Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка

Алексеева Татьяна Васильевна

Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности  «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_ped.sovetu.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ 15 Пушкинского района СПБ

Алексеева Т.В.

Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности  «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»

     Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Тематический педсовет  посвященный теме «ИОМ ребенка в ДОУ»

Цель: Повышение компетентности педагогов в организации ИОМ для детей дошкольного возраста:

Задачи:

1.Познакомить педагогов с понятием ИОМ (определение, в чем важность )

2.Познакомить со структурой ИОМ

3.Формировать умения составлять ИОМ

Ход педсовета:

Вступление:

Информация о присутствующих и отсутствующих

Во вступительной части старший воспитатель (Ивлева Н.В.) знакомит воспитателей с ИОМ ребенка. Говорит о том, что это такое. Уточняет те вопросы, которые стоят в повестке дня.

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед  педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

В официальных документах:

«Концепция дошкольного воспитания»;

«Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;

методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;

подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Дискуссия «Нужно ли создавать ИОМ для детей в группах детского сада?  «Все плюсы и минусы»

Цель: посмотреть и выявить компетентность воспитателей по данному вопросу.

Основная часть:  Педагогический коллектив делится на 3-4 команды. Рассаживаются по разным столам. Называют свою команду, можно нарисовать символ, герб команды, выбирают капитана команды.  

Выступление воспитателя группы ЗПР Мынто Т.В. «Создание ИОМ для детей»

1 слайд: Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.

Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

2 слайд: Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с ЗПР и другими нарушениями нервно-психического развития).

Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения в  школах, становится видно, что ИОМ учащегося представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению. Важность такого подхода в образовании детей с различными возможностями очевидна.

Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения в школе подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе  процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 3: Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта,  на результаты освоение дополнительно  общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Слайд 4:  Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;

в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого  образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.»

5 слайд: Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:

целевой (постановка целей получения  дополнительного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении  дополнительного образования);

содержательный (обоснование структуры и отбор содержания  работы педагога, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);

технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).

При этом  педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);

- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);

- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»

6 слайд: При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:

Принцип систематической ступенчатой диагностики.

Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе  комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.

Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип комплексности.

Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.

Принцип контроля и корректировки.

В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.

Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.

Принцип прогнозирования динамики  развития ребенка.

Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в индивидуальном  процессе обучения и воспитания.

Способ построения ИОМ ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной диагностики.

7 слайд: Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции  нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

Организация психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).

Оценка эффективности использования ИОМ.

Выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

Сбор медико-педагогической информации о ребенке.

Психолого-педагогическое обследование.

Анализ и оценка полученных данных.

Выстраивание ИОМ ребенка.

Интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства  развития ребенка.

Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

     Технологические аспекты данной проблемы:

Сводные информационные таблицы по диагностике.

Аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

На основе перспективного плана составляется ИОМ на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  воздействия.  В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.

8 слайд: Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы  с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов;  ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня  данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии). Многовариантность форм составления, ведения ИОМ говорит о разных типах учреждений, в которых они составлялись, о поисках педагогами, занимающимися вопросами коррекции и развития дошкольника наиболее эффективных приемов в планировании в условиях интеграции и повышения качества обучения и воспитания детей. Разнообразие форм составления и написания программ объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей.                                                                                  

Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в  применении в условиях образовательной работы.

Полная структура ИОМ выглядит так:

общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ;

краткая характеристика состояния его здоровья (если необходимо, медицинские рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения);

организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

образовательные технологии;

инновационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

 инновационные методы и средства;

формы контроля и учета достижений ребенка;

ИОМ;

анализ результатов процесса обучения и образования.

Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые  педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Коллективно творческая деятельность:

Предложить командам разработать ИОМ для ребенка.

Раздать каждой команде материалы для составления.

Предоставить возможность показать командам свои разработки.

Заключение:

Раздать педагогам буклеты-подсказки.

Подведение итогов.

Чаепитие. Обсуждение данной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Педагогический совет в форме круглого стола "Внедрение Федерального государственного стандарта в дошкольное образование"

Предлагается вариант проведения мероприятия с педагогогами для перехода на ФГОС ДО...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста

индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3 лет с задержкой речевого развития...

Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.

В данном материале описан индивидуальный маршрут ребенка первой младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...