иметь комплексный подход, проходить с обязательным участием специалистов: учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктор по физической культуре и педагога психолога. Успешное преодоление различных речевых нарушений, у детей группы комбинированной направленности возможно при создании специальных образовательных условий, которые предусматривают личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья совместным усилиями педагогов ДОУ создается единое коррекционно-образовательное пространство и предметно-пространственная среда. В результате чего, педагогам нужно организовать совместное обеспечение коррекционно-образовательного процесса для детей. Для того, чтобы улучшить качество коррекционно-развивающей деятельности, необходимо: бережно относится к здоровью детей, создать комфортные условия нахождения ребенка в детском саду. Необходимость всестороннего развития личности является актуальной потребностью и важной задачей современного дошкольного образования.
Цель проекта:
Создание психолого-педагогических условий, расширяющих возможности раскрытия внутреннего потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
- Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
- Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к изучению собственных возможностей;
- Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме непосредственной образовательной деятельности, используя современные инновационные технологии;
- Создать атмосферу принятия и толерантности «особого» ребёнка в кругу сверстников.
Общий замысел проекта:
Настоящий проект будет решать сразу несколько проблем психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Доступность дошкольного образования детям с ОВЗ, улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности), а также улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках проекта будет организована индивидуальная и групповая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья: занятия с психологом, социальным педагогом и другими специалистами.
Деятельность по реализации проекта:
Проектная деятельность направлена на организацию коррекционно-развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Планируется проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей, проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей, а также определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого – педагогической поддержки. Данная деятельность позволяет развивать и корректировать не только выявленные нарушения в развитии ребенка, но и создавать условия ребенку постигать, изучать, исследовать собственные возможности. Данный проект направлен на выявление зон успешности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Примерный календарный план:
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки |
1. | Сбор информации | Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. | |
2. | Диагностическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи и мышления ребёнка. | |
3. | Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы | Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. | |
4. | Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми | Оказание необходимой помощи родителям ребёнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения). | |
5. | Разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников. | Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. | |
6. | Организация социально-педагогической и педагогической помощи детям и их родителям. | Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. | |
7. | Работа с родителями | Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. | |
8. | Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. | Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения воспитанников. | |
9. | Оценка эффективности проделанной работы. | Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам. | |
10. | Организация повышения квалификации педагогов ДОУ. | Проведения обучения (повышения квалификации) сотрудников по вопросам реализации инклюзивного образования. |
Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта:
Интегрированное занятие социального педагога и логопеда с детьми ОВЗ «Путешествие по дорожкам в песочную страну»
Цель – развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, фонематического слуха. Формирование навыков слогового анализа.
Задачи работы:
1) активизировать словарь антонимов;
2) развивать фонематический слух;
3) формировать навыки слогового анализа;
4) закрепить умение различать эмоциональные настроения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
5) развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
6) развитие мелкой моторики и пространственного воображения.
Оборудование: видеосообщение Феи, аудиозапись с голосом злого волшебника, песочницы, пуговицы, удочка, гласные звуки на магнитах, цветок со слогами на лепестках, ромашки (из бумаги, карандаши, чистые листы бумаги.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Пришло видеосообщение от волшебной Феи. Давайте посмотрим, о чём она нам хочет сказать.
Просмотр видео на интерактивной доске. Дети узнают, что в песочной стране появился злой волшебник. Он навел в городе беспорядок, всё хорошее превратил в плохое.
Логопед. Фея песочной страны зовет нас на помощь. Ну что, ребята, поможем?
Основная часть.
Логопед. Мы должны закрыть глаза и повторить волшебные слова. Раз, два, три – повернись! В песочной стране окажись!
Психолог. Смотрите, ребята, вот мы и в песочной стране! Перед нами озеро, его заколдовал злой волшебник, и теперь только плохие эмоции могут отражаться в нём. Дети рассказывают, какие плохие эмоции могут отражаться в этом озере: злость, страх…
Какое настроение отразилось в этом озере? (Ответы детей.)
Голос злого волшебника. Ха-ха-ха! Зачем пришли в мою страну? Я здесь хозяин. Это мое озеро, в нем мое настроение и настроение жителей этой страны.
Психолог. Это злой волшебник. Какой у него неприятный голос! Он заколдовал озеро и жителей песочной страны! Как вы думаете, какое настроение злому волшебнику неподвластно? Какую эмоцию он не сможет отразить на своем лице? Расколдуем жителей песочной страны!
Игра «Изобрази радость». С помощью пуговиц дети выкладывают улыбку, радость в песочнице. Работа индивидуальная.
А от улыбки засияло солнышко!
Физминутка «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
В небе свети! (Потянуться руками вверх, встать на носки.)
Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои. (Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.)
Нас покружи, оторвав от земли. (Покружиться парами.)
Психолог. Следующее задание – каким цветом обозначают гласные звуки? Здесь нам нужен самый важный, самый главный по звукам и буквам специалист.
Дети. Логопед – Инна Николаевна!
Голос злого волшебника. Ха-ха-ха! Попробуйте выловите все гласные звуки!
