Агрессия детей:причины возникновения и причины ее устранения
статья на тему

Ананьева Марина Михайловна

Дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_agressivnym.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия детей: причины возникновения и пути ее устранения

 

Часто  одни родители, обращаясь к психологу жалуются на то, что их ребёнок дерется со сверстниками. Другие на то, что их сын или дочь избивает животных, а третьи называют своё чадо разрушителем. Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? 

 На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди психологов.

Одни психологи считают, что агрессия — врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие. Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.

Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Среди них:

•  недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

• незаинтересованность, равнодушное отношение;

• непринятие, демонстрация плохого отношения;

• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;

• непоследовательность в использовании наказаний;

• применение физических наказаний.

Как помочь детям справиться  с  агрессивностью? Есть много способов, но сегодня  мне хочется  поделиться  одним - сказкой. Я  приведу несколько примеров терапевтических сказок  для  агрессивных детей.

 

Могучий дуб и маленький  кабанчик

 

Сказка для детей, которые  проявляют физическую агрессию по отношению к  родителям

 

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

 «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.

— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

— Почему? — огорчился кабанчик.

— Посмотри внимательно на Лею рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и взрастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.

— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?

— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.

В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой,

бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют. это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки. 

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ  С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ 

 

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Если  ребенок  говорит, что он устал, то это может быть правдой. Агрессивное  поведение может быть вызвано просто усталостью: многие дети  посещают множество  кружков, секций,  что  вызывает усталость. Родители, помните,  что  нахождение  в  детском  саду в  группе  которого  около 20 - 25 детей - это огромная  нагрузка и  дети просто устают от такого  общения. Многие  после садика  идут еще  в  школу. кружки, секции. Вопрос: все ли дети могут справиться  с  такой нагрузкой?... 

 

2. Демонтировать модель неагрессивного поведения.

Если  мы  будем  говорить ребенку,  что драться плохо, плохо обзываться, но  в тоже время  сами себе будем  позволять говорить злые слова окружающим, а  может и позволить себе  ударить ребенка (или жену), то избавиться  от агрессии будет невозможно. Помните, ребенок - зеркало семьи. 

 

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

Помните, что  единство в  требованиях к  ребенку  со стороны  родителей, бабушек, дедушек  обеспечит  устойчивое  поведение: ребенок  будет точно знать,  что можно, а  что нет. Это дает  ребенку  чувство собственной  безопасности,  стабильности. 

  

4. Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях. 

 

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Для этого можно поиграть в  игру "изобрази  эмоцию". Побыть вместе  с  ребенком  артистами   показать разные  эмоциональные состояния. 

Мой  опыт показал, что не  все  дети могут изобразить мимикой разные эмоции по разным причинам: кто-то  из-за  скромности, а  кто-то просто не  умеет. 

 

6. Развивать способность к сопереживанию.

Считаю, что наиболее действенным  будет личный  пример сопереживания близким. Чаще  интересуйтесь чувствами друг друга,  спрашивайте  своих близких: чем  я  могу тебе  помочь? Помните о своих бабушках, дедушках, оказывайте  помощь окружающим, заботьтесь о птицах. 

 

7. Учить брать ответственность на себя.   

Это пожалуй самое трудное. Дать возможность нашим  детям взять ответственность за  себя - чуждо нашему  менталитету, а  жаль. Если  ребенок  делает уроки (или не делает) - это его зона  ответственности:  как  сделал, то и  получил. Многим  это трудно принять...

 

Статья подготовлена по книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дислалия: причины возникновения и необходимость ее устранения в дошкольном возрасте.

В статье дается характеристика такого речевого нарушения, как дислалия....

Вредные привычки у детей: причины, профилактика и способы устранения

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении опр...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика

Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...

Плоскостопие у детей: причины возникновения, лечение и профилактика

Плоскостопие – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний костно-связочного аппарата у детей....

Буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения"

Вашему вниманию представлен буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения". Буклет содержит информацию о том, что представляет собой общее недоразвитие речи (т...