Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» п.Лиственичный
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Воспитатели:
Стрельцова Н.Л.
Котнева Е.Ю.
п.Лиственичный
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка:
Дата рождения________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование: _________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование: _________________________
Дата начала ИОМ______________________________________________________
Причина постановки на учет: ____________________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: ______________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Количество индивидуальных занятий в неделю:5
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат: ________________________________________________
______________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом
Диагностика развития ребенка
Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развитияребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие_________________________________________________
______________________________________________________________________
Соматическое развитие_______________________________________________
______________________________________________________________________
Речевое развитие ______________________________________________________
_____________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Внимание _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Восприятие_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Мышление_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Речь ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности
на 2018-2019учебный год
Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем и учителем-логопедом в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
№ | Образовательные области и направления работы (I полугодие) | Педагог |
1 | Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» | Воспитатель |
1.1 | Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ | |
1.2 | Знакомить с именами сверстников, учить узнавать их на фотографии, называть их по имени | |
2 | Образовательная область: «Познавательное развитие» | Воспитатель |
2.1 | Развивать зрительное восприятие и внимание: - учить соотносить игрушку с ее изображением; | |
2.2 | Развивать слуховое восприятие и внимание: - знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают разные звуки, вызывать интерес с к играм со взрослыми на музыкальных инструментах; | |
3 | Образовательная область: «Речевое развитие» | Воспитатель |
3.1 | Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру по общению; | |
3.2 | Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками | |
3.3 | Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослыми, затем со сверстниками («Поймай шарик», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину» и т.д.) | |
3.4 | Учить отвечать на вопросы, связанные с жизнью ребенка и его практическим опытом («Что ты делал?», «Во что ты играл?») | |
Коррекция речевого развития | Учитель-логопед | |
4.1 | Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную моторику: -работать над выразительностью мимики -активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию свистящих звуков | |
4.2 | Развивать мелкую моторику |
Рекомендации родителям:
Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.
Важно научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Очень важно, когда родители оценивают возможности ребенка и его успехи, замечают прогресс (пусть незначительный), преодолевая заблуждение, что, взрослея, он сам всему научится!
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Образовательные технологии, методы и приемы коррекции
Определение образовательных технологий, методов, системы обучения и воспитания, коррекции осуществляется с учетом структуры нарушения и реализуется в определенный отрезок времени (полугодие).
После проведения коррекционно-развивающих мероприятий осуществляется оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости вносятся коррективы в индивидуальную коррекционно-развивающую и образовательную деятельность.
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Познавательное развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Развивать зрительное восприятие и внимание | ||||||||||||||||||
Д\и «Подбери предмет по цвету» «Найди такой же цвет» «Собери букет» «Назови цвет каждой улити» | ||||||||||||||||||
Развивать слуховое восприятие и внимание | ||||||||||||||||||
Д\и «Где звенит» «Кто внимательный?» «Угадай что делать» | ||||||||||||||||||
Развивать тактильно-двигательное восприятие | ||||||||||||||||||
Д\и «Чудесный мешочек» «Платочек для куклы» | ||||||||||||||||||
Развивать память | ||||||||||||||||||
Д\и «Кто ушел из круга?»
«Запомни и назови картинки» | ||||||||||||||||||
Формировать мышление | ||||||||||||||||||
Д\и «Назови одним ловом» «Чего не хватает?» «4й лишний», |
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Формировать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в ДОУ | ||||||||||||||||||
Д\и «Кого куда?» «Что было бы, если бы…» | ||||||||||||||||||
Знакомить с именами сверстников | ||||||||||||||||||
Д\и «Водянной» «Если да хлопай, если нет топай» | ||||||||||||||||||
Учить правильно реагировать на пространственные перемещения внутри ДОУ | ||||||||||||||||||
Посещение музыкально-физкультурного зала | ||||||||||||||||||
Формировать представления о половой принадлежности ребенка | ||||||||||||||||||
Д\и «Как я дома помогаю?» «Кто я в семье?» | ||||||||||||||||||
Формировать интерес к предметно-игровым действиям | ||||||||||||||||||
С\р игра «Больница» «Парикмахерская» |
Реализация индивидуального маршрута
по образовательной области: «Речевое развитие»
Деятельность воспитателя (используемые технологии, формы и методы) | Дата, результат занятия* | |||||||||||||||||
Формировать невербальные формы общения | ||||||||||||||||||
Артикуляционная гимнастика Упражнения: «Улыбка» «Хоботок» «Лопатка» «Иголка» «Качели» «Маятник» «Лошадка» | ||||||||||||||||||
Побуждать к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками | ||||||||||||||||||
Как плачет кукла» (а-а-а) «Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а» «Вот гудит паровоз у-у-у» «Как кричит лошадка?» (и-и-и) Как плачет малыш?» (уа) «Плачет котенок – мяу» «Как коровушка мычит?» (му) «Полаем, как собачка» (ав) «Как мышки пищат?» (пи-пи-пи) «Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко) «Гуси, гуси- га-га-га» | ||||||||||||||||||
Учить выполнять совместные действия по речевой инструкции | ||||||||||||||||||
«Покажи на картинках: Игрушки Посуду Одежду Животных «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет» | ||||||||||||||||||
Развивать предикативный словарь (стоит, сидит, играет, рисует) - развивать атрибутивный словарь -антонимы - предлоги | ||||||||||||||||||
«Скажи, кто что делает» (по картинкам) «Рассмотри и расскажи, что делает мама» «Расскажи, что ты видишь на картинках» «Назови, какого цвета» «Назови, какой формы» «Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, слад-кис) «Скажи, где находиться» (в, на) |
* - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно; повторить данное упражнение ещё раз.
