Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Бикмурзина Оксана Владимировна

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art_terapiya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Бикмурзина О.В.

СП ДС «Солнышко»

ГБОУ СОШ

с. Малая Малышевка

Арт - терапия как метод психологической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В коррекционно развивающей работе с детьми дошкольного возраста я применяю методы арт - терапии.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Этому сегодня уделяется много внимания, и не зря. Давайте узнаем, почему же так необходима арт-терапия для дошкольников. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у воспитателя дошкольного учреждения, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.

Поиски меня привели к волшебному, здоровье сберегающему методу педагогической арт-терапии.

Так что же такое арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия помогает ребёнку понять собственные чувства и переживания. Этот метод раскрывает творческий потенциал дошкольника и помогает познать свой внутренний мир. Арт-терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми.

Начнём с того момента, когда ребенок только начинает рисовать. Малышу вкладывают в кулачок фломастер, карандаш или ручку, редко — кисточку, и направляют детские манипуляции на получение изображений на листе бумаги. Какой бы след на ней ни остался (точки, закорючки, мазки, родители восхищаются и умиляются его «творчеством». Пусть даже их малыш испачкает руки, лицо, одежду, стол и продлится это развлечение совсем недолго — происходящее будет принято близкими с одобрением, вызовет у них положительные эмоции. Дети растут, познают мир, усложняются их рисунки — по форме, содержанию, композиции. Постепенно изменяется отношение ребенка к своему рисунку, появляется критичность. По мере того как дети взрослеют, родители ожидают от них все больших успехов. Соответственно, возрастает напряжение ребенка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности. Эти изменения, кирпичик за кирпичиком, выстраивают стену самоограничения, создают основу для формирования механизмов психологической защиты.

Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в более раннем возрасте: безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «я могу справляться с трудностями», «я стремлюсь к успеху». В ходе занятий по арт-терапии ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться с взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают». Поскольку контроль отсутствует, ребёнок получает удовольствие от творчества.

Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становится менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого. Только принятие и поддержка.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок может даже соприкоснуться с болезненными и пугающими его неприятными образами, таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование методов педагогической арт-терапии позволит мне решить сразу несколько задач:

1. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

2. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

3. Корректировать тревожность, социальные барьеры;

4. Формировать адекватную самооценку;

5. Воспитывать эмпатию и толерантность.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, я радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге- чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, это процесс, от которого ребёнок получает удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» с презентацией

Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...

Арт-терапия, как метод психологической коррекционной работы с дошкольниками.

quot;Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,-  это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя".           ...

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

«Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....

" Арт-терапия как метод специальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста"

Педагогическое мероприятие для детей 6-7 лет " Сказкотерапия для детей дошкольного возраста в группе коррекционной направленности"....