Педагогический проект "Ребятам о зверятах"
проект (младшая группа)
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности через игровые манипуляции с ростовыми куклами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2019-2020.docx | 50.72 КБ |
proekt_rebyatam_o_zveryatah_chast_1.pdf | 1.86 МБ |
proekt_rebyatam_o_zveryatah_chast_2.pdf | 2.73 МБ |
proekt_rebyatam_o_zveryatah_chast_3.pdf | 2.99 МБ |
proekt_rebyatam_o_zveryatah_chast_4.pdf | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
Проект «Ребятам о зверятах»
по приобщению детей младшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности
через игровые манипуляции с ростовыми куклами.
Автор педагогического проекта:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Шелундова Светлана Геннадьевна
Период формирования и функционирования педагогического проекта:
6 месяцев (сентябрь 2019- март 2020)
Бутово-парк, март 2020
Проект «Ребятам о зверятах»
по приобщению детей младшего дошкольного возраста
к театрализованной деятельности
через игровые манипуляции с ростовыми куклами.
Содержание
- Титульный лист
- Краткая аннотация проекта
- Актуальность педагогического проекта
- Цель и задачи проекта
- Основное содержание проекта
- Реализация проекта
- Результаты проекта
- Краткая аннотация проекта
Слайд 1.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Используя игровые приемы и театрализацию в системе обучения детей в ДОУ на протяжении всего дошкольного образования, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
- В социально-коммуникативном развитии - формируем положительные взаимоотношения между детьми, воспитываем культуру познания участников процесса, этически ценных способов общения и уважение к себе, развиваем эмоции;
- В познавательном развитии - способствуем накоплению представлений о действительности и явлениях природы и животного мира, обеспечиваем взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой, развиваем память, способность к обучению и планированию своих действий;
- В речевом развитии - развиваем монологическую и диалогическую речь, обогащаем словарный запас, способствуем овладению выразительными средствами общения;
- В художественно-эстетическом развитии - приобщаем к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору, развиваем воображение, приобщаем к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, формируем элементарные представления о видах искусства, способствуем реализации самостоятельной творческой деятельности;
- В физическом развитии – помогаем согласовать действия и сопровождающую их речь, развиваем выразительность исполнения основных видов движения, в которых воплощается настроение, характер и процесс развития образов, развиваем общую и мелкую моторику, формируем правильную осанку.
Чем раньше мы приступаем к решению этих задач, тем эффективнее развиваются наши дети. Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью.
Данный проект предполагает не только адаптивное введение малышей 3-4 лет в дошкольный коллектив, но и введение в театрализованную деятельность дошкольного учреждения.
- Актуальность педагогического проекта
Настоящий проект ориентирован на вовлечение детей младшего дошкольного возраста в игровую и театрализованную деятельность, для раскрепощения малышей на период адаптации (привыкания к дошкольному учреждению и его правилам) и перехода к возможности развития с малых лет творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности.
Малыши приходят в детский сад в сентябре – все для них чужое. Процесс адаптации протекает для некоторых детей болезненно. Игровые манипуляции и общение на равных нужно, чтобы как можно больше сгладить острые углы во взаимодействии ребенка с педагогами, другими детьми, сократить до минимума период привыкания к пространству и быту дошкольного учреждения, а еще попутно привить навыки правильного поведения на занятиях и в самостоятельной деятельности, постепенно приучать к совместному пению, танцам, активному участию на музыкальных занятиях и на праздничных мероприятиях.
Общение на равных может возникнуть, по моим предположениям, если создать условия присутствия на занятиях понятного детям персонажа небольшого роста соответственно росту детей – доступность общения на одном уровне. Такая ростовая кукла становится знакомой игрушкой, которую малыш сравнивает со своими домашними игрушками, становится примером поведения в отдельных моментах в НОД и товарищем по играм в свободной деятельности, партнером в танце и зрителем (слушателем) при пении, ведущим в игре, более доступным по росту и более понятным при тактильном взаимодействии, чем чужой взрослый или ребенок. А еще ростовая кукла становится героем приключения, театрального действия или рассказчиком сказки, повествователем интересной истории. Причем погружение в историю становится естественным и незаметным для малышей. Поэтому мною были выбраны куклы именно животных, известных малышам героев сказок, и в дальнейшем с легкостью вводимых в запланированные мною театрализации.