Логопед. И здесь злой волшебник успел всё испортить.! Гласные звуки и согласные звуки перепутались. Помогите удочкой выловить со дна заколдованного озера гласные звуки. И расколдовать озеро! (Дети удочкой вылавливают гласные звуки из заколдованного озера).
Молодцы! Все гласные звуки выловили и расколдовали озеро!
Психолог. Смотрите, на полянке цветы завяли, лепестки осыпались. Это все проказы злого волшебника!
Логопед. Давайте соберем лепестки, и наши ромашки раскроются.
Игра «Собери цветочек и прочитай слоги» (дети собирают слоги и вставляют лепестки со слогами, соединяют их, делают звуковой анализ слога).
Игра «Подбери слова, которые начинаются на слог «Са-», «Со-». Поощрение – цветы из бумаги, которые в конце игры дети «сажают» в песочницу.
Логопед. Злой волшебник разрушил мост Дружбы. Как нам его построить? Предлагаю из волшебных, вежливых слов. Дети говорят слова по очереди и берут друг друга за руки. Теперь все жители волшебной страны будут вежливыми.
А нам пора возвращаться домой. Мы пришлем Фее песочной страны на память свои улыбки на ладошках, которые вы нарисуете.
Творческая работа.
Рисунки «Ладошки» дети подготавливают в группе с воспитателем.
Психолог. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Интегрированное занятие для детей ОВЗ «Страна настроения»
Цель: создание оптимальных условий для развития активной, творческой, всесторонне развитой личности, а также повышение и развитие интереса детей с ОВЗ к занятиям.
Задачи учителя логопеда:
– расширять, уточнять и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
– продолжать работу по развитию речевого дыхания;
– развивать коммуникативные навыки;
Задачи педагога-психолога:
– создавать положительно – эмоциональный настрой;
– развивать интерес к познавательной деятельности;
-развивать тактильную чувствительность;
Ход занятия
Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга, для этого нам надо встать в круг и взяться за руки. Посмотрите, у меня есть волшебный клубок. Мы буде передавать его друг другу, оставляя ниточку себе и называть при этом свое имя и пожелания другу на день (Меня зовут Катя, я желаю много улыбок). Теперь, когда мы с вами поприветствовали друг друга, мы отправимся в путешествие. Хотите отправиться в путешествие? Скажите, а вы знаете, что такое настроение? Какое оно бывает?
Логопед. Ребята случились неприятности клоун Боня был такой веселый и радостный, хотел приехать к вам и потанцевать с вами, но злая Вьюга закружила, заморозила клоуна, и он теперь сидит, плачет и никак не может добраться к нам. А злая вьюга намела к нам в группу снежинки с заданием, если мы выполним задания, то Вьюга пообещала, что отпустит клоуна Боню. Ну что, ребята приступим к выполнению?
Первая снежинка. Чтобы освободить Боню нам придется много разговаривать, чтобы нам это было легко, давайте разомнем наши щечки: Артикуляционная гимнастика «Вьюга – ветер», «Улыбка», «Пузырь», дыхательное упражнение «Метель в стакане» (дети все еще стоят в кругу, логопед показывает дети с психологом повторяют за ним).
Логопед: Вторая снежинка. Звуки. Упражнение «Тихо-громко».
Вьюга воет, завывает, и просит нас, чтобы мы произнесли волшебные звуки. Давайте попробуем произнести волшебные звуки: [а][о][у][и][ю][е][я], произносим тихо и громко.
Психолог. Третья снежинка. Игра «Волшебные слова».
Молодцы ребята, знаете волшебные звуки, а сейчас посмотрим знаете ли вы “Волшебные слова”. А как вы думаете, какие слова мы называем “волшебные”? (ответы детей).
Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебные слова».
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
– Я буду задавать вам вопросы, и на правильный ответ вы получите разноцветные сердечки. Которые мы положим в шкатулку и отправим Вьюге.
-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь?
– А когда видите взрослых?
-Когда вы хотите что-то попросить?
– Что нужно сказать, когда вам что-то подарили?
– Утром, когда просыпаетесь?
-Вечером, когда вы ложитесь спать?
– А еще как можно сказать?
– Если вы кого-то обидели?
– А еще как можно сказать?
– Что вы говорите, когда прощаетесь?
-Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы знаете. Давайте сложим сердечки с волшебными словами, которые вы назвали, в шкатулку.
Логопед. А теперь узнаем, умеете ли вы их правильно использовать. Четвертая снежинка.
Игра «Подскажи словечко»
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему:. («Привет!»)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,. (здравствуй!»)
К Осьминожке Камбала
В понедельник приплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала:. («До свиданья!»)
Неуклюжий песик Костик
Жучке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он:. («Извини!»)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала:. («Спасибо!»)
Психолог. Изображение эмоций, мимика. Знакомство с эмоциями. Пятая снежинка.
Молодцы ребята, я думаю мы справимся с заданиями и поможем Клоуну. Скажите, а какое у Клоуна настроение сейчас? А было? А будет, когда мы ему поможем? А сейчас я вам буду показывать карточки с разными эмоциями, а вы попробуете их изобразить.
