ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (младшая группа)
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_dv_s_ovz.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специалист
ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики
и консультирования» г.о.Сызрань
социальный педагог Журавлева С.В.
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбарьерной образовательной среды и реализация интеграционного подхода.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социализация приобретает особое значение, так как создает реальные возможности для коррекции и компенсации нарушенных функций, обеспечивает приобщение ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам. Вместе с тем, как показывают многочисленные наблюдения и специальные исследования, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности при вхождении в общество.
Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками.
Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста характеризуется своеобразием, которое оказывает неблагоприятное влияние на становление их взаимоотношений с взрослыми и сверстниками и делает необходимым определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей.
Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо отметить, что социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Это побуждает исследователей к разработке инновационных проектов, моделей, форм, содержания образования, поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку.
В системе дошкольного образования к настоящему времени складывается устойчивая тенденция к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников.
Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Организация психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции [3].
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. Отличие инклюзивного образования от интегративного заключается не только в адаптировании образовательной среды к индивидуальным особенностям ребенка и доступности образования для всех, но и в использовании ресурса взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимообучение [4].
Так, например, Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко считают, что система сопровождения детей с ОВЗ в условиях специального и общего образования является необходимым условием интеграции, которая призвана помочь таким детям адаптироваться к современным социальным условиям и сформировать в обществе толерантное отношение к ним [4].
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях инклюзии - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.
Идея об эффективной организации психолого-педагогического сопровождения всех участников инклюзивного образования базируется на основе следующих положений [1]:
- рассмотрение видового многообразия сопровождения в качестве основы его проектирования и реализации в практической деятельности образовательных учреждений;
- построение логики процесса сопровождения на основе определения взаимосвязанных этапов: стратегии, тактики и технологии;
- разработка конкретных технологий, адекватных методов, приемов и средств применительно к условиям вышеназванных образовательных учреждений;
- совершенствование процесса сопровождения социальной адаптации воспитанников в условиях развития интегративной деятельности образовательных учреждений.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой, их развитие, коррекция, восстановление.
Выделенные ключевые позиции позволяют определить следующие принципы сопровождения участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования [2]:
- гуманизации содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;
- комплексного, междисциплинарного подхода к решению любой проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- личностной направленности целостного процесса сопровождения;
- вариативности программ и подходов в учебной и воспитательной работе;
- многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и возможностей как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным психофизическим развитием;
- профессионализма и компетентности педагогов, действующих в режиме интеграции;
- содружества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;
- позиции специалистов системы сопровождения «на стороне ребенка», защите его интересов и прав;
- гарантии непрерывного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе;
- учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме.
В целом успешность процесса сопровождения зависит от ряда условий [3]:
- раннего выявления и ранней социально-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей;
- наличия необходимого программно-методического и кадрового обеспечения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего типа;
- дифференцированного построения учебно-воспитательного процесса, высокой вариативности, гибкости учебного плана и образовательных программ; применения в рамках учебно-воспитательного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумного чередования;
- формирования и поддержания благоприятных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми, педагогами и родителями;
- жесткого соблюдения требований охранительного педагогического режима (конструирование щадящей организации режима учебной работы и рационализация отдыха детей, предупреждающие возможность перегрузки учебными занятиями);
- архитектурной приспособленности и материально-технической оснащенности образовательных учреждений с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями;
- законодательного закрепления механизмов реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, совокупность этих условий будет способствовать созданию и функционированию эффективной системы сопровождения инклюзивного образования детей, реализации их реабилитационного и интеграционного потенциалов.
Среди основных общих задач психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить [2]:
- предупреждение возникновения возможных проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- формирование толерантного отношения в обществе к лицам с ограниченными возможностями.
В зависимости от ступени инклюзивного образования содержание психолого-педагогического сопровождения имеет свою специфику [1].
На этапе начального школьного образования — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе в условиях инклюзии, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
На этапе обучения в основной школе — сопровождение перехода подростка с ограниченными возможностями здоровья в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
На этапе обучения в старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает выделение уровней сопровождения [3].
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют тьютор, классный руководитель, учителя, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития в условиях инклюзии. Основная цель их деятельности - предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса, развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, педагогами–дефектологами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы в развитии интегрированных детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками.
Возможным вариантом является сопровождение образовательною процесса специалистами ППМС-центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы и т.д.
Профилактическое направление. Цель деятельности специалистов в рамках этого этапа работы - предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников: психофизических нагрузок, эмоциональных срывов и т.д. Создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка.
Диагностическое направление. Специалисты сопровождения (педагог- психолог, социальный педагог, педагог, учитель-логопед, педагог- дефектолог, медицинские работники выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции) сформированности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др.
Консультационное направление. Специалисты сопровождения оказывают помощь всем участникам инклюзивного образовательного процесса в решении возникших проблем и проблем, выявленных в процессе работы с ребенком. Также предполагается консультирование детей и воспитателей по результатам диагностики и социологических исследований.
Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая работа с детьми должна осуществляться на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. Развивающие занятия стимулируют формирование познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, речи, а также способствует становлению интересов детей в условиях инклюзивного образования.
Социально-развивающее направление. Ориентировано на создание развивающей среды в учреждении, развитие склонностей, способностей, интересов интегрированных детей.
Таким образом, организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации инклюзивного образования при соблюдении всех условий организации обеспечить эффективное взаимодействие «особого» с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.
Список литературы:
- Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012. – С.82.
- Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод, материалов / Под ред. А.К). Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой. - М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. -275 с.
- Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. - 2015. - №3. – С. 156 – 159.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М, 2000. –519 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...