Всеобуч для воспитателей «Причины возникновения агрессии у дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» г.Ноябрьск
Всеобуч для воспитателей
«Причины возникновения агрессии у дошкольников»
Педагог-психолог: Ревицкая В.М.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Воспитателю необходимо знать три главных момента:
1) что такое агрессия/агрессивность;
2) каковы возможные причины ее появления;
3) как ее корректировать.
Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия (ТВ);
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. п.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.
Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.
Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой ребенка характера.
Агрессивность может быть физически и психически обусловленной:
1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);
2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих (табл. 1).
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т. д.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.
Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения.
Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.
В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически.
Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние.
Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин его поведения:
Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.
Коррекционная работа с ребенком должна вестись педагогом-психологом вместе с воспитателем и со взрослыми, его окружающими.
В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.
- Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
- Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
- Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
Детям важно давать выход своей агрессивности.
Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т. д.
Предлагается использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:
- занятия психогимнастикой;
- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии.
Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).
Предлагается использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения; обучение эффективным способам общения и т. д.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.
Этому же способствует, и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»
Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника
Речь -Это форма общения посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь - важный механизм интеллектуальной деятельности.Функциональная локализация психических ф...
Причины возникновения конфликтов у дошкольников
Консультация для родителей детей от 3-х до 7-ми лет....
Консультация для родителей на тему: «Причины возникновения и способы коррекции агрессии в дошкольном возрасте »
В данной методической разработке раскрыто психологическое просвещение родителей в вопросах, касающихся причин возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах...
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...
Агрессия детей:причины возникновения и причины ее устранения
Дошкольный возраст...
О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕРВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дети с ДЦП имеют широкий спектр нарушений как физического, так и психического здоровья и нервность у них может возникать чаще, чем у других детей.Повышенная нервная возбудимость или истощаемость мешае...