Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_finansovoy_gramotnosti.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "Теремок" г.Велижа
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Составила:
Константинова И. Н.
воспитатель
2022 г.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Также в процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, театрализованные постановки и др.,) так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной.
Игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом»
Игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет»,
«Кому, что нужно для работы» и др.
• Игры- путешествия с применением ИКТ При помощи компьютера дети могут совершить виртуальные путешествия, побывать в различных музеях в разных уголках Земли, понаблюдать за деятельностью представителей знакомых и незнакомых профессий. Так же можно устроить реальное путешествие по детскому саду с целью познакомиться с профессиями сотрудников.
• В дидактических, настольных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
• Интеллектуальные игры, викторины хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
Основной принцип в организации игровой деятельности – это тематический подход. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс. Взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство», «Фермерская ярмарка», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.
• Одной из современных и увлекательных форм работы с детьми по формированию финансовой грамотности является Квест – игра, в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно.
Чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Особое место занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т. д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: «Труд – основа жизни», «Работать и зарабатывать», «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся», «Как деньги попадают к нам в дом», «Как складывается стоимость товара», «Реклама», «Тратим разумно, экономим», «Все по плану» и другие.
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например, «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие защитные признаки должны иметь банкноты. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта новая технология лучше учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды:
ситуации морального выбора;
ситуации общения и взаимодействия;
проблемные ситуации;
игровые ситуации;
практические ситуации по интересам детей.
Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы с дошкольниками, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей. Дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят «деньги будущего», рисуют «Моя будущая профессия», «Мои добрые дела». Создают рекламные буклеты и поделки «Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками». При этом важно приучить ребенка к самостоятельности: сам придумал и сам слепил, склеил, вырезал и т. д. (но, не отказывая ему в поддержке и помощи).
Театрализованные постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, тратить, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Коллекционирование
Значение коллекционирования в образовательном процессе — это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей.
Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи.
Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.
Все перечисленные выше формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления позволяют сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.
Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
«Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"- расширение представлений о продуктовом магазине;- уточнить представления о многообразии продуктов и ...
Разнообразие форм и методов в развитии танцевального творчества детей дошкольного возраста. Импровизация собственных движений, сочинение собственного танца.
Ваш ребенок двигается под музыку- и он будет здоров!...
Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...
Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....
Выступление на педагогическом совете №3 на тему: «АООП и ФОП. Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»
Выступление на педагогическом совете №3 на тему: «АООП и ФОП. Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»...
ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подгото...