ПРОЕКТ «ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ»
проект
ПРОЕКТ «ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.teatr_.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ «ТЕАТР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ»
Республиканский конкурс вариативных программ среди клубов молодой семьи.
Руководитель проекта: Коробченко Ирина Витальевна
Храмова Татьяна Ивановна
2017 г.
ЧАСТЬ 1. Информация о грантозаявителе.
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Солнышко» |
| РБ, Селенгинский район, г. Гусиноозерск, ул. Почтовая, д.8 |
| 671160, Селенгинский район, г.Гусиноозерск, ул. Почтовая, д.8 |
| 8 (30145) 44976, 89503858538 |
| - |
| |
| - |
| Посохова Людмила Васильевна |
| Храмова Татьяна Ивановна, воспитатель Коробченко Ирина Витальевна, музыкальный руководитель |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| 40204810700000000026 |
| ГРКЦ НБ РБ Банка России г.Улан-Удэ |
| Осуществление образовательной деятельности по образовательным программам («Детство», «Камертон» и др.) |
ЧАСТЬ 2. Описание проекта и его обоснование
Проект на тему «Театр, как средство развития социальных навыков поведения в совместной деятельности с родителями».
Тип проекта: практико – ориентированный.
Актуальность нашего проекта заключается в поиске средств формирования социально-личностной компетентности детей. Театр является самым синтетическим видом искусства, мы предполагаем, что театрализованная деятельность будет способствовать формированию личностных компетенций детей, которые способствуют успешной социализации и адаптации детей в различных социумах.
Цель: Формирование начальной социально-личностной компетентности детей в совместной театрализованной деятельности с родителями.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме социализации воспитанников, технологии компетентностного подхода.
- Подобрать, систематизировать, разработать диагностические методики по данной проблеме.
- Организовать деятельность театра, создать условия для эмоционально - насыщенного, содержательного общения взрослого с ребёнком, детей друг с другом в совместной театрализованной деятельности (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ).
- Обобщить опыт работы, разработать методические рекомендации по формированию социально-личностной компетенции взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности.
Актуальность.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребёнка. Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие и приобщение детей к национальной культуре республики.
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа определяет содержание образовательного процесса, которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому ми художественно-эстетическому.
Воспитание и социализация дошкольников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие детского сада и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации дошкольников. С учётом современных реалий в быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Дошкольный возраст наиболее тесно связан с периодом вхождения ребёнка в культуру социальных отношений посредством общения с родителями, близкими, родственниками, сверстниками и педагогами. В современный период возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми. Процесс художественно-эстетического развития дошкольников в триаде «ребёнок – педагог – родитель» трактует социально-психологической поддержки и сопровождения. Дошкольник при помощи взрослых выходит из узкого семейного круга и попадает в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна социально-психологическая поддержка, чтобы он вошёл в окружающий мир, вырос творческой личностью, мог успешно учиться, выбрать жизненный путь и реализовать его.
Развитию способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям способствует театрализованная деятельность, которая обладает наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику и д.р.) и она близка игре – наиболее доступной деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражая собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей. Особенно богатые возможности театрализованная деятельность предоставляет для развития творческих способностей, привлекающих в последние годы всё больше внимания педагогов и психологов.
Однако театрализованная деятельность очень часто не получает широкого применения в педагогической практике ДОУ, так как недооценивается её роль в развитии ребёнка. В связи с этим необходимо отметить следующее:
- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остаётся вне этого вида искусства;
- наблюдаются бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний;
- театрализованные игры детей характеризуют примитивность импровизации, бедность для создания образа средств выразительности и другое;
- отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в художественно - эстетическом развитии ребёнка; с другой – дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей.
Поэтому необходимо создание условия для доверительного общения с другими в театрализованной деятельности, чтобы показать детям, что люди, окружающие их разные и интересные, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром с целью защиты от социальных и межличностных противостояний посредством формирования думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой сфере. Через совместную театрализованную деятельность осуществляется поддержка в ребёнке уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, потребности в признании окружающими людьми. Происходит приобщение детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми. Это помогает детям в осознании необходимости людей друг в друге. Развивается умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, стараясь учесть их интересы и потребности; способствует развитию чувства ответственности за общее дело, данное слово. Формируются способы контактов детей с малознакомыми людьми (воспитатели других групп и родители), что способствует проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств ( взрослый всем видом даёт ребёнку понять, что он готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи).
У детей воспитывается умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, оценивать свои и чужие поступки, выделять особенности другого человека и самого себя. Дети начинают понимать последствия своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей. Развиваются коммуникативные умения и социальные навыки ребёнка.
Формирование в ДОУ творчески развивающейся среды будет способствовать решению задач всестороннего развития личности ребёнка.
Ожидаемые результаты.
- Организована деятельность совместного с родителями театра и репертуар.
- Сформирована начальная социально-личностная компетентность воспитанников.