Принцип игрового действа заложен в понятие «театрализация». Игра - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Данный проект стал еще более востребованным в связи с набором в этом учебном году двух вторых младших группы детей в количестве 60 человек и наличием в арсенале образовательного учреждения некоторого количества ростовых кукол. И для реализации многих из перечисленных в краткой аннотации задач, соответствующих данному возрасту детей (3-4 лет) в проекте предусмотрена целая система по организации театрализованной деятельности, которая включает в себя: взаимодействие с педагогами вторых младших групп, работу с детьми, взаимодействие с их родителями, перспективное планирование занятий на первые три месяца проекта, развлечений, театрализованных представлений и организацию предметно-пространственной развивающей среды. Так введение ростовых кукол в музыкальные занятия 1 -2 раза в месяц для знакомства с ними, затем передача их в групповые комнаты для манипуляций с ними педагогов групп и самостоятельной деятельности детей.
Также по проекту предполагается использовать разные виды театрализованной деятельности: театр на плоскости, на ширме, на столе, на полу, масочный театр.
- Цель и задачи проекта
Слайд 2.
Цель проекта: сократить период адаптации малышей 3х лет и способствовать приобщению их к театрализованной деятельности.
Слайд 3.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с разными видами деятельности на музыкальных занятиях при помощи ростовых кукол;
- Знакомить детей с разными видами театров при помощи ростовых кукол.
Развивающие:
- Развивать интерес воспитанников к музыкальной-коммуникативной и театрализовано-игровой деятельности;
- Обогащать музыкально-слуховые и исполнительские представления детей.
Воспитательные:
- Прививать культуру поведения в НОД, на представлениях, развлечениях;
- Стимулировать сопереживания героям сказок и историй.
Социальные:
- Стимулировать детско-взрослые отношения через трудовую и музыкально-творческую деятельность;
- Заинтересовать детей в непосредственном участии в музыкально-игровой деятельности в НОД, в развлечениях и в театрализации.
- Основное содержание проекта
Слайд 4.
Тип проекта:
по целевой установке – коммуникативно-творческий,
по срокам реализации – долгосрочный.
Участники:
дети, педагоги, родители.
Форма реализации:
НОД, развлечения, театрализации, мастер-класс.
Время реализации:
сентябрь 2019 года - март 2020 года
Риски проекта:
отказ некоторых детей от участия,
занятость педагогов своими проектами,
занятость родителей
Решение по рискам:
нахождение индивидуального подхода к детям и воспитателям, выбор удачного времени для участия родителей.
Этапы проекта
Слайд 5.
Подготовительный этап –сентябрь 2019 года.
- Планирование музыкальных занятий, театрализаций и развлечений с ростовыми куклами.
- Планирование совместной работы с педагогами, консультации.
- Подготовка ростовых кукол, разного вида театральных атрибутов и материалов.
- Обеспечить проект согласиями родителей (представителей) на фото-и видеосъемку детей.
Основной этап – сентябрь 2019 года – март 2020 года.
- Разработка и проведение игровых музыкальных занятий.
- Помощь воспитателям в дальнейшем введении кукол в НОД других образовательных областей и развлечений.
- Разработка сценариев совместных мероприятий с педагогами, репетиции и проведение мероприятий.
- Информирование родителей о предстоящем мастер-классе и его проведение.
- Выставление фотоотчета по мероприятиям на родительский стенд и в родительский чат.
Завершающий этап – март 2020 года.
- Итоговое мероприятие с участием детей.
- Совместный с педагогами анализ по раскрепощению детей младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях и развитию у них творческого потенциала за прошедший период.
Перспективный план
Месяц | НОД «Музыка» | Творческая деятельность | Помощь воспитателям |
Сентябрь | 1.«Зайка в гости к нам пришел»; 2.«Зайка-зайка, как живешь?» | 1.Консультация для воспитателей младших групп. 2.Интегрированное развлечение - «Зайкин огород» | Игровое занятие с элементами рисования – «Угостим зайку морковкой» |
Октябрь | «Мишкины забавы» | Настольный театр – по мотивам русской народной сказки «Три медведя» | 1.НОД «Раскрасим репку». 2.Спортивное развлечение - «В гости к мишке» |
Ноябрь | «Мышка и ее друзья» | Мастер-класс с родителями по изготовлению масок на ободках и театрализация по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» | НОД по социальному развитию, этикету и ситуациям общения – «Вежливые слова» |
Январь | Театр на магнитной плоскости по сказке В. Сутеева «Елка» - «Снеговик-почтовик» | ||
Март | 1.Комбинированный театр (куклы ростовые на полу и фигуры плоскостные на ширме) – «Пирожок-румяный бок»; 2.Театр масок с участием малышей по мотивам русской народной сказки - «Аленушка и лиса»; 3.Подведение итогов |
Слайд 6.
