Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
В данном материале описан индивидуальный маршрут ребенка первой младшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут ребенка дошкольного возраста с признаками одарённости по художественно - эстетическому развитию (рисование) Лизы Б.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Цель индивидуального образовательного маршрута - помочь одаренному ребенку раскрыться в той или иной области развития.
Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.
В сентябре к нам в группу пришла девочка Лиза. Наблюдая за ней, я сразу обратила внимание, что она очень активна, любознательна, уверенна в себе. Любимым занятием Лизы является рисование. У девочки явно выражена способность к рисованию. Она тщательно, не выходя за линии разукрашивает картинки, может нарисовать простейшие фигуры.
Для раскрытия творческого потенциала Лизы был составлен индивидуальный образовательный маршрут. Поскольку в сентябре и октябре была адаптация ребенка к детскому саду, было принято решение составить программу, начиная с ноября, длительностью 7 месяцев.
Ф. И. ребенка –Елизавета Б.
Дата рождения – февраль 2017г.
Вид одаренности – художественно-эстетическое (рисование).
Срок реализации индивидуального маршрута – 7 месяцев (ноябрь 2019г. – май 2020г.)
Большую роль в воспитании ребенка играет участие мамы и папы. В семье созданы все условия для полноценного развития ребенка.
Запрос родителей: интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Периодичность занятий — 1 раз в неделю в групповой комнате.
Длительность – 20-30 минут.
Воспитатель: Савчук Ольга Владимировна.
Цель разработки индивидуального маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных навыков рисования ребенком.
Задачи:
- развивать способности ребенка в области художественного творчества,
- овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования,
- воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного»,
- совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые результаты:
- ребенок овладеет нетрадиционными приемами и техниками рисования,
- развитие навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения,
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с девочкой:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность под музыку,
- игры и упражнения под тексты стихотворений;
- наблюдение за природой;
- рассматривание игрушек;
- оформление выставки.
План индивидуальных занятий по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Лизой Б. по месяцам.
Ноябрь.
1. Мониторинг
- Выявить, что ребенок больше любит рисовать и выявить технику рисования. - Наблюдение за девочкой во время занятий по ИЗО и в самостоятельной деятельности.
Занятие 1. «Кленовый лист». Разукрашивание цветными карандашами.
- аккуратное разукрашивание, не заходя за контур,
- выбор ярких цветов для создания осенних красок,
- рассматривание настоящих кленовых листьев,
- составление букета из листьев.
Занятие 2. «Дождь, какой он?» Рисование штрихами. Использование гуаши.
- совершенствовать умение рисовать штрихи красками,
- прослушивание записи дождя (спокойного, ливня, с другими звуками природы),
- изучение синей палитры красок – от светло голубого до темно синего,
- вызов эмоционального интереса к дождю, изображение звуков дождя с помощью пальчиков, голосом, другими предметами.
Занятие 3. «Лужи». Рисование свечой.
- учим девочку технике рисования свечой,
- беседа о свече,
- рассматривание картинки с лужами и детьми,
- обсуждение, что надеть, чтоб не промокнуть.
Занятие 4. «Веселое настроение». Рисуем кистью и красками.
- пробуем выразить наше настроение с помощью красок,
- учимся смешивать цвета,
- слушаем веселую музыку.
Декабрь.
Занятие 5. «Падает снежок». Рисование снега методом «тычка».
- учить рисованию техникой «тычки»,
- наблюдение за падающим снегом,
- чтение стихов о снеге.
Занятие 6. «Елочка». Рисование ладошками.
- совершенствовать умения рисовать в данной технике,
- развивать композиционные умения,
- воспитывать аккуратность,
- рассматривание картин с елочками,
- чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».
Занятие 7. «Снеговик». Рисование ватными палочками.
- совершенствовать умения рисования в данной технике,
- рассматривание снеговика,
- чтение сказки Т. Домаренок «Снеговик из леса».
