Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
консультация на тему

Ярополова Ирина Анатольевна

Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_prichiny_narusheniy_v_povedenii_detey.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Причины нарушений в поведении дошкольников»

Педагог-психолог

Ярополова И. А.

Причины нарушений в поведении детей дошкольного возраста и как помочь детям и их родителям.

Наиболее многочисленная группа родителей очень часто задает психологу вопросы, связанные с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста, это – агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Основными причинами таких отклонений могут быть нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, а также незнание ими основных закономерностей развития детей дошкольного возраста.

Характерные особенности нарушений в поведении ребенка:

  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается с взрослыми
  • создает конфликтные ситуации
  • отстает в развитии речи
  • чрезмерно подозрителен
  • вертится на месте
  • постоянно контролирует свое поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • движения беспокойные
  • часто спорит с взрослыми
  • суетлив
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • часто теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • часто дерется
  • имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует плохое
  • самокритичен
  • не может адекватно оценить свое поведение
  • имеет мускульное напряжение
  • опасается вступать в новую деятельность
  • часто специально раздражает взрослых
  • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается, чувствует себя беспомощным
  • мало и беспокойно спит
  • толкает, ломает и рушит все кругом
  • слишком говорлив
  • отказывается от коллективной игры

В арсенале взрослого есть следующие основные способы контроля поведения ребенка – позитивные, негативные, нейтральные.

Позитивные способы – просьбы, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Негативные способы – наказания, приказы.

Наказания и приказы могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать нужно только в крайнем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания взрослых, даже если вся семья опаздывает в это время в гости, театр, и т. д.

Нейтральные способы – модификация поведения.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов ребенка: «А что мне за это будет?»

Как же помочь своему ребенку?

- Учить ребенка прямо заявлять о своих чувствах, не загонять их внутрь себя, что способствует возникновению стресса

  • Выражать гнев, агрессию в косвенной форме, с помощью игровых приемов*
  • Нарушения в поведении детей могут возникнуть лишь потому, что они не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.
  • Научить детей сопереживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме того, полезно сочинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чувствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока еще и сами не умеют управлять собственным поведением, а значит, и их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения эмоций.

*Как избавиться от плохого настроения – громко спеть любимую песню; пометать дротики в мишень; использовать «стаканчик для криков»; бомбить в ванной мячиком пластмассовые игрушки; пускать мыльные пузыри; полить цветы; порвать бумагу на мелкие кусочки; быстро нарисовать обидчика, а затем зачеркать его; слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее; игра «Кто громче крикнет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Причины речевых нарушений"

Консультация "Причины речевых нарушений" будет полезна воспитателям и родителям....

Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"

Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....

Доклад для воспитателей "Профилактика нарушений в поведении дошкольников"

В докладе отражены основные трудности с которыми сталкиваются как воспитатели, так и родители. Полезен для улучшения взаимодествия с детьми, для памяток родителям....

Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"

Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...

Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ»

В консультации рассматриваются функции опорно-двигательного аппарата, а также факторы (двигательная активность, гигиенические условия, рациональное питание), которые оказывают влияние на формирование ...

Консультация для воспитателей «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»

Консультация для воспитателей на тему: «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»...

Консультация для воспитателей «Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»

Консультация для воспитателей«Формирование мотивации нравственного поведения дошкольников»...