Сентябрь стан периодом апробации метода введения ростовой куклы на музыкальное занятие, поэтому таких тематических занятий было два. Самое первое музыкальное занятие - момент знакомства музыкального руководителя с малышами, знакомства детей с таким видом деятельности, как музыкальная деятельность – музыкальное занятие «Зайка в гости к нам пришел». Началось знакомство с того, Зайка протягивал свою лапку малышам и предлагал ее погладить, потом Зайка гладил по очереди ладошки малышей. А еще Зайка принес с собой музыкальные молоточки для игры и желтые листья для имитационных движений под «Осеннюю песенку» (муз. И. Кишко, сл. И. Плакиды).
Слайд 7.
Следующее музыкальное занятие с ростовой куклой было проведено через 10 дней - «Зайка-зайка, как живешь?». Здесь малыши уже понимали, чего от них хочет уже знакомая тетенька – музыкант и с удовольствием включились в процесс игры с полюбившимся зайкой.
Слайд 8.
Еще через неделю малышей обеих групп пригласили в музыкальный зал для проведения игрового развлечения – «Зайкин огород». Одной из целей развлечения была интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развлечение проводилось совместно музыкальным руководителем и воспитателем одной из групп.
Слайд 9.
После развлечения в музыкальном зале процесс игровой интеграции продолжился и в групповых комнатах - кукла Зайка перекочевала в группы к малышам. Игровое занятие «Угостим зайку морковкой» с элементами рисования.
Слайд 10.
В октябре ребята познакомились с Мишкой на музыкальном занятии «Мишкины забавы». Мишка принес с собой бубны, закрывал собой детей от капель дождя, учил танцевать парами и играл с малышами в догонялки.
Слайд 11.
Мишка познакомил ребят с настольным театром, в котором принимали участие 3 медведя и Маша в (виде матрешки). Маша пробиралась к домику медведей через осенний лес, где собирала грибы. После представления Миша подарил детям маски трех медведей на ободках.
Слайд 12.
Под руководством воспитателей Миша занимался с детьми спортом – спортивное развлечение «В гости к мишке», а малыши рисовали для него сладкую репку – НОД «Раскрасим репку».
Слайд 13.
В начале ноября в гости к малышам пришла Мышка, да не одна, а со своими друзьями (игрушки – лошадка и кошка) и музыкальными инструментами (бубен, бубенчики, ложки деревянные и маракасы) – НОД «Музыка» - «Мышка и ее друзья».
Слайд 14.
В конце ноября был проведен мастер-класс для родителей и с участием детей по изготовлению масок на ободках. Родители с помощью своих ребят делали маски для театральной постановки по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой и приняли непосредственное участие.
Слайд 15.
В группах с Мышкой были проведены занятия по социальному развитию, этикету и ситуациям общения – «Вежливые слова».
Слайд 16.
В январе с волком, лисой и другими героями малыши встретились в магнитном театре – произошел переход от ростовых кукол к более мелким по габариту и восприятию, где отрицательные герои близкие, но маленькие и поэтому не страшные совсем. По ходу театра на магнитной плоскости по сказке В. Сутеева «Елка» дети вспомнили песню «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель), выполнили ритмопластическую гимнастику «Слепи снеговика», изобразили с помощью султанчиков метель (музыка из к/ф «Тайна Снежной Королевы»), исполнили марш Снеговиков («Шли в поход снеговики…»), водили хоровод («Елочка», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). То есть дети на только посмотрели театр, но и поучаствовали в нем.
Слайд 17.
Следующая встреча детей младших групп с ростовыми куклами волка, лисы, медведя и зайчика состоялась уже в марте на театрализованном представлении «Пирожок – румяный бок». Еще в театр мы ввели большую ростовую куклу Бабушки – рассказчицы и плоскостные фигуры на ширме Пирожка и Весны. Дети в процессе просмотра сюжета помогали Пирожку прогнать злых зверей разными способами: хлопками и притопами, подражанием лаю собак, подражанию жужжания пчел, имитацией дыхания ветра.