- Систематизированы диагностические методики по социально-личностному развитию детей.
- Разработаны методические рекомендации по театрализованной деятельности как средству формирования социально-личностной культуры детей.
- Повышение педагогической культуры родителей.
План действий.
Для реализации поставленных задач необходим комплексный подход, включающий в себя различные формы организации: занятия, игры, совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
Построение единой содержательной системы напрямую связано в проекте с работой по программе «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений») и подкрепляется тесной связью с семьёй. Взаимоотношения с родителями строятся на основе сотрудничества, партнёрства и совместных действий. С каждой семьёй проводятся индивидуальные беседы, на которых выясняются особенности ребёнка, его интересы, взаимоотношения, традиции семьи.
Проект реализуется воспитателем, музыкальным руководителем с детьми старшей группы и родителями и организуется в три этапа.
1 квартал.
Задачи:
- Приобщать детей и родителей к театральной и национальной культуре, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения. Создавать условия для развития и реализации творческих способностей в совместной театрализованной деятельности.
- Изучение представлений родителей о художественно – эстетическом воспитании детей с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
- Изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме социализации воспитанников, технологии компетентностного подхода.
- Подобрать, систематизировать, разработать диагностические методики по данной проблеме.
- Подготовка методического материала по реализации проекта.
Подготовительный этап.
Основные направления содержательной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса | |
Мероприятия для детей | Работа с родителями |
Организация выставки «Мир театра». (Разные виды театра). | Анкетирование родителей для изучения их представлений о художественно-эстетическом воспитании дошкольников с целью обеспечения обратной связи с семьёй. |
Цикл занятий по ознакомлению с театром. | Организация информационного стенда. |
Совместная организованная деятельность по изготовлению настольного театра, фланелеграфа, масок, атрибутов. | Консультация для родителей «Что вы знаете о театре?» |
Игровые ситуации. Обыгрывание стихов бурятских поэтов и национальных сказок. | Консультация для родителей «Значение совместной театрализованной деятельности для социализации ребёнка и приобщение к национальной культуре». |
Выпуск памятки для родителей. | |
Анализ действующих программ, составление плана общей работы, подбор репертуара. |
2 квартал.
Задачи:
- Организовать деятельность театра, создать условия для эмоционально - насыщенного, содержательного общения взрослого с ребёнком, детей друг с другом в совместной театрализованной деятельности (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ).
- Обучать адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить своё.
- Развивать представления о нравственных качествах человека, толерантности и эмоционального осознания самого себя.
- Способствовать накоплению у детей представлений о различных видах театра.
- Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса.
- Формировать интерес к музыкальному искусству и целостное представление о нём, его роли в театральном искусстве.
- Воспитывать у детей и взрослых культуру эмоций и чувств (осознание своих переживаний, выражение их вербальными и невербальными средствами, освоение элементарной эмоциональной саморегуляции).
- Формирование у участников образовательно-воспитательного процесса независимости мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы).
Основной этап.
Основные направления содержательной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса | |
Мероприятия для детей | Работа с родителями |
Изготовление масок, атрибутов для театрализованной деятельности. | Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. |
Оформление выставки рисунков – афиш. | Индивидуальное консультирование и организационная работа педагогов с родителями с целью повышения компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания. |
Создание мини-музея масок, атрибутов, сделанных своими руками. | Музыкальные, литературные гостиные. |
Цикл занятий «Виды театра». | Совместный с родителями выбор сказки для постановки. |
Серия театральных игр (игра-драматизация, игра-спектакль), инсценирование песен. | Привлечение родителей к проведению праздников (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). |
Чтение художественных произведений. | Организация и проведения спектакля. |
Экскурсия в кукольный театр «Родничок». | Совместное посещение театра с родителями. |
Театральная азбука (основы театральной культуры). | Проведение тренингов по развитию креативности и готовности к организации творческой, игровой и театрализованной деятельности. |
Самостоятельная театрально-игровая деятельность детей. | Проведение семинаров-практикумов с целью повышения компетентности в вопросах эстетического воспитания, приобретения навыков сценарной, режиссёрской и постановочной работы с детьми. |
Совместное выступление детей и их родителей. |
3 квартал.
Задачи:
- Обобщить опыт работы, разработать методические рекомендации по формированию социально-личностной компетенции взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности.
- Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей искусства.
Заключительный этап.
Основные направления содержательной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Работа с родителями | Ответственные |
Организация и проведение спектакля. | Круглый стол. Семейные мини-спектакли. Изготовление фото – альбомов. | Музыкальный руководитель Воспитатель |
Результативность.
Организация деятельности театра детей и взрослых создаст условия для эмоционально - насыщенного, содержательного общения взрослого с ребёнком, детей друг с другом в совместной театрализованной деятельности (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ).
Совместная театрализованная деятельность детей и взрослых будет способствовать систематизации и разработке диагностических методик по данной проблеме;
Будет обобщён опыт работы, разработаны методические рекомендации по формированию социально-личностной компетенции взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности.
