Проект "Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника".
проект (старшая группа)
Актуальность:
Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.
В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители данных детей, в связи с занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.
Основная идея:
Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.
Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать умение подчиняться правилам игры;
- учить считаться с мнением товарища;
- развивать навыки рефлексии.
Участники проекта:
- Дети 5 – 6 лет;
- Родители;
- Воспитатели;
- Специалисты ДОУ.
Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_proizvolnost_povedeniya_tomsk.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ
Педагог-психолог: Гомбожапова Т.Э -Б
Тема: Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника.
Актуальность:
Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.
В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители данных детей, в связи с занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.
Основная идея:
Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.
Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать умение подчиняться правилам игры;
- учить считаться с мнением товарища;
- развивать навыки рефлексии.
Участники проекта:
- Дети 5 – 6 лет;
- Родители;
- Воспитатели;
- Специалисты ДОУ.
Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
- Дети пользуются и подчиняются правилам игры;
- Дети самостоятельно воспроизводят правила игры и следят за соблюдением правил в игре;
- Дети самостоятельно вводят новые правила и соблюдают договор в процессе игры;
- Самостоятельно анализируют проведенную игру.
Этапы реализации проекта:
I этап — Организационный. Моделирование ситуации, выделение проблемы, планирование работы.
II этап — Практический:
- Организация игровых мероприятий;
- Проведение подвижных игр;
- Проведение дидактических игр;
- Проведение сюжетно-ролевых игр;
- Проведение спортивных праздников со спортивными играми.
III этап — Презентация продукта деятельности:
- Стендовая информация для родителей;
- Фотовыставки;
- Информация на сайте сада;
- Рекомендации для родителей по проведению игр с правилами.
IV этап – Итоговый. Рефлексивная сессия: что получилось?
Выступление с докладом на Межрегиональном фестивале педагогических идей, г. Улан-Удэ. Написание статьи по данной теме (публикация 6 декабря 2019 г.), участие в Городском марафоне по преемственности сада и школы.
Критерии | Кол-во детей | До реализации проекта | После реализации проекта | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||
Умение выполнять правила | 27 | 19 70% | 5 19% | 3 11 % | 7 26 % | 6 22 % | 14 52 % |
Снижение импульсивности в поведении | 22 81 % | 2 8 % | 3 11 % | 16 59 % | 6 22 % | 5 19 % |
Выводы:
Таким образом, результаты диагностики показывают эффективность проведенной работы по формированию произвольности поведения, дети учатся регулировать свое поведения, стабилизируется эмоциональный фон, развивается воля, дети сотрудничают друг с другом, с педагогами сада, с близкими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.
Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....
Развитие произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте
консультация для педагогов и родителей...
Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения
Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и форме, присутствуют у...
Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"
Данный буклет адресован родителям и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....
Консультация "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольников "
В дошкольном возрасте очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распредел...
Мастер-класс для родителей "Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Конспект мастер-класса для родителей «Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»Цель: Повышение родительских компетенций и формирование пр...