Календарно- тематическое планирование ( старшая группа) тема "Деревья осенью"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

ХУДЯКОВА АНАСТАСИЯ ГЕННАДЬЕВНА

Календарно- тематическое планирование ( старшая группа) тема "Деревья осенью".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_osenyu.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по теме «Деревья осенью»

Понедельник 16.09.19 год

Вторник 17.09.19 год

Среда 18.09.19 год

Четверг 19.09.19  год

Пятница 20.09.19 год

Организованная образовательная деятельность

9.00-9.20 Коррекция речи ( Логопед)

  • 9.35-9.55  Развитие речи «Деревья осенью».

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

  • .

 

15.30-15.55 Музыкальная  деятельность

(Музыкальный руководитель)


 9.00-9.20 ФЭМП «Знакомство с цифрой семь».
Программное содержание:
 познакомить с цифрой семь.

9.30-9.55 Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель)

 

15.45 -16.10 
Лепка «Дерево осенью».
Программное содержание:
 Сформировать навыки создания образа осеннего дерева, из пластилина используя разные методы лепки .

9.00-9.20   Развитие речи «Деревья осенью»

Программное содержание: 

Развитие связной речи; Развитие мелкой моторики.

9.55-10.20 Физическая культура (инструктор по физической культуре)

 

15.45-16.10 Рисование «Осенние деревья»

Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию осенней природы, желание изображать деревья; видеть и передавать в рисунке характерные особенности дерева, правильно рисовать его части; соблюдать последовательность создания образа. Воспитывать усидчивость.

9.00-9.25 Коррекция речи (логопед)

9.35-9.55 Познавательное  развитие
«Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

Обобщить знания детей об осенним лесе.

10.30 ФИЗКУЛЬТУРНОЕ

 НА УЛИЦЕ

 

15.45-16.10 Кружок

9.00-9.20 Познавательное развитие «Деревья нашего края»
Программное содержание:
 

- расширять представления детей о природе родного края;

- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;

- развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение и любовь к деревьям, эстетические чувства, желание принять посильное участие в охране и защите деревьев.

10.05-10.30 Физическая культура

(инструктор по физической культуре)

Итоговое мероприятие

Дата проведения

Ответственный

Итоговое занятие «О чем говорят деревья?»

12.10.2019 год

Худякова А.Г.

Взаимодействие с родителями:
1. Семейный творческий конкур поделок на тему «Дары осени».
2. Консультация родителей «Как одевать ребенка осенью».
3. Беседа  «Не приводить больного ребенка в детский сад».
4. Памятка «Советы по безопасности детей»


Тематическое планирование на тему « Деревья осенью»

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Понедельник  07.10.2019 г

Утро

Беседа с детьми: «какие изменения произошли в природе?».
Цель: вспомнить признаки осени. Учить рассуждать, развивать умение слушать рассказ других детей, дополнять ответ, воспитывать уважительное отношение к товарищам.

Игра с мячом «Один - много» - повторить название овощей, фруктов.

Рассматривание различных иллюстраций, книг, открыток с изображением ОСЕНИ.

Прогулка

Наблюдение за листопадом

Цель: закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Ход наблюдения.

Посмотрите, дети, наступила осень.  Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один  листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много-  много листочков с шуршанием полетело на землю.

Это ЛИСТОПАД.

Листопад, листопад.

Листья по ветру летят.

Листья летят  медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Подвижные игры: "Листопад", "Догони меня", "Воробушки"

Ситуативный разговор с детьми о правилах личной гигиены.

Цель: закрепить последовательность действий при умывании и знания о назначении предметов туалета.

Труд. Собрать красивый букет для помощника воспитателя.

Самостоятельная игровая деятельность: Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Формировать навыки детей аккуратно ставить свою обувь на полочку.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Танец «Буги-вуги».

Цель: создать радостное настроение, уметь правильно выполнять движения.

Вечер

Матем.игра «Сложи узор».

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

С/Р игра «Магазин – овощей и фруктов».

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктов.

Прогулка

Наблюдение за приметами золотой осени.

Цель: уточнить представления детей о времени года – осень.

Д/И «Назови одним словом»

 Цель – закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы.       

Игры с выносным материалом: мячи, машины, лопатки для песка, формочки для песка, метелки, скакалки.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Вторник 08.10.2019 г

Утро

Повторить стихотворения «Осинка» - развивать речь у детей.
Ситуативный разговор «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненному дереву?»
Дидактические игры: «С какой ветки детки?» - развивать мышление, речь.