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Развитие артикуляционной моторики | |||||||||||||||||
Упражнения для выразительности мимики «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились», «Удивились» |
Реализация индивидуального маршрута по коррекции речевого развития
Деятельность учителя-логопеда (используемые технологии, формы и методы) (вариант оформления) | Дата, результат занятия* | ||||||||||||||||
Развитие просодической стороны речи | |||||||||||||||||
Упражнения на дыхание «Понюхаем цветок» «Летят листочки» «Шторм в стакане» |
* - - Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, самостоятельно, с интересом, старался, выполнил верно, предложить задание с усложнением;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; с помощью воспитателя; с интересом, старался, допустил несколько незначительных ошибок, предложить подобное задание;
- Ребенку понадобилось повторное объяснение задания; выполнял задание долго; без интереса; не старался; неверно; повторить данное упражнение ещё раз.
Индивидуальная сетка занятости ребенка
Педагоги | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Воспитатель | |||||
Учитель-логопед |
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута соответствуют условиям реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Динамическое наблюдение в рамках реализации ИОМ
Динамическое наблюдение позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и предоставляет материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Оценка успехов освоения ИОМ проводится три раза в год (сентябрь, январь, май).Выявление динамики в развитии ребенка за первое полугодие является основанием дляпланирования работы на второе полугодие.Характеристика динамики развития ребёнка: Приложение 1
Особенности поведения ребенка в группе
Показатели* | Сентябрь | Январь | Май |
Особенности адаптации | |||
Особенности расставания ребенка с родителями | |||
Наличие адаптационных трудностей после праздников, выходных дней | |||
Отношение ребенка к посещению детского сада | |||
Наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками | |||
Особенности речи | |||
Наличие расстройств поведения и эмоций ребенка | |||
Настроение у ребенка | |||
Наличие признаков психологического напряжения и невротических тенденций | |||
Другое |
* Специфику и своеобразие поведения ребенка определяет воспитатель: Приложение 2
В процессе реализации ИОМ проводится педагогическая диагностика – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью.
Результаты педагогической диагностикипо освоению образовательных областей программы
Сентябрь | Январь | Май | |
1.Социально-коммуникативное развитие | |||
2.Познавательное развитие | |||
3. Речевое развитие | |||
4.Художественно-эстетическое развитие | |||
5. Физическое развитие | |||
Уровень освоения |
Педагогическая диагностика воспитателя: Приложение 3
Результаты логопедической диагностики (учитель-логопед)
Сентябрь | Январь | Май | |
Артикуляционная моторика | |||
Мелкая моторика | |||
Просодика | |||
Пассивный словарь | |||
Активный словарь | |||
Фонетико-фонематическое развитие | |||
Уровень освоения |
Логопедическая диагностика учителя-логопеда: Приложение 3
Приложение 1
Характеристика динамики развития ребёнка
Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
- положительная динамика: высокий уровень;
- положительная динамика: выше среднего уровень;
- относительно – положительная динамика: средний уровень;
- незначительная динамика: низкий уровень;
- отрицательная динамика (невозможность ребёнком усвоить содержание того или иного раздела программы);
- волнообразная динамика;
- избирательная динамика.
Приложение 2
Особенности поведения ребенка в группе
Специфика и своеобразие поведения ребенка:
- особенности адаптации (условно благоприятная, не благоприятная – более 2 месяцев);
- особенности расставания ребенка с родителями (спокойно, без слез, без особенностей, тяжело, ярко проявляет нежелание расставаться с родителями);
- наличие адаптационных трудностей после летнего отдыха, праздников, выходных дней;
- отношение ребенка к посещению детского сада (приходит с удовольствием, проявляет упрямство, плаксивость, негативизм, безразличен, избирателен в отношениях);
- наличие отказа от контактов с разными людьми, сверстниками и неприсоединение ребенка к группе играющих детей;
- особенности речи (общается только с помощью жестов, речь очень тихая, с длинными паузами или наоборот громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная (необусловлено речевыми нарушениями);
- рассказывает о себе очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
- наличие расстройств поведения и эмоций ребенка (ребенок адекватный, или депрессивный, тревожный, эйфоричный);
- настроение у ребенка: бодрое, спокойное, или раздражительное, неустойчивое, отмечаются резкие колебания настроения; настроение ребенка подвержено резким перепадам, либо настроение подвержено частой смене, резко зависит от физического комфорта (естественно для нормально развивающегося ребенка в возрасте 2-3 лет), фон настроения стабильный, менее подвержено перепадам).
-наличие признаков психического напряжения и невротических тенденций.
Показатели:
- грызет ногти; сосет палец; отсутствует аппетит; разборчив, избирателен в еде; засыпает медленно и с трудом; жалуется на головные боли; жалуется на боли в животе; бывает часто рвота; заикается; чрезмерно потеет; краснеет, бледнеет; легко пугается; часто дрожит от возбуждения или волнения; часто плачет; часто моргает; дергает рукой, плечом, и т.п.; недержание мочи (днем или ночью);недержание стула (днем или ночью); бывают припадки злости; играет с какой либо частью тела; боится за свое здоровье; не умеет сосредоточиться на чем–либо; имеются ли у него заботы (чрезмерно озабочен чем–либо); очень тревожен; старается всегда быть тихим; боится темноты; часто видит фантастические предметы; боится одиночества; боится животных (каких?); боится чужих людей; боится шума; бывает необоснованное чувство стыда, позора или вины; испытывает чувство собственной неполноценности.
Использована литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
- Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г.В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
- Пример составления индивидуального образовательного маршрута [Электронный ресурс]//HTTP://WWW.EDU42.RU/SITES/DS252/PRIMER-SOSTAVLENIYA-INDIVIDUALNOGO-OBRAZOVATELNOGO-MARSHRUTA/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Психолого- педагогическое обследование...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...