Педагогическая копилка для родителей
электронный образовательный ресурс

Ревицкая Валентина Максимовна

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiipamyatki.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Как часто взрослые                                                                не думают, что обещают      детям! Не понимают,                                                              что не может еще малыш анализировать.                                                                          Предвосхищать будущее,                                                                      он  конкретно воспринимает                                                    обещания и слова, и если мама  оставила его.                                                                               Даже   пообещав скоро вернуться, это беда,                                                                       горе, страх  одиночества и незащищенности.

         

Как помочь ребенку    легче пережить процесс перехода из дома в

детский сад?  Вот некоторые советы родителям.

  Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с  ним   детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на  новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя  ведет(стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит  общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован).

 Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных   особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет. Каковы его умения и  навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения  приемлемы для вашего ребенка.

В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время  (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя бы в первые  дни забирайте ребенка  вовремя. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку,   постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в    садике и наутро снова с нею встретится. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т.д. если это повторяется каждый день. То остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

     Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее. Ориентируя игру на положительные результаты.

     Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.

Как научиться прощаться

советы психолога

  Большинству двухлетних детей расставание с родителями дается не без труда.  Некоторые дети, особенно те, за кем с младенчества присматривали другие  любящие взрослые, охотно остаются в привычной обстановке. Но даже дети, которые приспособились и привыкли к периодическому отсутствию родителей, в два года начинают расстраиваться, если их оставляют в новой обстановке. В два года человек просто не способен воспринимать связь между людьми и местом, в отличие от взрослых, и новые места, вполне безопасные с точки зрения родителей, могут вызвать страх у ребенка. Трудно сказать, что происходит в голове у ребенка, испытывающего огорчение или страх в разлуке с родителями. Если родители, прощаясь, дают понять, что понимают чувства ребенка; если на время их отсутствия ребенок будет окружен любовью и заботой других людей, которым его доверили; если вернувшись родители устроят теплую и радостную встречу, печаль расставания, возможно, будет ассоциироваться в сознании ребенка и с приятными впечатлениями. Эти переживания создают основу для сознания, что другие могут помочь, пока родителей нет дома, и, хотя родители ушли, они вернутся,  и будут продолжать любить своего ребенка.

        Чтобы сформировать у ребенка более позитивный настрой при расставании, постарайтесь убедиться, что те, с кем вы его оставляете, знают, что должны оказать ребенку необходимую помощь. Старайтесь поддерживать тесный контакт с воспитателями группы. Ритуалы прощания помогут ребенку начать день, знаменуя собой время расставания с родителями. Поэтому важно отвести утром время, чтобы ребенок настроился сказать вам «До свидания».

.. .Если ребенок поступает в детский сад на полный день, один из лучших способов подготовить его к этому - начать с посещения учреждения на условиях неполного дня, то есть приводить ребенка на несколько часов - в течение нескольких недель. Таким образом, ребенок постепенно приучится расставаться и воссоединяться с родителями.

Часто двухлетние дети привыкают к мысли о расставании с родителями, если те рассказывают им истории про других мальчиков и девочек, которым приходится разлучаться с мамами и папами, оставляющими под присмотром других людей. С помощью кукол для кукольного театра, мягких игрушек или просто одного своего воображения разыгрывайте ситуацию, когда ребенку приходится прощаться с родителями, которые его покидают. Вы можете поговорить о том, как расстраивается прощаясь с родителями маленькая девочка, как воспитатели и другие дети стараются ее приголубить и развлекают в течение дня. Потом расскажите, как родители возвращаются домой, жалуются, что скучали по дочке, и радуются, что снова с ней встретились. Такой рассказ заставит вашего ребенка задуматься о том, как он будет справляться со своими чувствами, как будет скучать без вас и какую радость принесет вам и ему новая встреча.

Когда ребенок начнет регулярно проводить много времени в разлуке с вами - будь то с няней или в детском саду - он должен сознавать, что вы останетесь в его жизни и во время, когда вас нет рядом с ним. Для этого, в частности, нужно уделить некоторое время беседе с воспитательницей или няней, когда вы приводите или забираете ребенка. Разговор может быть кратким, это может быть простой обмен информацией о том, как прошел предыдущий день или вечер, но, наблюдая его, ребенок сделает выводы, что вы поддерживаете контакт с воспитателем. Если ребенок заметит, что вам нравится человек, который за ним присматривает, это придаст ему уверенности. Забирая ребенка домой, задержитесь, чтобы посмотреть игрушки или игры, которые он захочет вам показать, поздоровайтесь с другими детьми. Дайте понять своему ребенку, что вам нравится место, где ему приходится проводить столько времени, вы и сами любите здесь бывать и считаете его очень важным. Иногда, заходя за ребенком, родитель обнаруживает, что тот, как кажется, вовсе не заинтересован в возвращении домой и даже не желает с ним здороваться. Родителю, который торопился за ребенком, становится обидно, что по нему даже не скучали!

