Проект "Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника".
проект (старшая группа)

Актуальность:

Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители  данных детей, в связи с  занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.

Основная идея:

Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.

Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. развивать умение подчиняться правилам игры;
  2. учить считаться с мнением товарища;
  3. развивать навыки рефлексии.

Участники проекта:

  • Дети 5 – 6 лет;
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Специалисты ДОУ.

Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_proizvolnost_povedeniya_tomsk.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ

Педагог-психолог: Гомбожапова Т.Э -Б

Тема: Игра как средство развития произвольных форм поведения у дошкольника.

Актуальность:

Специалисты, учителя начальных классов всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, недостаточностью развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В нашем детском саду одна подготовительная группа и две старшие группы. Сложность работы педагога-психолога и педагогов дошкольного учреждения заключается в том, что большая часть детей, поступивших к нам в данные группы, не посещали детские образовательные учреждения, развивающие центры, Родители  данных детей, в связи с  занятостью на работе, не уделяли должного внимания воспитанию и образованию ребенка. Также большой процент семей, когда у нашего ребенка дошкольного старшего возраста в семье растут братишки и сестренки младшего возраста. И во многих семьях большего внимания удостаиваются младшие дети. И в первом и во втором случае наблюдаются педагогическая запущенность детей.

Основная идея:

Подвижные и дидактические игры играют большую роль в формировании произвольного поведения детей, развития речи и познавательных функций.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра учит добиваться цели и преодолевать импульсивные желания. Е.О. Смирнова отмечает, что в дошкольном возрасте произвольность формируется, прежде всего, в ведущей для дошкольников игровой деятельности. В ролевой игре дети намного опережают свои возможности в области регуляции собственного поведения. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования произвольного поведения являются игры с правилом, в которых действия ребёнка опосредуются представлением о том, как надо действовать в разных ситуациях.

Цель: формировать произвольное поведение у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. развивать умение подчиняться правилам игры;
  2. учить считаться с мнением товарища;
  3. развивать навыки рефлексии.

Участники проекта:

  • Дети 5 – 6 лет;
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Специалисты ДОУ.

Основные формы реализации: беседы с детьми; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры.

Ожидаемые результаты:

  • Дети пользуются и подчиняются правилам игры;
  • Дети самостоятельно воспроизводят правила игры и следят за соблюдением правил в игре;
  • Дети самостоятельно вводят новые правила и соблюдают договор в процессе игры;
  • Самостоятельно анализируют проведенную игру.

Этапы реализации проекта:

I этап — Организационный. Моделирование ситуации, выделение проблемы, планирование работы.

II этап — Практический:

  1. Организация игровых мероприятий;
  2. Проведение подвижных игр;
  3. Проведение дидактических игр;
  4. Проведение сюжетно-ролевых игр;
  5. Проведение спортивных праздников со спортивными играми.

III этап — Презентация продукта деятельности:

  1. Стендовая информация для родителей;
  2. Фотовыставки;
  3. Информация на сайте сада;
  4. Рекомендации для родителей по проведению игр с правилами.

IV этап – Итоговый. Рефлексивная сессия: что получилось?

Выступление с докладом на Межрегиональном фестивале педагогических идей, г. Улан-Удэ. Написание статьи по данной теме (публикация 6 декабря 2019 г.), участие в Городском марафоне по преемственности сада и школы.

Критерии

Кол-во детей

До реализации проекта

После реализации проекта

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Умение выполнять правила

27

19

70%

5

19%

3

11 %

7

26 %

6

22 %

14

52 %

Снижение импульсивности в поведении

22

81 %

2

8 %

3

11 %

16

59 %

6

22 %

5

19 %

Выводы:

Таким образом, результаты диагностики показывают эффективность проведенной работы по формированию произвольности поведения, дети учатся регулировать свое поведения, стабилизируется эмоциональный фон, развивается воля,  дети сотрудничают друг с другом, с педагогами сада, с близкими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....

Альтернативные средства коммуникации как средство гашения нежелательных форм поведения

Опыт показывает , что чаще всего преградами для включения ребенка с РАС в группу являются нарушения речи и поведения.Нарушения речи, различающиеся по степени выраженности и  форме, присутствуют у...

Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"

Данный буклет адресован родителям  и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....

Консультация "Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольников "

В дошкольном возрасте очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распредел...

Мастер-класс для родителей "Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Конспект мастер-класса для родителей «Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»Цель: Повышение родительских компетенций и формирование пр...