Перспективы развития проекта «Театр, как средство развития социальных навыков поведения в совместной деятельности с родителями» после окончания финансирования по гранту предполагает реализацию данного проекта с другими участниками образовательного процесса.
Список литературы.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игрпы, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н,П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Сушкова И.В. Социально – личностное развитие : анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Театральная палитра: Программа художественно – эстетичского воспитания / под редакцией Гончаровой О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Шварко Л.И., Давыдова О.И. «Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей.» - журнал «Управление ДОУ» №3 – 2008.
РЕЗЮМЕ основных сотрудников проекта.
ФИО | Должность в проекте | Отношение к организации-заявителю | Роль в проекте |
Коробченко Ирина Витальевна | Руководитель, сценарист | сотрудник | Организатор, руководитель |
Тарнюева Юлия Евгеньевна | консультант | Сотрудник | Организатор |
Храмова Татьяна Ивановна | Воспитатель, исполнитель | сотрудник | Организатор |
РЕЗЮМЕ руководителя проекта.
Дата рождения | 09.02.1959 |
Образование | Высшее, Иркутский государственный педагогический институт |
Послужной список |
|
Результаты деятельности | |
Контактная информация |
Смета расходов для реализации проекта.
№ п/п | Наименование | цена | Количество | Итого |
1 | Штоковые куклы:
| 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 290 |
2 | Куклы-марионетки
| 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 |
3 | Куклы на взрослую руку
| 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 940 |
4 | Куклы- говоруны (комплект)
| 6210 7808 | 1 1 | 6210 7808 |
5 | Живые декорации (полупончо)
| 792 792 948 792 792 792 660 | 4 4 4 2 4 2 3 | 3168 3168 3792 1584 3168 1584 1980 |
6 | Головные уборы (животный мир)
| 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 520 |
7 | Головные уборы (цветы)
| 744 744 744 744 744 744 744 744 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 1488 1488 1488 1488 1488 1488 1488 1488 |
8 | Комплект «Олеся» (юбка-пачка, топ) | 3600 | 12 | 43200 |
9 | Комплект «Александра» (канотье, купальник блестящий, митенки блестящие, юбка сетка с пайетками) | 2232 | 2 | 4464 |
10 | Ткань для декораций, занавеса:
| 125 125 240 145 140 | 10 м 10 м 10 м 10 м 10 м | 1250 1250 2400 1450 1400 |
11 | Костюмы «Сказочные герои»
| 1969 1950 1842 1715 1842 1588 3240 3621 3621 3621 2096 3748 1715 1842 4447 1588 2859 1969 460 3494 3950 1969 2664 1969 1904 | 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 8 1 4 6 1 10 | 1969 1950 1842 1715 1842 11116 3240 3621 3621 3621 2096 3748 1715 5526 4447 1588 2859 1969 460 27952 3950 7876 5328 1969 1904 |
12 | Костюмы (животный мир)
| 2223 2350 3367 2859 2096 2133 1334 1715 1751 1842 2133 1842 1904 1751 1588 2350 2133 1588 1652 1652 1715 1652 1570 2133 1904 | 1 3 1 1 1 1 1 5 7 4 1 1 1 1 1 1 1 1 6 4 4 4 4 1 1 | 2223 7050 3367 2859 2096 2133 1334 8575 12257 7368 2133 1842 1904 1751 1588 2350 2133 1588 9912 6608 6860 6608 6280 2133 1904 |
13 | Костюмы (овощи, цветы, грибы).
| 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 953 953 953 953 953 953 953 953 953 953 953 762 762 762 762 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 762 953 953 953 953 953 953 953 953 953 953 953 762 762 762 762 |
14 | Взрослые костюмы
| 6938 4891 4447 3490 4510 4510 6353 6353 3494 3494 4383 6353 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 6938 4891 4447 3490 4510 4510 6353 6353 3494 3494 4383 6353 |
15 | Музыкальные инструменты для детей:
| 289 325 129 650 700 80 70 70 25 25 | 12 10 3 3 2 5 4 6 7 7 | 3468 3250 389 1950 1400 400 280 1680 175 175 |
Итого | 453294 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Методическая разработка к проекту. «Сказка как средство развития психо-эмоциональных, социальных и коммуникативных навыков у детей»
Гимнастика с нестандартным оборудованием по произведению В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». ...
Методическая разработка к проекту. «Сказка как средство развития психо-эмоциональных, социальных и коммуникативных навыков у детей» Гимнастика с нестандартным оборудованием по произведению В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». «Городок в шкатулке».
Гимнастика с нестандартным оборудованием по произведению В.Ф.Одоевского "Городок в Табакерке"...
Проект "Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника".
Актуальность:Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразв...
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
Статья «Ролевая игра -как средство развития коммуникативной компетенции в совместной деятельности детей дошкольного возраста»
В данной работе представлена ролевая игра. Как можно развить коммуникативную компетенцию у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку....