Деловая игра с педагогами "Знатоки экологии"
материал

Шамсутдинова Инна Геннадьевна

Деловая игра по экологии с педагогами  "Знатоки экологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_ekologii.docx184.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 56 «Северяночка»

 

                                                                                               герб дс северяночка

 

             

Деловая игра

«Знатоки экологии».

                                                                 

                                                                 Подготовила: Шамсутдинова И.Г.

                                                                               

                                                                                           

                                                         Деловая игра «Знатоки экологии».

Цель:

1. Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

3. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.

4. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход игры:

Ведущий: 

Презентация«Времена года»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой и никогда человек не потеряет связи с ней.

- Мир природы заставляет нас остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Именно на этапе дошкольного детства, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром. 

Сегодня в рамках нашего педчаса проводится деловая игра по экологии. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.

Играющие делятся на две команды, выбираются капитаны.

Оценивать выступление будет жюри (представляются члены жюри).

Чтоб игру скорей начать

Надо нам мозги размять

Не руками и не скалкой

Знаниями и смекалкой

1 конкурс. “Придумай название”.

Ведущий. Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.

Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальная оценка данного задания – 2 балла.

2 конкурс. Экологическая разминка.

Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)

3. Какое дерево является символом России? (Берёза)

4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)

5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)

7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)

8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)

10.Самая высокая трава? (Бамбук.)

1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

                                2.Лесной петух. (Глухарь.)

 3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)

                               4. Трава от 99 болезней? (Зверобой)

5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)

6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)

7.Пингвин птица или животное? (Птица.)

8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)

9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)

10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

3 конкурс. Творческое задание.

Воспитатель- творческая профессия. А какое творчество без фантазии и выдумки. Каждой команде нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

3 конкурс«Назови словечко по его определениям»

В своей работе педагоги используют творческие способности, фантазию, воображение. А вы? Давайте проверим. Вам нужно назвать слово по его определениям.

(За каждое отгаданное слово команды получают по – 1 баллу).

Для команды «Любители путешествий»:

•Дубовый, кленовый, тополиный (лист)

•Украшение, мужское имя, березовая (сережка)

•Хвойная, швейная, ежовая (игла)

•Тонкая, длинная, изогнутая (ветка)

Для команды «Знатоки леса»:

•Садовые, луговые, лесные (цветы)

•Сочная, спелая, ароматная, лесная (ягода)

•Большой, твердый, земляной, кедровый (орех)

•Съедобный, большой, ядовитый (гриб)

4 конкурс. Простые истины (конкурс капитанов)

Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.

Первая педагогическая ситуация.

Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.

Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?

Вторая педагогическая ситуация.

На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”

Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?

5 конкурс. Методический турнир

Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)

2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)

3. Назовите элементы предметно – развивающей среды  детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сады)

4. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?

5. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)

6. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)

7. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)

8. Назовите парциальные программы по развитию основ экологической культуры. (А.С. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”, А. Вересов «Мы-земляне», Е. Рылеева «Открой себя», Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас», Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка», Т.В. Попова «Надежда»).


6 конкурс: «Воспитатель – мое призвание»

Вы все работаете с детьми дошкольного возраста. Попробуйте сформулировать для детей:  -1 команда – правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.                                                                                                                                       -2 команда – правила безопасного труда в природе.

Максимальное количество баллов, которое команды могут набрать в этом конкурсе – 3 балла.

7 конкурс: «Профессионалы»

Настало время показать свои профессиональные качества.

-1 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Дикие животные».

- 2 команда - Составьте систему вопросов для закрепления знаний детей по теме «Времена года».

Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в «Музыкальный калейдоскоп».

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:                                                                                                                                                 ·  Ромашки, лес                                                                                                                                                             ·  птицы, вода                                                                                                                                                                  · береза, сопки.

  Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой.  Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к деловой игре "Экология и дети"

ДЕЛОВАЯ ИГРАМБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевскаяст.воспитатель Прапро Е.А.тема: «Экология и дети»ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ экологического образования является формирование экологической ку...

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Экология рядом с нами»...

Деловая игра по экологии: «Экологический мост».

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей...

Педсовет — деловая игра на тему: «Знатоки экологии»

Уточнить знания  у педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников....

Деловая игра по экологии. «Пресс – конференция»

                                        Программные  задачи:    ...

Деловая игра для воспитателей «Экология рядом с нами»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.Содержание игрыДеловая и...

Деловая игра для педагогов по экологии «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»

Для педагогов по повышению педагогического мастерства в области экологического воспитания детей "Экологическое ассорти"...