Предложить настольно – печатные игры – развивать усидчивость.

Прогулка

Наблюдение за деревьями без листьев

Цель: закрепить узнавание деревьев по внешнему виду. 

Ход наблюдения

Ни листочка, ни травинки!         Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад.                    Весела и зелена.
И берёзки и осинки             Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят.                          Видно смелая она!

Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву?

 Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.). Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойными лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине

Подвижные игры

 «Коршун и наседка» - учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего;  

«Змейка» - учить детей повторять за ведущим движения.

Трудовая деятельность : собрать листья на участке в кучу.

Цель: учить уважать труд старших.
Выносной материал : метелки, ведерки, лопатки для песка, мячи, ветрячки, машины.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Самообслуживание после дневного сна. - закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу.

Вечер

Загадывание  и составление загадок о деревьях, кустарниках.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека». - Закреплять умение придумывать сюжет, обыгрывать его, распределяя роли и используя атрибуты.

Прогулка

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.   (Ветер.)

Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Подвижные игры: "Коршун и наседка". "Ветер". Упражнение с мячом.

Самостоятельная игровая деятельность. Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Трудовая деятельность 

Уборка участка от веток и камней.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Среда 09.10.2019 г

Утро

Беседа «Осень золотая». - закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить стихи, пословицы и поговорки про осень, развивать наблюдательность, активизировать словарный запас по теме.

Рассматривание иллюстраций  «Природа осенью» (закрепление и расширение представлений об осени).

П/и «Море волнуется раз…».  - закреплять умение играть по правилам, развивать координацию движений, выдержку.

Д/и «Когда это бывает?». - закрепить  знания детей о временах года, учить называть признаки различия одного времени года от другого.

Подготовка к завтраку (продолжать учить детей  правильно расставлять бокалы, раскладывать ложки).

Иллюстрации и альбом об осени, осенних явлениях.

Подобрать книги о природе для самостоятельного рассматривания иллюстраций на тему осени.  

Прогулка

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.  

Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые  пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет  светофора едут автомобили? (На зеленый.) Как называется профессия человека, который управляет автомобилем?  (Водитель, шофер.) Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

Подвижные игры: "Защити товарища", "Стой — беги". Упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками.

Трудовая деятельность

Уборка опавших листьев.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры со скакалками и мячами.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Самообслуживание после дневного сна. - закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу.

Вечер

Беседа на тему: «Мои друзья». - закрепить знания детей о дружбе, взаимопомощи, называя имена друзей среди воспитанников группы

Предложить детям раскраски , восковые мелки, карандаши, трафареты – продолжать учить правильно держать карандаш в правой руке.

Прогулка

Наблюдение  за елью

Цель: дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с  характерными особенностями ели. Учить бережно относится  к растениям.

Ход наблюдения

Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей,  густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются  без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо  листьев – маленькие иголочки, шишки. Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом.  А еще елочка пахнет.

Подвижные игры: "Мы — веселые ребята", "Затейники".  Приемы метания предметов в горизонтальную цель.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком. 

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Четверг 10.10.2019 г

Утро

Уход  за комнатными растениями в экологическом центре - закреплять навыки и умения, приобретенные ранее.

Опытно-экспериментальная деятельность - опыт: «Почему листья зеленые? - опытным путем выяснить, почему листья растений имеют зеленый цвет и почему осенью листья желтеют.

Подготовка к завтраку. (Продолжать  учить  детей правильно расставлять бокалы и салфетницы).

Строительные игры в центре строительно-конструктивных игр – учить детей играть вместе и дружно.

Прогулка

Наблюдение за травой

Цель: дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что  травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.

Ход наблюдения

Божья коровка на длинной травинке –

Как светофор на зеленой тропинке.

Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.

Что происходит с деревьями осенью?  Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться  осенним листьям?

Подвижные игры: "Кто самый меткий?" – развивать глазомер.

Трудовая деятельность

Коллективная работа на участке по уборке мусора.
«
Порядок в своем шкафу» - продолжать учить детей наводить порядок в своем шкафу, аккуратно складывать вещь.

Самостоятельная игровая деятельность. Отгадывание загадок, их рисование на асфальте.

 

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Игры с массажными мячиками «Раз, два,  три, четыре , пять…» - развивать мелкую моторику рук и речь детей.

Вечер

Самообслуживание после дневного сна.