ЗЛОСТЬ – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
СТРАХ – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
ГРУСТЬ – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
УДИВЛЕНИЕ – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
РАДОСТЬ – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
СПОКОЙСТВИЕ – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Психолог: Ну вот, дети, мы с вами со всеми заданиями справились, больше снежинок не осталось.
Логопед: Чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравились задания? Что больше всего вам запомнилось? Самое трудное задание? Легкое?
В группу заходит клоун, играет музыка, все танцуют.
Конспект занятия по развитию графомоторных навыков на тему «Осень» у дошкольников с УО с использованием «Арт-бука»
Конспект на тему : «Осень».
Форма занятия : групповое
Возрастная группа: старшие дошкольники с умственной отсталостью (7 – 8 лет).
Цель занятия : развитие графомоторных навыков.
Задачи:
- Развивать умение штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве.
- Развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе (вверх – вниз, влево – вправо).
- Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность.
- Воспитывать самостоятельность и усидчивость.
Методы: наглядно – демонстрационный, словесный, игровой, практический, графический.
Приемы: штриховка, вопросы, указание, объяснение, упражнения.
Материалы и оборудование: картинки по теме занятия («Животные», «Соедини точки по порядку и раскрась картину», «Падающие осенние листья»); карандаши простые и цветные, клей, цветная бумага, картон с контурным рисунком «Дерево», кисти.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Осень», зрительной гимнастики «Осенние листья», беседа «как работать с клеем и кистью», тренировочные упражнения по отрыванию бумаги.
План занятия :
- Организационный момент.
- Штриховка «Животных» (в «Арт-буке»).
- Пальчиковая гимнастика «Осень».
- Задание «Соедини точки по порядку и раскрась картину» (в «Арт-буке»).
- Обводка рисунка по пунктирным линиям «Падающие осенние листья» (в «Арт-буке»).
- Зрительная гимнастика «Осенние листья».
- Аппликация «Осеннее дерево».
- Рефлексия.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Педагог: здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес. Каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?
Дети отвечают на вопрос.
- Штриховка картинки «Животные»
Педагог: давайте же узнаем, кого повстречали мы в осенним лесу (раздает задание). Перед вами картинка с животными, попробуйте их раскрасить в нужном направление, чтобы не ошибиться посмотрите на стрелочку, она указывает направление.
Рисунок В. 1 – Штриховка картинки «Животные»
- Пальчиковая гимнастика «Осень».
Педагог: ребята, ваши пальчики устали, давайте немножко отдохнем.
Дети: выполняют пальчиковую гимнастику «Осень» вместе с педагогом проговаривая слова:
«На деревьях листья пожелтели (дети сжимают и разжимают кулачки,
Дождик по дорожкам моросит (дети стучат пальцами по столу,
Птицы к югу полетели (дети изображают крылья птиц,
Значит, осень к нам спешит (дети хлопают в ладоши)».
- Задание «Соедини точки по порядку и раскрась картину».
Педагог: ребята, пока мы с вами путешествовали по лесу, на одной из дорожек я нашла любимое лакомство кабанов, чтобы узнать, что же это, вам нужно будет соединить на своих рисунках точки по порядку и у вас получится рисунок, давайте попробуем. Когда вы выполните задание, можете раскрасить ваше изображение.
Рисунок В. 2 – «Соедини точки по порядку и раскрась картину»
- Обводка по пунктирным линиям «Падающие осенние листья» (не отрывая карандаш).
Педагог: ребята, на прогулках с родителями по лесу, вы, наверное, замечали, что осенью с деревьев падают листья. Сейчас мы с вами попробуем изобразить, как они падают с деревьев (педагог раздает задание). На рисунке изображены пунктирные линии, возьмите в руки карандаши и обведите их.
Рисунок В. 3 – Обводка по пунктирным линиям «Падающие осенние листья» (не отрывая карандаш)
- Зрительная гимнастика «Осенние листья».
Педагог: ребята, вы молодцы, стараетесь и выполняете все задания. Наши глазки очень много работали сегодня, давайте им поможем отдохнуть.
Дети: выполняют зрительную гимнастику «Осенние листья» вместе с педагогом проговаривая слова:
«Ох, как листики летят,
Всеми красками горят (дети выполняют круговые движения глазами,
Вот и красный лист, и желтый (дети смотрят влево-вправо,
Это ветер листья носит.
Посмотрите это осень (дети должны зажмурить глаза, а затем поморгать 10 раз)».
- Аппликация «Осеннее дерево» из рваных кусков цветной бумаги
Педагог: ребята, сейчас мы с вами попробуем сделать из цветной бумаги «Осеннее дерево». Для этого я вам раздала контур «Дерева», и мы с вами заранее сделали заготовки из рваных кусков цветной бумаги. Давайте приступим к работе.
Дети: выполняют аппликацию по инструкции педагога и показу приемов работы.
Рисунок В. 4 – Аппликация «Осеннее дерево» из рваных кусков цветной бумаги
- Рефлексия.
Педагог: дети, мне понравилось то, как каждый из вас сегодня работал на занятии. «А вам понравилось? Чему вы научились на занятие?».
Дети: отвечают на вопросы педаго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....
Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются элементы современных технологий формирования коммуникативного подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...