Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Различные явления, предметы, наполняющие жизнедеятельность человека, побуждают его реакцию, отношения к ним, заставляют оценивать свой поступки и поступки окружающих. Начало этого долгого процесса зарождается в дошкольном возрасте. Чрезвычайно чуткое и взвешенное отношение педагога к ребенку формирует его внутреннее состояние и внешние проявления. Эмоциями ребенка, его состоянием руководит опытный педагог, направляет их в нужное, правильное русло.
Эмоции ( от лат. emovea -- потрясаю, волную) –переживание человеком явлений окружающей действительности;
- субъективное состояние, возникающее в комплексе взаимодействия со средой, а также при удовлетворении человеческих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся:
- жесты (движение рук),
- мимика (движение мышц лица),
- пантомимика (движение всего тела),
-эмоциональные проявления речи (сила и тембр, интонация голоса),
- вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Эмоции и чувства руководят нами, нацеливают и формируют интеллектуальную деятельность. Эмоции и мышление движут нами в том или ином направлении. Этим движением в дошкольном возрасте особенно важно заниматься педагогу и родителям. Через нашу реакцию, через наши эмоции, зачастую совпадающими и не совпадающими с эмоциями ребенка, постепенно формируется личность, идущая в правильном жизненном направлении. Огромное значение имеет убеждение, личный пример и общение с ребенком. Влияя на эмоции детей, регулируя собственное эмоциональное состояние и состояние ребенка, мы изменяем его поведение, вводим в правильное русло жизни. Умелое управление эмоциями помогает ребенку реализоваться в жизни более успешно: добиться отличных успехов в карьере, расширить общение с людьми, устроить личную жизнь. Но, чтобы правильно управлять своими эмоциями, необходимо с дошкольного возраста заниматься развитием эмоционального интеллекта.
В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер в статье «Эмоциональный интеллект» ввели в жизнь это новое понятие.
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Американскими психологами были выделены четыре составляющих модели «эмоционального интеллекта»:
1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
3. Понимание эмоций. Эмоции - не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, и своей семье.
Умственное и эмоциональное развитие должно находиться в зависимости друг от друга.
Также необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, его индивидуальное психологическое состояние.
Младший дошкольный возраст импульсивен и неустойчив. В этот период постепенно закладываются нравственные эмоции и эстетические чувства, регулирующие избирательное отношение к тому или иному сверстнику. Реакция взрослых на действие ребенка подсказывает ему положительную или отрицательную оценку его поступков, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». В дошкольном возрасте дети тянуться к старшим и взрослый просто обязан проявлять интерес, любовь и ласку, похвалу и поощрение, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка и не потерять взаимосвязь с ним. Ребенок всё замечает, копирует, и , что он скопирует зависит полностью от нас.
У дошкольников развитие эмоционального интеллекта начинается в обществе (дома, садике, не улице).
Поэтому перед педагогами детского сада стоят следующие задачи:
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
В этот период педагог как бы превращается в ребёнка, ставит себя на его место. И только любовь, и понимание чувств дошкольника, смогут полноценно развить его эмоциональный интеллект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....
Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...
Игры направленные на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данный материал содержит игры и упражнения решающие задачи эмоционального развития...