О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕРВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
статья

Дети с ДЦП имеют широкий спектр нарушений как физического, так и психического здоровья и нервность у них может возникать чаще, чем у других детей.

Повышенная нервная возбудимость или истощаемость мешает, прежде всего, нормальной жизни самого ребенка, лишает его радостей детства, затрудняет общение с окружающими как с взрослыми, так и с детьми.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка в условиях патологии, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, целенаправленные коррекционные занятия, формировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые волевые качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕРВНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Михайлова О.В.,

педагог-психолог ДОУ

г. Таганрог, Россия

Во все времена, от древности и до наших дней, основной целью общества является воспитание нового поколения. Важная составляющая воспитания – сохранение и развитие здоровья детей как психического, так и физического. В современной общественно-политической ситуации с ее нестабильностью, неустойчивостью, неуверенностью людей в завтрашнем дне проблема психического здоровья стоит особенно остро, так как повышается риск развития невротических состояний, как у взрослых, так и у детей.

Основная особенность детского возраста – непрерывный и гетерохронный процесс развития всего организма ребенка, в том числе его физической и психической стороны. Поэтому возникающие у ребенка нарушения нервно-психической сферы являются интегративным выражением расстройства биологического и психического созревания.

Невротические расстройства характеризуются нарушением функций, вызваны психогенным путем, т.е. воздействием более или менее тяжелых переживаний, ведущих к перенапряжению процессов центральной нервной системы, что в ряде случаев приводит к плохому самочувствию, раздражительности, астенизации, утомляемости, опасениям, страхам, pасстpойству вегетативных функций, нарушениям сна, аппетита, снижению работоспособности.

Повышенная нервная возбудимость или истощаемость мешает, прежде всего, нормальной жизни самого ребенка, лишает его радостей детства, затрудняет общение с окружающими как с взрослыми, так и с детьми.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относят причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического хаpактеpа.

Работая в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых двигательные дефекты (задержка формирования, недоразвитие, нарушение, утрата двигательных функций) сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, речевыми нарушениями, что усугубляется дефицитом общения, мы видим, что нервность у них может возникать чаще, чем у других детей.

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) тяжело страдают молодые отделы мозга, те, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции, ведущими является двигательный дефект, психические и речевые нарушения.

Часто родители, дети которых больны ДЦП и другими двигательными нарушениями, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Это может привести к отказу от деятельности, к пассивности. Доброе, терпеливое отношение к ребенку должно сочетаться с определенной требовательностью к нему. Нужно постепенно развивать у него правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка в условиях патологии, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, целенаправленные коррекционные занятия, формировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые волевые качества.

Анализ причин возникновения различных форм нервности у дошкольников позволил выделить наиболее патогенные из них: астенизация всего организма, перенапряжение процессов возбуждения и торможения, воспитание без учета типа высшей нервной деятельности ребенка и большей активности одного из полушарий, эмоциональная изоляция одного из детей, конфликты, гипо- или гиперопека, инверсия традиционных жизненных ролей, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей.

Анализируя особенности поведения и результаты диагностики, в нашем детском саду можно выделить 4 группы детей:

– дети, не имеющие  значительных проявлений нервности;

– дети, в поведении которых проявляются робость, пассивность, замкнутость или тревожность, склонность к унынию, боязнь трудностей, неудач;

– дети, в поведении которых проявляются робость, страх, тревожность, мнительность, нерешительность, сомнения, колебания, перестраховка, замкнутость;

– дети, в поведении которых проявляются робость, эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, демонстративный протест.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, строится на нескольких принципах: совместная стимуляция всех сторон психики, речи и моторики; раннее начало воздействия с опорой на сохранные функции; опора на ведущую деятельность; наблюдение за динамикой развития; сочетание видов и форм работы; взаимодействие всех участников процесса.

Система профилактики возникновения нервности строится  по трем направлениям: родители, дети, педагоги.

1. Родители: оптимизация типа воспитания, совместные игры и дела, сочинение историй.

2. Дети: обучение релаксации, формирования адекватной самооценки, развитие волевых качеств, эмпатии, коммуникативных навыков, выразительности жестов и мимики.

3. Педагоги: установление доверительного контакта, беседы; нормализация взаимоотношений в группе, подвижные и ролевые игры, рисование; взаимодействие с родителями.

Целенаправленная комплексная работа, включающая диагностику с целью выявления причин нервности, а затем и коррекционная и консультативно-профилактическая работа с самим ребенком, окружающими его людьми (семья, педагоги, дети), снижает проявления нервности и у детей и у взрослых, оптимизирует общение и нормализует состояние нервной системы.

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье, 1988. 326 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд. «Союз», 1997. 220 с.
  3. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 178 с.
  4. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб.: Респекс, 1995. 192 с.
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр. СПб.: СОЮЗ , 2000. 224 с.
  6. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993. 64 с.
  7. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. /Под ред. К.А.Семе-новой, В.П.Шестакова, С.А.Стеценко, Е.М.Старобина, Э.И.Та-нюхиной, Т.А.Нилова и др. М.-СПб.: БИМК-Д, 1998. 439 с.
  8. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП: Сб. науч. тр. /Под ред. К.А.Семеновой, И.Ю.Левченко, Г.В.Кузнецова. М.: ЦНИИЭТИН, 1991. 360с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Влияние занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом1.1 Особенности развития детей с детским це...

Логопедическая работа в системе ранней абилитации ребенка с детским церебральным параличом

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП....

Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.

Рисование с детьми с ДЦП это - сложная методика. Предлагаю некоторые наработки нашего центра в данной проблеме....

Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 о...