Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Подтынченко Ольга Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_volshebnaya_nitochka.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 107»

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: «Волшебная ниточка»

Подготовила старший воспитатель:

Подтынченко Ольга Владимировна

Цель: Расширение знаний детей о различных видах ниток и способах их использования.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с происхождением и способах изготовления ниток; расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть)

2. Развивающие: развивать словарный запас, мелкую моторику, двигательную активность.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Совершенствовать умения и навыки по изготовлению кулонов, закреплять умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вязать цепочку из воздушных петель.

Развивать словарный запас, мелкую моторику, двигательную активность.

развивать внимание, мышление, воображение; активный и пассивный словарь.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

Чтение: «Соловей и хлопковый куст» (по мотивам индийской сказки); «Три пряхи» сказка Братьев Гримм; «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский.

Игра «Ателье» (закрепление знаний о тканях и изделий из них).

Заучивание пословиц о труде и стихов о нитках.

Материалы:

 «Волшебный клубочек», образцы вязанных, тканных и вышитых изделий, презентация «Волшебная ниточка», разноцветные клубочки ниток для поделок, пуговицы, прихватки, ножницы, иголки, игольница, заготовки для кулонов, крючки для вязания, заготовки для аппликации из ниток, аудиозапись «Ой, ниточка тоненькая»

Ход ООД:

Воспитатель: В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Невидимая, босая, с распущенными волосами. Из кудели прядет она нити и в клубочек сматывает. Это нити судьбы человеческой. У каждого свой клубочек есть. Если человек добрый - клубочек указывает дорогу к счастливой жизни, а у злого нитки клубка рвутся и всякие неприятности случаются.

Дети сматывают нитки.

Воспитатель: Давайте положим клубочки в корзинку.  

Я приглашаю вас пойти в музей. Но сначала вспомним, как же  должны вести себя посетители музея.  

Дети рассказывают правила поведения в музее:

Не мешай другим посетителям:

-не говори громко

-не шуми

-не шаркай ногами по полу

-не сморкайся в выставочном зале

-если закашлялся или тебе

захотелось чихнуть, выйди из зала

-не загораживай собою экспонаты

Не навреди самим экспонатам:

-не касайся экспонатов музея руками, как бы любопытно тебе не было, можно нечаянно повредить их

-по этой же причине не прикасайся и к стёклам витрин

Вернисаж - открытие выставки

-и хотя атмосфера на нём непринуждённая, громкий смех, суета, посторонние разговоры неуместны

-если автор тебе знаком, подойди, просто поблагодари и пожелай успехов.

Воспитатель: А вы знаете, что такое музей?

Дети: Это место, где выставляют различные интересные предметы: картины, оружие, изделия народных промыслов – хохлому, городецкие игрушки, дымковские игрушки. 
Воспитатель: Да, в музее выставляют редкие или очень ценные предметы, сделанные руками человека. Вот и в нашем маленьком музее выставлены поделки, изготовленные воспитателями вместе с детьми, Вашими мамами, бабушками. Посмотрите, что здесь есть. 
(Дети рассматривают выставку, делятся своими впечатлениями) 
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, в этих работах есть что-то общее? 
Дети: Да, во всех  работах использовались нитки. 
Воспитатель: Правильно, нитки! Расскажите из чего можно сделать нитки?

Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.

Воспитатель: Правильно! Эти нитки, каково происхождения?

Дети: Все эти нитки животного происхождения.

Воспитатель: Давайте вспомним быль о происхождении тутового шелкопряда.

Дети:рассказавают быль о китайской царице Силинчи.

У китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись, что с этим червяком делать и как его водить, и тебя народ никогда не забудет».

Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как водить их.

С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют.

Воспитатель: Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.

Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк – это пух особых птиц. А Аммианус  Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он – После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»

Воспитатель: Замечательная быль. Нитки какого происхождения бывают еще?  

Дети: Нитки бывают еще растительного происхождения.

Воспитатель:  Из каких растений  производят нитки?

Дети: Нитки растительного происхождения производят  из конопли , крапивы, бамбука, сои, рами, джута, кенафа, хлопка, льна.

Воспитатель: Расскажите, как давно выращивают лен и где?

Лиза:

Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много - растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.

Галя:

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.

Степа: Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева - блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани - то ромашка, то ветки рябины, то петухи.

Воспитатель:  Для чего нам нужны нити растительного происхождения? Что из них делают?

Дети: Хлопковые, льняные ткани, мешковину, брезент, шпагат, веревки.

Воспитатель: Молодцы! Нитки животного и растительного происхождения относятся к натуральным волокнам. А есть еще нитки химического происхождения. Вспомните, из чего делают такие нити?

Дети: Из нефти, природного газа, каменного угля, древесины производят такие нитки как акрил, люрекс, микрофибра, нейлон, лайкра, эластан.

Воспитатель: А для чего нужны нитки, и что можно ими делать?

Дети: Нитками можно шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.

Воспитатель: Значит, какие бывают нитки?

Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные, ковровые.

Делу время - потехе час! Поиграем в игру сейчас!

Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Воспитатель: А теперь я вас приглашаю за столы.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Перед вами лежит все необходимое для приготовления поделок в музей, а также швейные вязальные принадлежности, которые нам будут помогать. Дети, а вы знаете, как надо работать с иголками? 
Дети: С иголкой нужно работать аккуратно. Перед началом работы все иголки нужно пересчитать и в конце тоже. 
Иголку оставлять только в игольнице и только с ниткой.

 Воспитатель: А какое правило мы соблюдаем при работе с ножницами?
Дети: На товарища не направляем и держим параллельно полу, передаем  ножницы тупым концом.

Воспитатель: Перед началом работы давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Посмотри на пальчики,

Пальчики-мальчики.

Самый маленький -

мизинец, Рядом с ним -

пальчик без имени,

Средний палец посредине,

А за ним тыкательный -

Палец указательный.

И последний пальчик мой -

Самый толстенький, большой!

Воспитатель: Приступаем к работе.

Во время работы дети проговаривают пословицы о труде:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
Какова пряха, такова и на ней рубаха. 
Рядись, не стыдись, а работать не ленись. 
Умелые руки не знают руки. 
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 
Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня. 
На бога надейся, а сам не плошай. 
Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком. 
Терпенье и труд – всё перетрут. 

По мере окончания работы вывешиваем поделки в музей и рассматриваем получившиеся экспонаты для музея.

Дети:

Потрудились мы на славу,

Теперь можно отдохнуть.

Друг за другом тянем нить,

Как прекрасно вместе шить

И вязать, и вышивать,

Будем вместе танцевать!

Танец  «Ниточка»

под песню «Ой, ниточка тоненькая»

Ой, ниточка тоненькая,

Мотовилочка зелёненькая.

*** Ой, дувай, дувай, дай, дувай, дай.

Ой, дувай, дувай, дай, дувай, дай.

Мотовилочка зелёненькая,

На что ж было тонко прясть?

***

Я у середу я не прядывала,

У четверг не загадывала.

А у пятницу – грех грешной,

У субботу жарко баню топила.

***

В воскресенье на базар ходила,

В понедельник рано печь топила.

***

Около печки позамазывалася,

А Ванюше понравилася!

***

Ой, ниточка тоненькая,

Мотовилочка зелёненькая.

*** Ой, дувай, дувай, дай, дувай, дай.

Ой, дувай, дувай, дай, дувай, дай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебный лимон»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Город профессий»

Расширять и конкретизировать знания детей о людях разных профессий, о профессиях, связанных со спецификой родного города. Дать представление о том, что с одним социальным объектом всегда связан целый ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»

Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в пу...