Игры, упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Игры на эмоциональное развитие — это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впоследствии формирует их эмоциональное отношение к миру. Цель собранных в разработке игр:  научить детей пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств;  помочь ребятам освоить приёмы для понимания эмоциональных состояний окружающих людей;  развивать способность понимать причины тех или иных настроений;  показать малышам способы борьбы с негативными состояниями и переживаниями (обидой, страхом);  воспитывать уважительное отношение к переживаниям других людей и чувство эмоционального единения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, упражнения для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоции и их причины.

Название игры

Цель

Содержание

Игра «Рубка дров

В игре развивается эмоциональная регуляция и происходит снятие эмоционального напряжения. С помощью игры дети понимают, что справиться со своими эмоциями можно, выполняя физические упражнения.

Ход игры. В игре участники превращаются в настоящих актеров. Каждый участник должен представить, что он рубит дрова. Рубить будем воображаемым топором, то есть соединенными между собой ладонями. Участник ставит воображаемое полено на пень. Высоко над головой поднимает «топор» и резко с силой опускает его вниз, на «полено». При этом надо громко выкрикнуть: «Ха!» Стоит повторить это действие несколько раз.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Какие ощущения появились в руках?

2. Какое настроение было до игры? А какое настроение после?

Игра «Желание для всех».

В игре развивается умение слушать и слышать другого, быть внимательным к своему окружению. Эти навыки — залог эффективного сотрудничества в дальнейшем.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку (детям) поразмышлять о волшебном Цветике - семицветике. Цветок может исполнить любое желание, и взрослый предлагает пофантазировать о том, какое желание можно было бы загадать для семьи (группы, класса), чтобы оно каждому было приятным и полезным. Дети загадывают желания, говоря: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…»

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Какие желания показались полезными?

2. Какие желания мы можем исполнить в реальности?

Игра «Крошка Енот».

Игра развивает способность распознавать и выражать различные эмоции.

Ход игры. Один участник — Крошка Енот, а остальные — его отражение («тот, который живет в реке»). Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости), а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем роль Енота выполняют другие игроки.

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Легко ли было понять и изобразить радость, интерес и др.?

2. В каких ситуациях могут возникнуть те или иные эмоции: интерес, страх и др.

Игра «Театр теней».

Игра направлена на развитие движений, отражающих эмоциональное состояние, а также способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Ход игры. Для игры вам понадобятся ширма и источник света. Нужно создать такую ширму, на которой можно разыграть театр теней. Задача ведущего в игре — показывать движения руками, находясь по одну сторону ширмы. Через движение ему нужно передать эмоциональное состояние. Задача участников по другую сторону ширмы — определить эмоциональное состояние.

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Как меняются движения в разных состояниях? 2.Какую эмоцию было легче всего изобразить и понять? Почему?

Игра «"Да" и "нет" не говори».

Игра развивает навыки регуляции импульсивности, самоконтроля.

Ход игры. Взрослый объясняет правила игры: нельзя отвечать на вопрос «да» и «нет», нужно найти другой способ ответить. После чего начинает задавать вопросы, например, «Ты, завтракал сегодня?», «Есть ли у тебя брат?» и пр. После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Легко ли было искать ответы?

2. Какое настроение у вас было, когда не получалось найти ответ?

Игра «Четвертый лишний».

В игре развивается внимание, восприятие, навыки распознавания различных эмоций. Кроме того, игра развивает умение аргументировать свою точку зрения.

Ход игры. Взрослый называет детям четыре слова, связанные с миром эмоций: – радость, добродушие, отзывчивость, жадность; – грусть, обида, вина, радость;

– трудолюбие, лень, жадность, зависть;

– жадность, злость, зависть, отзывчивость;

– грустить, огорчаться, веселиться, печалиться;

– радоваться, веселиться, восторгаться, злиться;

 – радость, веселье, счастье, злость.

Ребенок должен выделить одно слово, которое не подходит к остальным, и обосновать свой выбор. Если игра сложна для ребенка, можно ограничить каждый набор тремя словами.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Знакомы ли вам были все состояния?

 2. Испытывали ли вы состояние зависти/вины/...? (Акцент в этом вопросе состоит не в том, чтобы ругать ребенка за переживание неодобряемых эмоций, а в том, что они все существуют и мы все их чувствуем.)

Игра «Эмоциональные ситуации».

Упражнение на развитие понимания причин эмоций, умения анализировать ситуации, в которых возникают те или иные эмоции.

Ход игры. Для игры понадобится мяч. Участники передают или бросают его друг другу по очереди. Каждому игроку, в чьих руках оказывается мяч, задаются вопросы, например: «Когда ты радуешься?»

 Тот отвечает и передает мяч дальше. Можно оставить этот же вопрос, а можно задать новый: спросить про злость, грусть, удивление и пр.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Одинаковые ли у вас были эмоции и ситуации, вызвавшие их? (Сделайте акцент на том, что одна и та же ситуация может вызывать разные эмоции у разных людей.)