Если ребенок ведет себя таким образом, это в большинстве случаев означает, что ему требуется время для перехода от дневных занятий   к встрече с родителями. Иногда ребенок, который прекрасно себя вел в отсутствие родителей, начинает капризничать и держаться вызывающе, когда за ним приходят. Он поступает так не для того, чтобы огорчить или рассердить родителя, выказав ему свое равнодушие. Правда, родители от этого часто расстраиваются.

Скорее, так проявляется реакция ребенка, целый день сдерживавшего негативные импульсы и наконец давшего волю своим чувствам, когда появился родитель, человек, пользующийся его самым большим доверием.

Какова бы ни была реакция ребенка на наш приход, он всегда рассчитывает на ваше полное внимание. Однако, большинству родителей требуется некоторое время, чтобы прийти в себя после долгого и утомительного рабочего дня. Если по пути за ребенком вы чувствуете себя усталым и взвинченным, попытайтесь выделить некоторое время, чтобы передохнуть, восстановить силы, которые понадобятся вам, чтобы как следует поприветствовать ребенка.

   

                                 

                                     Аппетит ребенка раннего возраста, его сон, настроение и поведение во

                                        время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к

                                     этому детей.

                                Неправильные приемы взрослых при организации питания могут

                                 привести к закреплению отрицательных привычек у детей.

                           

                       Совет первый. «Я сам»

                С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой — так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше — к году.

Настает день, когда малыш начнет протестовать против того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!» — скажет он. Что ж, сам так сам. От вас потребуется определенное терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь — должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой.

Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо — что еще хуже — неприятной процедурой,  которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.

Чтобы малышу было  интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, — блинчик, пирожок, крутое яйцо. Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.

Совет второй. «Аккуратно и опрятно»

Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо — вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол — наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а проговаривая свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребенка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть крошек, в большой мере способствуют воспитанию аккуратности.

Совет третий. «Соблюдение правил»

Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюдению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты не хочешь есть. Что же, иди играй. Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разрешайте малышу делать за столом все, что он захочет.

Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.

Совет четвертый. «Если ребенок не ест»

Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой (подкрепленный точным подсчетом того, что ребенок действительно съедает) аппетит малыша?

Прежде всего попытайтесь выяснить причины. Возможно, ребенок время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды — не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выговора и угрозы: «Ну,

не хочешь есть, не надо, поешь потом».

Совет пятый. «Терпение»

Дети раннего возраста еще не могут соотнести свои возможности с потребностями (ребенку кажется, что он может сделать все, а у него не получается). Это вызывает негативную эмоциональную реакцию ребенка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая все как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без учета этой особенности. Иначе ребенок может дойти до нервного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребенку, сохранять положительные эмоции у детей.

Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребенок сегодня самостоятельно ест, то завтра он сможет это сделать без помощи и напоминаний. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку.

  • Ребенка надо кормить в строго установленное время.
  • Давать только то, что полагается по возрасту.
  • Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу.
  • Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.
  • Не отвлекать от еды чтением или игрой.
  • Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  • желание ребенка есть самостоятельно;
  • стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола.

Надо приучать детей:

  • перед едой тщательно мыть руки;
  • жевать пищу с закрытым ртом;
  • есть только за столом;
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  • вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  • окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так    

как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если в

семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счет.

В помощь родителям

ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ, ЗАГАДКИ О ЕДЕ, ПОДГОТОВКЕ К СТОЛУ И

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

                                       

****                                                                ****  

Утром рано просыпаюсь                                            Ой, лады, лады, лады.

И в постели не валяюсь,                                              Не боимся мы воды!

Без капризов кушаю,                                                   Чисто умываемся,

Маму с папой слушаю.                                             Маме улыбаемся!

****                                                               ****  

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

****

Рано утром

Волк зубастый

Чистит зубы

Мятной пастой.

