Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка
Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_ped.sovetu.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ 15 Пушкинского района СПБ
Алексеева Т.В.
Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Тематический педсовет посвященный теме «ИОМ ребенка в ДОУ»
Цель: Повышение компетентности педагогов в организации ИОМ для детей дошкольного возраста:
Задачи:
1.Познакомить педагогов с понятием ИОМ (определение, в чем важность )
2.Познакомить со структурой ИОМ
3.Формировать умения составлять ИОМ
Ход педсовета:
Вступление:
Информация о присутствующих и отсутствующих
Во вступительной части старший воспитатель (Ивлева Н.В.) знакомит воспитателей с ИОМ ребенка. Говорит о том, что это такое. Уточняет те вопросы, которые стоят в повестке дня.
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
В официальных документах:
«Концепция дошкольного воспитания»;
«Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Дискуссия «Нужно ли создавать ИОМ для детей в группах детского сада? «Все плюсы и минусы»
Цель: посмотреть и выявить компетентность воспитателей по данному вопросу.
Основная часть: Педагогический коллектив делится на 3-4 команды. Рассаживаются по разным столам. Называют свою команду, можно нарисовать символ, герб команды, выбирают капитана команды.
Выступление воспитателя группы ЗПР Мынто Т.В. «Создание ИОМ для детей»
1 слайд: Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.
Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.
2 слайд: Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с ЗПР и другими нарушениями нервно-психического развития).
Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения в школах, становится видно, что ИОМ учащегося представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.
Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения в школе подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 3: Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоение дополнительно общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Слайд 4: Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.»
5 слайд: Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:
целевой (постановка целей получения дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении дополнительного образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»
6 слайд: При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип комплексности.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.
7 слайд: Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
Организация психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).
Оценка эффективности использования ИОМ.
Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
Сбор медико-педагогической информации о ребенке.
Психолого-педагогическое обследование.
Анализ и оценка полученных данных.
Выстраивание ИОМ ребенка.
Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.
Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
Сводные информационные таблицы по диагностике.
Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность воздействия. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.
8 слайд: Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии). Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Разнообразие форм составления и написания программ объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.
Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в применении в условиях образовательной работы.
Полная структура ИОМ выглядит так:
общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;
краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);
организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
образовательные технологии;
инновационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
инновационные методы и средства;
формы контроля и учета достижений ребенка;
ИОМ;
анализ результатов процесса обучения и образования.
Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Коллективно творческая деятельность:
Предложить командам разработать ИОМ для ребенка.
Раздать каждой команде материалы для составления.
Предоставить возможность показать командам свои разработки.
Заключение:
Раздать педагогам буклеты-подсказки.
Подведение итогов.
Чаепитие. Обсуждение данной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Педагогический совет в форме круглого стола "Внедрение Федерального государственного стандарта в дошкольное образование"
Предлагается вариант проведения мероприятия с педагогогами для перехода на ФГОС ДО...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста
индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3 лет с задержкой речевого развития...
Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
В данном материале описан индивидуальный маршрут ребенка первой младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»
Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...