Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_volshebnyy_limon.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания детей о свойствах лимона, через организацию экспериментальной деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;
- продолжать формировать умение детей рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментированию, желание расширять свой кругозор;
- продолжать воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сотрудничать и коммуницировать (взаимодействовать) в процессе совместной деятельности.
Виды деятельности: познавательная, экспериментально-исследовательская.
Формы организации: подгрупповая.
Предварительная работа: беседа о цитрусовых (лимон, апельсин, грейпфрут), ознакомление с правилами поведения в лаборатории.
Оборудование и материалы: лимон целый, лимон в разрезе, лимон, очищенный от кожуры, кусочки лимона; «Волшебный слон»; магнитная доска; фартуки и нарукавники; «Исследовательский журнал»; чайник с чаем; прозрачные стаканчики; прозрачная ёмкость с водой; лупы; кожура лимона; тарелки; йод; ватные диски; пипетки; лимонный сок; контейнеры с водой; иллюстрации (лимонное дерево; комнатный лимон; цветок лимона; применение лимона в быту, кулинарии, медицине, косметологии; иллюстрации к опыту 1, опыту 2, опыту 3).
Ход занятия
- Организационный этап
Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! На улице сырость и слякоть, а в нашей группе светло и весело! А всё дело в наших светлых улыбках, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться и подарить улыбки друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным растением. А о каком именно растении идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень.
(Лимон)
Дети: Лимон!
Воспитатель: - Действительно ли это лимон, нам поможет узнать наш «Волшебный слон», который спрятал нашу отгадку. (Ребёнок достаёт отгадку из слона).
Воспитатель: - Молодцы, угадали! А вы знали, что лимон оказывается необычный фрукт, а волшебный, и он скрывает в себе много секретов и загадок. Хотите их разгадать? (Ответы детей).
Воспитатель: - А для того, чтобы разгадать все его секреты, нам необходимо познакомиться с ним поближе.
- Практический этап
Д/и «Лимон какой?»
Воспитатель: - Ребята, становитесь в круг! Сейчас мы с вами поиграем! Для того чтобы лимон раскрыл все свои секреты, нам нужно сначала ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу лимон, и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова «ЛИМОН». (Ответы детей).
Воспитатель: - Как много вы знаете об этом фрукте.
Воспитатель: - Давайте мы с вами присядем, и я расскажу вам ещё много интересного о нём.
- Действительно, лимон очень необычный фрукт. Обычно он бывает длиной от 6 до 9 сантиметров, жёлтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. (Педагог показывает лимон в разрезе, где хорошо видны дольки и косточки фрукта). Растут лимоны на небольших, высотой от 3 до 7 метров вечнозеленых деревьях с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. Кроме этого, лимонное дерево может быть и прекрасным комнатным растением. В природе лимон цветёт весной, а плодоносит осенью. В домашних же условиях, они цветут и плодоносят круглый год при правильном уходе. Лимоны очень кислые на вкус. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций лимонного дерева, цветов лимона и комнатного лимона).
- Ребята, как вы думаете, почему же такой кислый фрукт так у нас любят? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, потому что лимон очень полезный. В нём содержится очень много аскорбиновой кислоты.
- А кто знает, как по-другому называется аскорбиновая кислота? (Ответы детей).
Воспитатель: - А чем полезен Витамин С? (Ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, оказывается в лимоне, кроме аскорбиновой кислоты – Витамина С, есть ещё и лимонная кислота? Кто знает, чем она полезна, где человек её использует? (Ответы детей, при необходимости воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы! А нам пора немного отдохнуть.
Физкультминутка «Лимончик »
Лимончик жёлтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок -
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас, когда мы с вами зарядились энергией «солнечного лимончика», я предлагаю вам превратиться в исследователей, и продолжить наше знакомство с лимоном в лаборатории. (Подходят к лаборатории)
Воспитатель: - Ребята, напомните мне, пожалуйста, что такое лаборатория? (Ответы детей).
Воспитатель: - А результаты всех своих открытий учёные записывают в специальные журналы - «исследовательские журналы».
- Мы с вами сегодня тоже будем вести такой журнал (воспитатель показывает журнал). Заполнив его, вы раскроете все секреты лимона.
Воспитатель: - В лаборатории есть определённые правила поведения, расскажите мне о них. (Дети рассказывают о правилах поведения в лаборатории).
Воспитатель: - Всё верно. Я предлагаю вам надеть защитные фартуки и нарукавники, и пройти в нашу первую лабораторию.
Лаборатория №1 - опыт «Лимон и чай»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на пол. В целях вашей безопасности, за эту линию переступать нельзя! (Вокруг стола выделена безопасная зона).
В чайнике заранее заварен тёплый чай. Воспитатель разливает его в два разных стакана.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, чай в этих двух стаканах чем-то отличается? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, он совершенно одинаковый.
Воспитатель: - А сейчас я добавлю в один из стаканов немного лимонного сока. (Педагог, на безопасном расстоянии от детей, аккуратно выдавливает сок, следя за тем, чтобы сок не брызнул в глаза).
