Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_prichiny_narusheniy_v_povedenii_detey.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Причины нарушений в поведении дошкольников»
Педагог-психолог
Ярополова И. А.
Причины нарушений в поведении детей дошкольного возраста и как помочь детям и их родителям.
Наиболее многочисленная группа родителей очень часто задает психологу вопросы, связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста, это – агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Основными причинами таких отклонений могут быть нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, а также незнание ими основных закономерностей развития детей дошкольного возраста.
Характерные особенности нарушений в поведении ребенка:
- чрезмерно подвижен
- имеет высокие требования к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- имеет низкую самооценку
- часто ругается с взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии речи
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- постоянно контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- движения беспокойные
- часто спорит с взрослыми
- суетлив
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- часто теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует плохое
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мускульное напряжение
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- робко здоровается, чувствует себя беспомощным
- мало и беспокойно спит
- толкает, ломает и рушит все кругом
- слишком говорлив
- отказывается от коллективной игры
В арсенале взрослого есть следующие основные способы контроля поведения ребенка – позитивные, негативные, нейтральные.
Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.
Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
Негативные способы – наказания, приказы.
Наказания и приказы могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать нужно только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания взрослых, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, театр, и т. д.
Нейтральные способы – модификация поведения.
Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов ребенка: «А что мне за это будет?»
Как же помочь своему ребенку?
- Учить ребенка прямо заявлять о своих чувствах, не загонять их внутрь себя, что способствует возникновению стресса
- Выражать гнев, агрессию в косвенной форме, с помощью игровых приемов*
- Нарушения в поведении детей могут возникнуть лишь потому, что они не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.
- Научить детей сопереживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, полезно сочинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще и сами не умеют управлять собственным поведением, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения эмоций.
*Как избавиться от плохого настроения – громко спеть любимую песню; пометать дротики в мишень; использовать «стаканчик для криков»; бомбить в ванной мячиком пластмассовые игрушки; пускать мыльные пузыри; полить цветы; порвать бумагу на мелкие кусочки; быстро нарисовать обидчика, а затем зачеркать его; слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее; игра «Кто громче крикнет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"
Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....
Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"
Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....
Доклад для воспитателей "Профилактика нарушений в поведении дошкольников"
В докладе отражены основные трудности с которыми сталкиваются как воспитатели, так и родители. Полезен для улучшения взаимодествия с детьми, для памяток родителям....
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"
Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...
Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ»
В консультации рассматриваются функции опорно-двигательного аппарата, а также факторы (двигательная активность, гигиенические условия, рациональное питание), которые оказывают влияние на формирование ...
Консультация для воспитателей «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей на тему: «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»...
Консультация для воспитателей «Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»
Консультация для воспитателей«Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»...