Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_prichiny_narusheniy_v_povedenii_detey.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Причины нарушений в поведении дошкольников»
Педагог-психолог
Ярополова И. А.
Причины нарушений в поведении детей дошкольного возраста и как помочь детям и их родителям.
Наиболее многочисленная группа родителей очень часто задает психологу вопросы, связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста, это – агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Основными причинами таких отклонений могут быть нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, а также незнание ими основных закономерностей развития детей дошкольного возраста.
Характерные особенности нарушений в поведении ребенка:
- чрезмерно подвижен
- имеет высокие требования к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- имеет низкую самооценку
- часто ругается с взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии речи
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- постоянно контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- движения беспокойные
- часто спорит с взрослыми
- суетлив
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- часто теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует плохое
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мускульное напряжение
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- робко здоровается, чувствует себя беспомощным
- мало и беспокойно спит
- толкает, ломает и рушит все кругом
- слишком говорлив
- отказывается от коллективной игры
В арсенале взрослого есть следующие основные способы контроля поведения ребенка – позитивные, негативные, нейтральные.
Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.
Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
Негативные способы – наказания, приказы.
Наказания и приказы могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать нужно только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания взрослых, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, театр, и т. д.
Нейтральные способы – модификация поведения.
Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов ребенка: «А что мне за это будет?»
Как же помочь своему ребенку?
- Учить ребенка прямо заявлять о своих чувствах, не загонять их внутрь себя, что способствует возникновению стресса
- Выражать гнев, агрессию в косвенной форме, с помощью игровых приемов*
- Нарушения в поведении детей могут возникнуть лишь потому, что они не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.
- Научить детей сопереживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, полезно сочинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще и сами не умеют управлять собственным поведением, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения эмоций.
*Как избавиться от плохого настроения – громко спеть любимую песню; пометать дротики в мишень; использовать «стаканчик для криков»; бомбить в ванной мячиком пластмассовые игрушки; пускать мыльные пузыри; полить цветы; порвать бумагу на мелкие кусочки; быстро нарисовать обидчика, а затем зачеркать его; слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее; игра «Кто громче крикнет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"
Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....
Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"
Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....
Доклад для воспитателей "Профилактика нарушений в поведении дошкольников"
В докладе отражены основные трудности с которыми сталкиваются как воспитатели, так и родители. Полезен для улучшения взаимодествия с детьми, для памяток родителям....
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"
Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...
Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ»
В консультации рассматриваются функции опорно-двигательного аппарата, а также факторы (двигательная активность, гигиенические условия, рациональное питание), которые оказывают влияние на формирование ...
Консультация для воспитателей «Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»
Консультация для воспитателей«Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»...
Консультация для воспитателей "Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников"
Материал для воспитателей...