Проект " Ребятам о зверятах"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Проект
« Ребятам о зверятах»
с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы
« Дикие животные наших лесов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37»
Проект
« Ребятам о зверятах»
с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы
« Дикие животные наших лесов»
Составила:
О.Н. Андриенко,
воспитатель МБДОУ № 37
г.Братск, 2012г.
«Что такое человек без диких зверей?
Если все звери исчезнут, человек осиротеет и
тоже погибнет, поскольку то, что случилось с
животными, произойдет и с человеком».
(Смальт, вождь индейского
племени Дувомишей)
Проект « Ребятам о зверятах».
Данный проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных наших лесов. Итоговое завершение проекта – создание книги « Дикие животные».
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта « Ребятам о зверятах».
Основополагающий вопрос:Может ли быть наша планета без животных?
Проблемныйвопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?
Актуальность темы:Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте « Ребятам о зверятах» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением.
Участники: воспитатель, родители, дети старшей группы компенсирующей направленности.
По характеру деятельности:творческий.
По продолжительности:недельный
Задачи проекта:
1. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах.
2. Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
4. Развивать навык самоконтроля за правильным звукопроизношением.
5. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
Предполагаемый результат для детей:
• Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
• Владеть обобщающим понятием «Дикие животные».
• Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
• Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
• Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
• Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
Предполагаемый результат для воспитателя:
Конспекты занятий.
Презентация проекта: оформление книги « Дикие животные».
Перспективный план проекта « Ребятам о зверятах»
по образовательным областям в группе компенсирующей направленности.
Образовательные области | Совместная деятельность с детьми |
Игровая деятельность |
« Зоомагазин».
|
Коммуникативная деятельность |
-Беседы с детьми по темам: « Как животные готовятся к зиме?»; -Рассматривание сюжетных картин по теме: « Дикие животные наших лесов»; -Разбор и комментирование путаниц; -Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;
|
Чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», « Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: « Белка-парашютистка», « Лиса» И. Новикова. |
Познавательно-исследовательская деятельность | -Загадывание загадок о животных; -Рассказы воспитателя на темы: « Зачем ежу иголки?», « Почему зайца называют косым?», « Что делают белки, если корма в лесу не хватает?». -Просмотр слайдов по теме; -Творческие задания ««Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы»; -Обучение правилам поведения в природе; -Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных; -Ведение календаря природы; -Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным»; -Рассказы педагога из личного опыта о животных; -Групповые праздники «В гости к лесным зверятам». |
Продуктивная деятельность | -лепка «Ёжик», -рисование животных наших лесов, аппликация « Зайчик в лесу», -оригами- Заяц, -коллаж « Царство диких животных». -ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага). |
Театрализованная деятельность |
|
Двигательная деятельность | - П/игры: «Пустое место» , «Узнай по голосу», « Охотник и зайцы», « Волк во рву», « Охотники и звери»; - Загадки- движения «Угадай животное»; - Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик»; - Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле»; - Спортивное развлечение «Пропуск в страну здоровья»;
|
Музыкально- художественная деятельность: | - Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит»; - Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков « Медведь»; -Хороводная пляска: « Медведь с пирогами»; -Слушание DVD и аудиозаписи : « Звуки леса»; -Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», « Движения животных» -Показ театра: « Шёл заяц по дорожке» |
Содержание проекта «Ребятам о зверятах».
Этапы проекта | Деятельность педагога | Взаимодействие с семьей | Деятельность с детьми | Взаимодействие с социумом |
Вводный | Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (медведь, заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире? | Анализируют ситуацию с детьми | Принимают участие в обсуждении | Посещение родителей с детьми городского Эколого-биологического центра |
Планирование деятельности | Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные» | Консультативная работа с родителями | Построение системы работы с детьми: перспективное планирование занятий, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями | |
Осуществление проекта | Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон | Просмотр дома телепередач о животных | ||
Презентация проекта | Создание книги « Дикие животные» | Оказывают помощь в сборе бросового материала | Активные участники | |
Подведение итогов | Организует презентацию через представление создание книги « Дикие животные» | Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём. | Создание книги о диких животных |
Перспективный план реализации проекта «Ребятам о зверятах»
Направление по повышению компетентности родителей | Совместная деятельность педагога с родителями | Совместная деятельность родителей с детьми | Срок | Результат | |
Информационно-аналитическое | Познакомить родителей с предполагаемым проектом | Поддерживают интерес к данной теме через беседы | Пон - к | ||
Познавательное | Консультация: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными» | Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных Домашнее задание на выходные дни: «Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём». | Вторник Пятница | Повышенный интерес и любовь к природе Пополнение предметно-развивающей среды: - Настольный театр « Зоопарк»; - Книга « Дикие животные»; - Д\и: « Кто в домике живёт?» | |
Наглядно-информационное | Папка-передвижка: « Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных» | Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме | Пон- к Вторник Среда Четверг Пятница | Развитие грамматического строя речи у ребёнка: - упражнять в образовании притяжательных местоимений; - образование существительных с помощью суффикса –ищ; - образование сложных прилагательных; - образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Ребятам о зверятах"
Проектная деятельность направленная на ознакомление с животными Средней полосы России....
Проект "Ребятам о зверятах". Познавательное развитие
Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними....
Проект "Ребятам о зверятах"
Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не ...
педагогический проект "Ребятам о зверятах"
Педагогический ПРОЕКТ«Ребятам о зверятах»...
Проект « Ребята и зверята»
Цель:• Закрепление знаний детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи:• Закреплять знания детей о диких и домашних животных;• Формировать умение различать животных, пр...
Проект "Ребятам о зверятах " для детей второй младшей группы.
Формировать у детей элементы экологической культуры, воспитывать добрые, гуманные отношения к животным....
Консультация для педагогов младших групп по проекту "Ребятам о зверятах"
Консультация помогает определить общее направление деятельности музыкального руководителя и воспитателей во вторых младших группах нашего дошкольного отделения для согласованности действий и плодотвор...