Воспитатель: - Ребята, что произошло с чаем? (Ответы детей).
Воспитатель: - Верно. Чай, в который был добавлен лимонный сок, стал светлее.
Воспитатель: - Какой вывод о свойствах лимона мы можем сделать, исходя из опыта? (Ответы детей – лимон может осветлять (обесцвечивать) чай).
Воспитатель: - Таким образом, он защищает наши зубы от появления желтоватого налёта от чая. Я предлагаю результат нашего открытия внести в наш исследовательский журнал. (В журнал вклеивается первая иллюстрация, описывающая результат опыта).
Воспитатель: - А наши исследования продолжаются, приглашаю вас во вторую лабораторию.
Лаборатория №2 - опыт «Тонет - не тонет»
Воспитатель: - У меня есть два лимона – один очищенный, другой нет и ёмкость с водой. Как вы думаете, что произойдёт, если опустить лимон с кожурой в воду? (Дети высказывают свои предположения, кладём лимон в кожуре в воду – лимон плавает).
Воспитатель: - Что произойдёт, по вашему мнению, с очищенным лимоном, опущенным в эту же воду? (Ответы - предположения детей).
Воспитатель: - Давайте проверим. (Кладём лимон без кожуры – лимон тонет).
Воспитатель: - А почему же он тонет? Разве лимон без кожуры тяжелее? (Дети рассуждают, делают вывод, что – «Весь секрет в кожуре лимона»).
Воспитатель: - А чтобы удостовериться в том, что ваши предположения верны, я предлагаю вам теперь самим провести опыт.
- Посмотрите, у вас на столах есть стаканчик с водой, вилочка, кусочек лимона с кожурой и кусочек лимона без кожуры. Аккуратно возьмите кусочки лимона вилочкой и положите их в воду. Что с ними произошло?
Дети: - Кусочек лимона с кожурой плавает, а кусочек без кожуры утонул.
Воспитатель: - А что это может означать?
Дети: - Секрет лимона, действительно, в его кожуре.
Воспитатель: - Всё верно.
- Ребята, у вас на тарелочке лежит кожура лимона, рассмотрите её с помощью лупы.
Воспитатель: - Что вы видите?
Дети: - Ямочки (дырочки).
Воспитатель: - Да, действительно в ней много ямочек (углублений) с пузырьками воздуха.
- А что делает воздух, оказавшись в воде? (Ответы детей).
Воспитатель: - Именно этот воздух держит лимон на плаву. Вот какая волшебная кожура у лимона.
Воспитатель: - Нам необходимо занести наше открытие в исследовательский журнал. (В журнал вклеивается вторая иллюстрация).
Воспитатель: - А наши опыты продолжаются! Ребята, пройдите, пожалуйста, в следующую лабораторию.
Лаборатория №3 -опыт «Лимон – пятновыводитель»
Воспитатель: - Ребята, для следующего опыта нам нужен будет йод.
Воспитатель: - Скажите мне, когда йод попадает на кожу или какую-то вещь, его легко отмыть? (Ответы детей).
Воспитатель: - Действительно, от йодного пятна не так-то просто избавиться, но оказывается, возможно! И в этом нам поможет волшебный лимон, а точнее - лимонный сок.
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого на столе лежит ватный диск. Я сейчас подойду к каждому и капну на него капельку йода. (Педагог обходит детей).
Воспитатель: - А сейчас, каждый из вас возьмёт пипетку и капнет на пятно капельку лимонного сока. Но нужно быть очень осторожными: чистый лимонный сок не должен попасть на кожу, потому что можно получить ожоги и аллергическую реакцию. Если же сок попал на кожу, его нужно быстро смыть водой, которая находится у вас на столе в маленьком контейнере. (Дети пипеткой набирают лимонную кислоту и капают на йодное пятно).
Воспитатель: - Что произошло с пятном?
Дети: - Оно исчезло!
Воспитатель: - А почему? Какое же ещё свойство есть у лимона? (Ответы детей).
Воспитатель: - Верно. Лимон - пятновыводитель. Так, с помощью лимона, можно вывести некоторые пятна. Заполним наш исследовательский журнал. (В журнал вклеивается третья иллюстрация).
- Заключительный этап
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, все страницы журнала заполнены! А это значит, что вы сумели раскрыть все секреты волшебного лимона. Я предлагаю вам их вспомнить, а поможет в этом наш исследовательский журнал. (Дети, опираясь на иллюстрации в журнале, рассказывают о свойствах лимона).
Воспитатель: - Какие молодцы, ничего не забыли! Вам понравилось
сегодня быть исследователями? (Ответы детей).
- Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного, кисловатый.
В нём полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!
Воспитатель: - На этом наша работа в лаборатории окончена, и я приглашаю вас и наших гостей угоститься вкусным полезным чаем с лимоном, но перед этим не забудьте снять свою защитную одежду. (Дети снимают фартуки с нарукавниками и подходят к столу с угощением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Веселые игрушки» с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий.
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Волшебная водичка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв младшей группе на тему:«Волшебная водичка»...
Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре».
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Битва за Москву"
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»
Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в пу...