Слайд 18.
Итогом проекта стало непосредственное участие малышей в театрализованном действии. Игровую комнату группы мы переоборудовали под сценарий сказки «Аленушка и лиса» - в углу поставили домик и лавочку для бабушки и дедушки, елочки на подоконнике изображали густой лес, на искусственную березу закрепили лентой куклу Аленушку. Предварительно подготовили маски на ободках, выучили с малышами на музыкальных занятиях «Пляску с куклами» (М. Картушиной) и песню «Солнышко» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой). Предварительная работа и знакомая обстановка помогли раскрепостить детей для их участия в действии. Дети с удовольствием играли с нами в сказку, помогали друг другу, подсказывали, слышали и понимали, какому герою под какую музыку нужно выходить и действовать.
7.Результаты проекта
В ходе обсуждения с педагогами на протяжении полугодия и анализа последнего мероприятия мы пришли к выводу, что цели проекта были достигнуты. Дети легко адаптировались к музыкальным занятиям, групповым условиям и дошкольному коллективу в целом. По началу, как и предполагалась, были внимательными наблюдателями манипуляций взрослых с ростовыми куклами в НОД, затем стали активно вовлекаться в игры с этими куклами, в самостоятельные действия, и на развлечениях, театрализациях и других мероприятиях вели себя активно (отвечали на вопросы, танцевали, пели и подпевали, играли соответственно своему возрасту).
Приобщение детей к театрализованной деятельности проходило согласно плану через знакомство с разными видами театра и в итоге через участие детей в театрализации, где они с помощью масок на ободках имитировали движения различных животных под соответствующую музыку и по возможности проговаривали повторяющиеся строчки текста в сказке, почувствовали себя её героями, оказались в центре сценического действия, а не только зрителями, как было ранее.
Такой опыт поможет им в период дальнейшего дошкольного детства более активно вовлекаться в игру и театральные постановки, так как навык уже приобретен и сталось его только развивать, что существенно облегчит педагогическую задачу по разностороннему развитию дошкольников.
Ранее имелся опыт привнесения кукол и игрушек в музыкальное занятие для знакомства с новым героем песни при ее разучивании. Но благодаря ростовым куклам остальные виды музыкальной деятельности тоже стали осуществляться с помощью куклы – разучивания танцев, (особенно парных, ведь для показа теперь не обязательно обращаться к воспитателю, а использовать объект близкий к ребенку по размеру и возможностям самостоятельных действий -ребенок в этом возрасте больше наблюдает, чем воспроизводит по показу, особенно вначале учебного года), для подвижной игры, показа приемов игры на детских музыкальных инструментах, для разного рода двигательных упражнений и имитаций, для обыгрывания песенного материала. Такая кукла становится полноценным участником образовательного процесса в НОД или примером для подражания в режимных моментах.
Педагоги с большим интересом брали ростовые куклы для продолжения знакомств с детьми в группа и применения их в разных видах групповой деятельности с детьми. Отмечали, что куклы являлись новым толчком для придумывания разного рода сюжетов занятий, игр и воспитывающих моментов.
Таким образом ростовая кукла стала музыкальному руководителю и воспитателям помощником в решении поставленных вначале года педагогических задай по адаптации, воспитанию и образованию младших дошкольников через игру и театрализацию.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"
Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...
Проект " Ребятам о зверятах"
Проект« Ребятам о зверятах»с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы « Дикие животные наших лесов»...
Ребятам о зверятах
Музыкальное развлечение...
"Веселые зверята". Развлечение для детей средней группы.
Это развлечение из разряда тех, что не требуют длительной подготовки от организаторов и детей. Каждый ребенок вместе с родителями готовит свое выступление на...
Игра-путешествие «Весёлые зверята» в 1младшей группе
Игра-путешествие «Весёлые зверята» в 1младшей группе Программное содержание: 1) учить детей эмоционально отзываться на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на во...
Как зверята готовятся к празднику Ёлки.
Учить внимательно слушать и наблюдать отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; воспитывать забо...
педагогический проект "Ребятам о зверятах"
Педагогический ПРОЕКТ«Ребятам о зверятах»...
- Мне нравится (1)