Занятие 8. «Белые снежинки». Рисование снежинок мелками для рисования. Рисуем прямыми линиями.
- учимся рисовать прямые линии разной длины,
- рассматривание рисунков разных снежинок,
- прослушивание песенки про снежинки,
- представление себя снежинкой, импровизированный танец под прослушанную песенку.
Январь.
Занятие 9. «Елочные игрушки». Рисование кисточкой с краской кругов и закрашивание их.
- пробуем рисовать гуашью ровные круги – елочные шары, раскрашиваем,
- составление из нарисованных шаров длинной гирлянды и развешивание в группе,
Занятие 10. «Снегирь». Рисование ладошкой.
- продолжаем развитие у Лизы художественных способностей нетрадиционной техникой рисования – рисованием ладошкой,
- воспитываем бережное отношение к птицам,
- рассматривание картинки снегиря,
- загадки о птицах.
Занятие 11. «Рябина». Рисование пальчиками.
- учим рисовать пальчиками ягодки рябины,
- рассматривание картины «Веточка рябины».
Занятие 12. Совместное рисование девочки с родителями (мамой).
- выбор метода рисования самостоятельно,
- совместное оформление картины.
Февраль.
Занятие 13. «Санки». Рисование карандашом по имеющемуся контуру.
- учим аккуратно обводить линии, стараясь не отрывать руку и не выходить за контуры,
- подбираем цвета для санок,
- рассматривание картинок с санками, как и где можно на них кататься,
- прослушивание русских народных песен на зимнюю тематику.
Занятие 14. «Волшебные узоры». Рисование ватной палочкой узоров на окнах.
- рассматривание картинок и беседа о том, какие бывают узоры на окнах и почему они появляются,
- пробуем срисовать уже имеющийся рисунок при помощи ватной палочки,
Занятие 15. «Кораблик для папы». Рисование ладошкой.
- продолжаем учить девочку рисовать с помощью ладошки,
- привить Лизе чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям,
- беседа о Дне защитника Отечества,
- рассматривание иллюстраций, открыток с Днём защитника Отечества.
Занятие 16. «Лопата для снега». Рисование методом «тычка».
- совершенствуем рисование с помощью техники «тычка»,
- беседа о том, чем можно убрать снег с дороги,
- рассматриваем картинки со снегоуборочной техникой,
- стишки про снег.
Март.
Занятие 17. «Весенние цветы для мамы». Рисование ладошкой.
- закрепляем умение рисовать техникой «ладошкой»,
- развиваем образное воображение, цветовое восприятие, творчество,
- воспитываем желание сделать приятное маме,
- рассматривание иллюстраций весенних цветов,
- стихи о празднике 8 Марта.
Занятие 18. «Мимоза для бабушки» Рисование поролоном.
- упражняем в рисовании поролоном,
- учим наносить отпечатки у основания стебля,
- воспитываем аккуратность в работе, развиваем чувство композиции,
- рассматриваем веточку мимозы,
- чтение стихов о бабушке.
Занятие 19. «Пушистая верба» Рисование ватными палочками.
- упражняем в передаче изгибов ветки, маленьких веточек,
- развиваем мелкую моторику руки,
- рассматривание веточки вербы,
- находим отличия от других веток.
Занятие 20. «Пришла весна, бегут ручьи». Рисование кистью.
- продолжаем учить Лизу отражать в рисунке красоту весенней природы,
- закрепляем приёмы работы с кистью,
- рассматриваем картину «Бегут ручьи»
- чтение стихов о весне.
Апрель.
Занятие 21. «Ракета». Рисование свечой.
- продолжаем учить девочку технике «рисование свечой»,
- упражняем в аккуратном закрашивании рисунка гуашевыми красками,
- рассматривание картинки ракеты.
- рассказ о Юрии Гагарине.
Занятие 22. «Букет сирени». Рисование пальчиком.
- закрепляем умение выбирать технику для выполнения рисунка,
- развиваем мелкую моторику,
- воспитываем желание доводить начатое дело до конца,
- рассматриваем ветки сирени, изучаем цвет, запах, размер.