2. В каких ситуациях ваши родные/друзья радуются (грустят, злятся...)?

Игра «Цвет настроения».

Игра помогает сформировать атмосферу доверия и взаимопонимания между участниками, а также развивает способность понимать свои эмоции и способность обращать на них внимание.

Ход игры. Для игры вам понадобятся цветные карандаши или краски, бумага. Взрослый просит участников представить, что у их настроения есть цвет, найти на палитре подходящие цвета и нарисовать его. После этого настроению можно дать имя, уточнить, на что оно похоже и часто ли бывает. После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Почему (по какой причине) у тебя именно такое настроение?

2. Какие мысли возникают в этом настроении? Что хочется делать?

Игра «На что похоже настроение?»

Игра направлена на развитие восприятия эмоций.

Ход игры. Участники игры говорят, на какое время года, природное явление, погоду похожи разные настроения. На что похожа грусть? На что похож страх? Радость? Также можно акцентироваться на сегодняшнем настроении: на что похоже сегодняшнее настроение?

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. А чем еще похожи настроение и погода? (Стоит сделать акцент, что они изменяются.)

2. Что мы могли бы сделать, когда чувствуем грусть? Страх?

Игра «Страха не боюсь — в кого хочешь,  превращусь».

Игра дает возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки.

Ход игры. В игру может играть как пара «взрослый — ребенок», так и большая группа детей с взрослым. Игроки говорят фразу «Я страшилок не боюсь — в кого хочешь, превращусь», после чего взрослый называет пугающего персонажа. Задача игроков — в него превратиться (сделать позу как можно страшнее и замереть). Взрослый может сам изобразить испуг и отметить, как хорошо у ребят, получается перевоплощаться в страшных персонажей. Побывав «в теле» пугающих  персонажей, дети испытывают гораздо меньше страхов.

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Страшно ли быть страшилкой?

2. Кем больше всего понравилось быть? Почему?

Эмоциональная регуляция.

Название игры

Цель

Содержание

Игра «Говорящие предметы».

В игре развивается умение посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, умение сопереживать.

Ход игры. Игра предполагает «превращения» участников: они берут на себя роли разных неодушевленных предметов и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Например, Саша может захотеть превратиться в шарик, он рассказывает о себе: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Другие участники игры продолжают.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Легко ли было понять, что думает и чувствует то, во что вы превращались?

2. Как вы поняли, чего хочет тот, в кого вы превращались?

Игра «Цепочка вежливых поступков».

Игра развивает представления о причинах и последствиях разных поступков, а также стимулирует размышления детей.

Ход игры. Детям предлагается перечислить вежливые поступки по отношению к другим людям. Чтобы регулировать ход игры, можно воспользоваться мячом: у кого мяч, тот и предлагает свою идею. Например: вести себя вежливо — значит здороваться при встрече, говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Всегда ли мы ведем себя вежливо?

2. Как вы себя чувствуете, если с вами грубо себя повели?

Игра «Назови похожее».

В игре активизируется словарный запас ребенка для обозначения различных эмоций.

Ход игры. Взрослый называет эмоцию или показывает ее схематическое изображение. Участники вспоминают и называют все слова, которыми можно обозначить эту эмоцию. После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Одинаковы ли были наши слова?

2. Как себя повести, если не понимаешь, о чем говорит собеседник? (Стоит акцентировать внимание на том, что, задавая вопрос и уточняя мысль собеседника, мы лучше его понимаем.)

Игра «Музыкальное настроение».

Игра развивает способность воспринимать эмоции в музыкальных произведениях и описывать их с использованием эмоциональной лексики.

Ход игры. Взрослый предлагает детям прослушать разные музыкальные фрагменты. Вы можете самостоятельно найти их, а для начала использовать следующие: фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Далее взрослый просит описать настроение музыки, ситуацию, которая возникла в воображении при прослушивании. В качестве продолжения игры можно нарисовать настроение музыки, обсудить подходящие для нее цвета, характер мазков.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Какой фрагмент понравился вам больше всего?

2. Легко ли было подобрать слова, цвет для музыки?

Игра «Расколи орех».

В этой игре развивается навык регуляции своего состояния. Играя в эту игру, можно сделать акцент на физическом состоянии до и после.

Ход игры. Играть можно как стоя, так и сидя. Взрослый предлагает расколоть орехи — например, скорлупу крепкого грецкого ореха. Пока потренируемся на воображаемых орехах. Для этого надо схватить воображаемый орех ладонями и с силой сжать его. Движение, таким образом, будет состоять в сильном напряжении ладоней по направлению друг к другу. Затем отбрасываем в сторону скорлупу и отдыхаем — руки расслабляются. После отдыха «расколем» еще тричетыре ореха.

После игры обсудите следующие вопросы:

1. Какие ощущения появились в теле во время игры?

2. Бывало ли когда-нибудь, чтобы руки так же сильно напрягались? В каких ситуациях?

Игра «Жарко и холодно».