Беседа на тему: «Что значит быть вежливым?» - объяснить детям, такое истинно  вежливый человек, почему он не только знает «волшебные» слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

П/и «Слушай хлопки» - развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - продолжать учить придумывать сюжет и обыгрывать его, использовать разные атрибуты (внести новый атрибут – кассовый аппарат)

Прогулка

Экскурсия вокруг детского сада

Цель: уточнять понятия "дерево", его строение; объяснить, как отличить дерево от куста.

Ход  наблюдения

Дети берут корзиночки и ведерки. Проходим по территории, обращаем внимание на березу. Посмотрите, какое большое дерево. У него толстый высокий ствол. Ствол у дерева. Он белый с черными полосками. Это дерево называется береза. А это куст смородины. Он низкий, невысокий. У него много веточек, а ствола нет, ветки все тонкие. Летом мы с вами лакомились вкусными ягодами смородины. Посмотрите внимательно вокруг, где вы еще видите березы? (деревья? кусты?)

Жаль озябшего бедняжку —                   Он последнюю рубашку

Всем ветрам и ветеркам                         Раздарил по лоскуткам.

                                                                                                          (Лес)

Подвижные игры

«Листопад» - учить детей слушать команды, выполнять действия в соответствии с устной инструкцией и показом воспитателя

Трудовая деятельность

 «Наводим порядок в беседке» - учить детей выполнять несложные трудовые поручения, соблюдать чистоту и порядок на участке.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Пятница 11.10.2019 г

Утро

Беседа «Что значит бережно относится к природе».

Цель: развитие мышления диалогической речи.

Прослушивание музыки «Звуки природы» - учить слушать внимательно.

Раскраски по теме недели и интересам детей – закрепить правила пользования карандашами.

Прогулка

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе.

Ход наблюдения

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух —

Над улицей несутся сотни белых мух.  

Где тополя чаще всего растут? (В городе.) Какое это дерево? (Городское.) Какие еще растут деревья в городе? А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.) Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.) Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.) Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок. Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили   отмершие, ненужные листья.) Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов. Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему? Что такое тополиный пух?

.

Подвижные игры: «Золотые ворота» - напомнить правила игры.

Трудовая деятельность:

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с ветрячками.

После сна

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Гимнастика пробуждения «Мы проснулись». Цель: создание бодрого настроения, закаливания организма.

Вечер

Чтение худ литературы.  Е. Трутнёва «По лесным тропинкам».
 Цель: прививать любовь к природе, учить понимать сравнения художественного слова, развивать слуховую память

Досуг. «Загадки с ветки».
Цель:  развивать логическое мышление, вызвать радостное настроение.

Настольно – печатные игры по интересам детей – развивать мелкую моторику рук у детей.

Прогулка

Наблюдение за одеждой людей

Цели: учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью человека.

Ход наблюдения

 Ходит осень по дорожке,                

Промочила в лужах ножки.            

Льют дожди.

И нет просвета

Затерялось где-то лето.

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие, рассмотреть свою одежду. Вспомнить, как они

были одеты летом. Обратить внимание ребят, что люди надели пальто, куртки, вязаные  шапки,

перчатки, осеннюю обувь, быстро идут по улице, потому что дуют холодные ветры, идет дождь.  

Трудовая деятельность

Кормление птиц – учить детей выполнять трудовые поручения с помощью взрослого.

Подвижные игры

«Мыши в кладовой» - учить детей выявлять соответствие или несоответствие правилам .

 «Лиса в курятнике» - учить детей мягко спрыгивать со скамейки на обозначенное место.

 «Чьё звено скорее соберется?» - упражнять в умении строиться в круг.

Трудовая деятельность : собрать игрушки после игр в корзину – продолжать учить детей  выполнять простейшие трудовые поручения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Календарно-тематическое планирование. Старшая группа. Осенний период.

В материале представлено планирование работы в осенний период в старшей группе ДОУ (согласно ФГОС)...

Календарно -тематическое планирование.Старшая группа.Поздняя осень.День матери.

Календарно -тематическое планирование.Старшая группа.Поздняя осень.День матери....

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) "Дары осени"

Полное календарно-тематическое планирование по ФГОС в подготовительной к школе группе по теме: "Дары осени"...

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) "Вот и осень наступила"

Способствовать формированию познавательного интереса к окружающей среде: продолжать знакомство детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы....

Календарно-тематическое планирование (старшая группа группа) тема «Семья»

Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи.Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, ...

Календарно-тематическое планирование старшей группы на тему "Осень"

Календарное планирование содержит формы, методы работы с детьми и родителями по теме недели...