Гребешок, вода и мыло

Нам даны, друзья, не зря,

Чтобы были мы красивы,

Были чистыми всегда.

****

Чистят ножи, и кастрюли, и трубы,

Как же не чистить до завтрака зубы?

Петушок кота любил,

Петушок кота учил:

«Если ты с мячом играл,

Если клеил, рисовал,

Если ты копал песок,

Загрязнить ты лапки мог.

Ты всегда перед едой

Лапки чисто с мылом мой».

****  

Нужно мыться непременно,

Мыться вечером и днем —

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите — не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

****

И ягоды, и фрукты

Нашлись для медвежат.

Вот вымоют получше их

И вместе все съедят.

****

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку,

Не облейся невзначай,

Не забудь салфетку!

****  

Лады, лады, ладушки.

Мы помыли лапушки,

В чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Поели, попили,

Всех благодарили.

«Спасибо» говорили.                                           

****

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

****  

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

 «Пейте чай, вода вскипела». (Чайник.)****

«Готовимся в детский сад»

Полезные советы о питании

     Вопросу питания в дошкольном учреждении следует уделять серьезное внимание. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу- дело достаточно трудное, но выполнимое. При оформлении ребенка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями о питании ребенка дома:

  • Выяснить, какой у него аппетит;
  • Ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней;
  • Приучен ли питаться самостоятельно или его надо кормить.

     

     Если у ребенка проблемы с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита, а они могут быть разными. Ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например обиды или огорчения. Все это вызывает общее утомление и даже переутомление, с которыми организм ребенка не справляется. Причинами плохого аппетита могут быть и наличие различных заболеваний: повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины. Питание таких детей осуществляется по рекомендациям врача.

     В последнее время в дошкольные учреждения поступают дети, у которых не воспитанно правильное отношение к еде. У одних выражена привычка потреблять однообразную пищу, у других- только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.  Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро по собственной инициативе, без напоминаний. Если он забудет о каком- либо из них, например, побежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека или напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно не сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.

     Воспитывая ребенка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте. Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет ее осуществить. Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности- все это создает благоприятные условия для воспитания культурно- гигиенических  навыков, имеющих очень большое значение для развития детей:

  • Важное условие для поддерживания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;
  • Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными;
  • Ребенок шире познает окружающий мир, так как пользуясь разными предметами, знакомясь с их свойствами,  осмысливает простые связи между явлениями;
  • Культурно- гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом;
  • Благодаря культурно- гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции как внимание и воля.
  • Овладение культурно- гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

   

      Ребенок, лишенный во время еды активности, кушает вяло, поэтому воспитатель должен знать ценность культурно- гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребенку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

     Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с первого года. В это время нужно следить за ребенком: сколько пищи он набирает, как открывает рот, как кладет в рот ложку, не спешит ли он. Докармливать ребенка можно своей ложкой.

     Посуда должна быть удобной для самостоятельной еды: достаточно большие тарелки, ложки типа десертных, устойчивые легкие чашки с широким дном и удобной ручкой.

     Главное внимание в этом возрасте уделяется развитию жевательных мышц, умению ребенка тщательно пережевывать пищу.

Проверьте: стограммовое яблоко двухлетний ребенок съедает за 20 минут, а трехлетний- за 15 минут.

А главное запомните!  

  • Ребенка надо кормить в строго установленное время;
  • Давать то, что полагается по возрасту;
  • Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу;
  • Ни в коем случае не кормить ребенка насильно;
  • Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  • Желание ребенка есть самостоятельно;
  • Стремление ребенка участвовать в сервировке стола и уборке стола.

Надо приучать детей:

  • Перед едой тщательно мыть руки;
  • Жевать пищу с закрытым ртом;
  • Есть только за столом;
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  • Вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чистое, при необходимости самостоятельно убрать его;
  • Окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

     Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов на этот счет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

Педагогическая копилка по работе с родителями.

В этой статье я предлагаю краткий тематический план для  проведения совместных вечеров с родителями....

Педагогическая копилка для родителей

Картотека дидактических игр...

Педагогическая копилка для родителей консультации по музыкальному воспитанию!

Уважаемые Родители![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24036253","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Презентация "Педагогическая копилка для родителей: правила организация игры с детьми дошкольного возраста"

презентация может быть полезна родителям детей дошкольного возратса. Она содержит рекомендации по организации совместной игры с ребенком и подбору игрушек для детей разного возраста....