Агрессия детей:причины возникновения и причины ее устранения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Агрессия детей: причины возникновения и пути ее устранения
Часто одни родители, обращаясь к психологу жалуются на то, что их ребёнок дерется со сверстниками. Другие на то, что их сын или дочь избивает животных, а третьи называют своё чадо разрушителем. Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным?
На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди психологов.
Одни психологи считают, что агрессия — врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие. Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.
Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Среди них:
• недостаток тепла, ласки со стороны родителей;
• незаинтересованность, равнодушное отношение;
• непринятие, демонстрация плохого отношения;
• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;
• непоследовательность в использовании наказаний;
• применение физических наказаний.
Как помочь детям справиться с агрессивностью? Есть много способов, но сегодня мне хочется поделиться одним - сказкой. Я приведу несколько примеров терапевтических сказок для агрессивных детей.
Могучий дуб и маленький кабанчик
Сказка для детей, которые проявляют физическую агрессию по отношению к родителям
На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.
На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.
Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.
Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.
Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.
Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.
«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»
И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.
— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.
— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.
— Почему? — огорчился кабанчик.
— Посмотри внимательно на Лею рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.
Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»
Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и взрастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.
— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?
— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.
Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой,
бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»
И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют. это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.
В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Если ребенок говорит, что он устал, то это может быть правдой. Агрессивное поведение может быть вызвано просто усталостью: многие дети посещают множество кружков, секций, что вызывает усталость. Родители, помните, что нахождение в детском саду в группе которого около 20 - 25 детей - это огромная нагрузка и дети просто устают от такого общения. Многие после садика идут еще в школу. кружки, секции. Вопрос: все ли дети могут справиться с такой нагрузкой?...
2. Демонтировать модель неагрессивного поведения.
Если мы будем говорить ребенку, что драться плохо, плохо обзываться, но в тоже время сами себе будем позволять говорить злые слова окружающим, а может и позволить себе ударить ребенка (или жену), то избавиться от агрессии будет невозможно. Помните, ребенок - зеркало семьи.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.
Помните, что единство в требованиях к ребенку со стороны родителей, бабушек, дедушек обеспечит устойчивое поведение: ребенок будет точно знать, что можно, а что нет. Это дает ребенку чувство собственной безопасности, стабильности.
4. Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.
5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Для этого можно поиграть в игру "изобрази эмоцию". Побыть вместе с ребенком артистами показать разные эмоциональные состояния.
Мой опыт показал, что не все дети могут изобразить мимикой разные эмоции по разным причинам: кто-то из-за скромности, а кто-то просто не умеет.
6. Развивать способность к сопереживанию.
Считаю, что наиболее действенным будет личный пример сопереживания близким. Чаще интересуйтесь чувствами друг друга, спрашивайте своих близких: чем я могу тебе помочь? Помните о своих бабушках, дедушках, оказывайте помощь окружающим, заботьтесь о птицах.
7. Учить брать ответственность на себя.
Это пожалуй самое трудное. Дать возможность нашим детям взять ответственность за себя - чуждо нашему менталитету, а жаль. Если ребенок делает уроки (или не делает) - это его зона ответственности: как сделал, то и получил. Многим это трудно принять...
Статья подготовлена по книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дислалия: причины возникновения и необходимость ее устранения в дошкольном возрасте.
В статье дается характеристика такого речевого нарушения, как дислалия....
Вредные привычки у детей: причины, профилактика и способы устранения
Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении опр...
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале. Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...
Статья: "Гиперактивные дети, причины возникновения гиперактивности и борьба с гиперактивностью".
Статья: "Гиперактивные дети"....
Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения,признаки,экспресс-диагностика
Непоседа , вечный двигатель,ураганчик. Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже выламывал прутья крова...
Плоскостопие у детей: причины возникновения, лечение и профилактика
Плоскостопие – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний костно-связочного аппарата у детей....
Буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения"
Вашему вниманию представлен буклет "Общее недоразвитие речи: характеристика детей, причины возникновения". Буклет содержит информацию о том, что представляет собой общее недоразвитие речи (т...