Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»
методическая разработка (младшая группа)
Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_emots.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на развитие эмоциональной сферы детей
младшего дошкольного возраста
«Цветик – семицветик»
Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа личности ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад со слабо развитой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Исследования показывают, что дети младшего дошкольного возраста способны воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость и затрудняются с определением грусти, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него. Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют различные педагогические средства эмоционального развития.
Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей помогают игры.
Предлагаем вашему вниманию игру «Цветик – семицветик» на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Игра «Цветик – семицветик» не только учит определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и может быть использована для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции. Данная игра познакомит детей с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный цветок-конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.
Игра «Цветик – семицветик» предназначена для детей, педагогов и родителей. «Цветик – семицветик» может использоваться для индивидуальной и групповой деятельности детей.
Цель игры:
- умение определять и различать человеческие эмоции и чувства;
- формирование положительных эмоций, снижение психофизического напряжения.
Задачи:
- способствовать развитию конструктивных умений;
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- развивать воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- воспитывать чувство любви к близкому человеку;
- создать условия для ознакомления детей с цветом, величиной, осязательными свойствами предметов;
- закреплять знания детей цветов спектра;
- развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- развивать активный словарь эмоциональных состояний;
- научить детей понимать своего собеседника по выражению его лица;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
- развивать воображение;
- развивать монологическою и диалогическую речь.
Вариант №1 «Зеркало».
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Воспитатель с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача детей точно копировать его состояние, настроение.
Вариант №2 «Волшебные превращения»
Предложить ребенку изобразить ту или иную эмоцию. Что случилось, какая-то история произошла с героем? Помочь герою сменить печаль на радость, страх на удивление и т.д. Можно проиграть известные русские народные сказки.
Вариант №3 «Какого цвета радость»
Педагог предъявляет детям четыре эмоциональных состояния и четыре лепестка цветка. Ребенок должен выделить одно состояние, и подобрать к нему цвет.
-радость-красный, желтый
-грусть-синий
-удивление-зеленый
Вариант №4 «Мимическая гимнастика»
Воспитатель предлагает детям три-четыре эмоции и просит мимикой их изобразить, конечно показывая детям как это сделать
Игра очень увлекательна и дети с огромным удовольствием в нее играют.
Список литературы и литературных произведений, которые познакомят воспитанников с той или иной эмоцией
- Корнилова К. Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. - М.: Гос издат, 1922. - С. 48-55.
- С эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденное солнце»
- С эмоцией горе: И. Токнакова «Мне грустно»
- С эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»
- С эмоцией страха: Е. Пермяк « Самое страшное»
- С эмоцией удивление: В. Сутеев «Под грибком»
- С эмоцией печали: р.н.с. «Гуси-лебеди», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"
Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Статья о важности, особенностьях и сопсобах формирования эмоциональгого интеллекта у детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».
Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...
Игры направленные на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данный материал содержит игры и упражнения решающие задачи эмоционального развития...
Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Цветик -Семицветик»
Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте«Цветик -Семицветик» Воспитатель: Мингалимова Т.В...
Игры, упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Игры на эмоциональное развитие — это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впосле...