Если игра «Расколи орех» обращает внимание на способность расслаблять и напрягать руки, то игра «Жарко и холодно» позволяет почувствовать изменения всем телом, учиться регулировать напряжение и расслабление.

Ход игры. Участники игры садятся на пол и выпрямляют ноги. Взрослый предлагает игрокам представить, что стало очень холодно, и сжаться в маленький клубочек, чтобы согреться. В таком напряженном состоянии нужно побыть несколько секунд. Затем взрослый говорит, что в комнате вновь стало тепло и можно вернуться в комфортную позу — прилечь или присесть. Напряжение и расслабление повторяются несколько раз.

После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Приятные ли были ощущения в теле, пока мы играли?

 2. Случались ли с вами ситуации, когда тело так же сильно напрягалось? Расскажите о них.

Социальное взаимодействие.

Название игры

Цель

Содержание

Игра «Наоборот».

В игре ребята обогащают свой эмоциональный словарь. Формат игры стимулирует игроков быстро принимать решение.

Ход игры. Для игры «Наоборот» понадобится мяч. Участники распределяют роли ведущего и игроков. В игре могут принять участие, как пара человек, так и большее количество. Ведущий называет слово, связанное с эмоциональным состоянием, и бросает мяч кому-то из игроков. Тот, кто поймал мяч, называет противоположное состояние, например, «веселый — грустный». Для знакомства с игрой,  можно использовать такие слова: веселый — грустный; бодрый — усталый; довольный — сердитый; спокойный — взволнованный; смелый — трусливый; медленный — быстрый; злой — добрый; радостный — печальный. После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Трудно было подбирать слова с противоположным значением?

 2. Что обозначают слова «радость», «злость», «грусть»?

Упражнение «Различные позиции в общении».

Упражнение позволяет обратить внимание на свои ощущения во время общения в разных положениях и сделать

вывод об эффективных способах общения.

Ход упражнения. Упражнение — это обсуждение знакомых тем в разных положениях. Сначала игроки разговаривают лицом к лицу, затем один игрок сидит на стуле, а другой стоит около стула, а затем располагаются спиной друг к другу и продолжают разговор. Темы для обсуждения могут быть совершенно разными: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в

этом/прошлом месяце», «Мое любимое блюдо» и пр. После упражнения обсудите следующие вопросы:

 1. Как больше понравилось общаться? Почему?

2. Какое было настроение в процессе разного общения?

Упражнение «Когда я один».

В ходе упражнения ребята рассуждают о своих возможностях, когда они предоставлены сами себе. Перечень занятий, составленный при помощи взрослого, станет для ребенка помощником, к которому он может обратиться, если не знает, чем себя занять.

Ход упражнения. Предложите ребятам обсудить занятия, которыми они могут заполнить время, когда остаются одни. Если вы занимаетесь, каким-то делом вместе со своим ребенком, составьте список с рисунками-пиктограммами и разместите его на стене детской комнаты. Так же и с группой детей — зарисуйте или запишите (для читающих детей) результаты обсуждения, чтобы они могли к ним обратиться.

Упражнение «Мне это интересно».

Выполняя упражнение, ребята задумываются о своих интересах и способностях. Осознание собственных интересов поможет ребенку организовать свой досуг, а взрослым — создать условия для самостоятельности ребенка.

Ход упражнения.

 Взрослый предлагает ребенку создать плакат на тему «Мне это интересно». Можно попробовать разные варианты реализации: нарисовать, использовать вырезки из журналов, сделать аппликации или даже слепить из пластилина. После упражнения обсудите следующие вопросы:

 1. Что тебе понадобится, чтобы заниматься тем, что тебе интересно?

 2. Когда и где ты мог бы заниматься интересными делами

Игра «Мое спокойствие».

Игра позволяет ребенку исследовать способы снятия агрессии и избавления от состояния злости.

Ход игры. Взрослый просит участников вспомнить свои ощущения, когда они сердятся. Злость бывает у каждого, но это неприятное состояние, и нужно научить себя с ним справляться. Далее взрослый предлагает детям самостоятельно придумать такие физические упражнения, которые помогут снять напряжение (приседание, сжимание пальцев и т.п.).

 После игры обсудите следующие вопросы:

 1. Какие у вас ощущения в теле, когда вы злитесь? Какие мысли появляются?

 2. Что вы станете делать, когда разозлитесь в следующий раз?

Игра «Вулкан».

Игра направлена на осознание связи эмоций и телесных ощущений. В процессе выполнения подобных упражнений у ребенка формируется понимание, что своим эмоциональным состоянием можно управлять через тело.

Ход игры. Ребенок приседает, становясь маленьким вулканом. На выдохе вырастает и извергается как настоящий вулкан — вытянувшись и вскинув руки вверх. Затем на вдохе вновь присаживается и становится спокойным вулканом.

 После игры обсудите следующие вопросы:

1. Бывают ли люди похожи на вулканы? Когда?

2. В каких ситуациях ты чувствуешь себя как вулкан?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....

Игры направленные на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данный материал содержит игры и упражнения решающие задачи эмоционального развития...