Занятие 23. «Одуванчики». Рисование методом «тычка».
- упражняем в методе рисования «тычком»,
- создаем картину весеннего луга,
- играем в «Узнай цветок»,
- чтение сказки про одуванчик.
Занятие 24. «Дерево». Рисование ватными палочками.
- учим рисовать дерево, передавая изгибы, строение, размер, ветви,
- упражняем в рисовании ватными палочками,
- развиваем моторику кисти рук.
Май.
Занятие 25. «Салют». Рисование методом «тычка».
- закрепляем умение правильно держать кисть,
- закрепляем представления о цвете,
- прививаем аккуратность при работе с краской,
- беседа о празднике День Победы.
- рассматриваем иллюстраций с салютом.
Занятие 26. «День Победы» Разукрашиваем открытку.
- разукрашиваем заранее подготовленную открытку, посвященную Дню Победы (карандашами или мелками на выбор),
- прослушиваем песню «День Победы».
Занятие 27. «Рисование по замыслу»
- предлагаем на выбор технику рисования,
- совершенствуем умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках,
- беседа «Что ты хочешь нарисовать?»
Занятие 28. Подведение итогов – выставка работ Лизы в группе.
В результате планомерной и систематической работы с ребенком:
- закрепились навыки держать карандаш и кисть правильно;
- повысился познавательный интерес к рисованию;
- активизировалась мыслительная деятельность ребенка;
- усилилось желание к самостоятельной работе;
- узнала и начала самостоятельно использовать различные техники рисования.
Эти достижения помогут в дальнейшем развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Работа с родителями.
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных ребенком в детском саду.
- беседы с родителями;
- консультации для родителей;
- оформление уголка для родителей по данной теме;
- выставка работ ребенка.
- совместная творческая деятельность.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности Лизы Б.
1. Консультация: «Одарённый малыш или как развить в ребёнке талант»
2. Консультация: «Учим держать карандаш и кисточку правильно»
3. Беседа с родителями Лизы на тему: «Организация уголка творчества дома».
4. Мастер класс для родителей: «Рисуем ладошками».
5. Мастер класс для родителей «Рисуем методом «тычков».
6. Домашнее задание родителям: нарисовать рисунок, используя нетрадиционные техники рисования.
7. Персональная выставка ребенка и родителей в группе «Рисуем вместе»
Рекомендации родителям.
1. Организовать дома уголок творчества для Лизы.
2. Приобрести достаточное количество альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.
3. Создать дома с ребенком альбом «Нетрадиционных методик рисования». Закрепление усвоенных техник, рисование в домашних условиях.
4. Рисовать совместно с ребенком.
5. Участвовать в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.
Заключение.
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе, одаренность, не получающие постоянного подтверждения, могут стереться со временем.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у девочки творческих способностей, фантазии, воображения.
Список литературы.
Авдеева Н. И. «Одарённые дети» М. издательский центр «Академия»2008.
Бурменской Г. В. «Одаренные дети». Под редакцией. М., 1991.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Ковалькова О. Н. «Одаренность» М. академия,2010.
Лейтес Н. С. «Умственные способности и возраст» М., 1971.
В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» М. Педагогика. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»...
ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Пчелки на лужайке»
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творч...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему "Дымковский конь"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Дымковский конь». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы....
Конспект НОД с детьми младшей группы (возраст 2-3 года) по художественно-эстетическому развитию (рисование в нетрадиционной технике) «Котята».
Подробный конспект занятия...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» рисование «Лесные друзья -ежи"
Возрастная категория:2 – 3 года.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&r...
Индивидуальный план сопровождения ребёнка подготовительной группы с признаками одарённости в художественно - эстетическом развитии
Планомерная и систематическая работа, способствующая развитию познавательного интереса к изобразительному искусству....
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребёнка старшего дошкольного возраста с признаками одарённости в художественно-эстетическом развитии
. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие....