Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Генцевичене Инна Владимировна

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».

Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей о многообразии русского народного творчества

-учить узнавать сказки по заданию.

- учить произносить чистоговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, мирилки, потешки.

-доставить радость и эмоциональное равновесие.

Развивающие:

-развивать речь детей как средство общения.

- развивать умение действовать согласованно.

   - развивать память, чувство юмора через русские народные игры, мелкую и общую моторику.
Воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству.

 

- воспитывать умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка», г. Вихоревка

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста«Цветик-семицветик».

        подготовила воспитатель

Генцевичене Инна Владимировна

                г.Вихоревка 2020 год

Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей о многообразии русского народного творчества

-учить узнавать сказки по заданию.

- учить произносить чистоговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, мирилки, потешки.

-доставить радость и эмоциональное равновесие.

Развивающие:

-развивать речь детей как средство общения.

- развивать умение действовать согласованно.

   - развивать память, чувство юмора через русские народные игры, мелкую и общую моторику.
Воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству.

- воспитывать умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу.

. Предварительная работа: чтение и заучивание считалок, загадок, потешек,. Рассматривание иллюстраций  к сказкам , чтение и рассказывание русских народных сказок, загадок.

Оборудование: сказочная мелодия, письмо,цветок «цветик-семицветик», карточки с изображением ответов на загадки,кокошник и метла Бабы Яги,заготовки цветов из фетра по количеству детей, цветочная клумба

Ход занятия:

(воспитатель  читает стихотворение)

Воспитатель:Придумано кем-то

Просто и мудро:

При встрече здороваться.

– Доброе утро!

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным.

        (звучит сигнал сообщения)

Воспитатель: ребята, кажется, нам пришло письмо. Давайте узнаем от кого оно.

( на интерактивной доске появляется письмо с голосовым обращением).

«Здравствуйте дети, пишет вам фея, из цветочной страны. Злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок «Цветик-семицветик», он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне пожалуйста»

Воспитатель: Ребята, поможем фее? 

Дети: да.

Воспитатель: Но для этого нам нужно будет отправиться в сказочную страну.

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

(под музыкальное сопровождение дети взявшись за руки, идя по кругу ,проговаривают вместе с воспитателем заклинание )

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в сказочной стране.

(при проговаривании последней фразы дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и тот самый цветок (на доске помещен белый цветок ) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

(воспитатель снимает с доски  один лепесток, а под ним задание)

1 лепесток «Со сказками»

Воспитатель: скажите, а вы много знаете  народных сказок?

Дети: да.

Воспитатель:  я буду вам читать отрывок из сказки, а вы должны отгадать сказку. Слушайте внимательно.

(воспитатель зачитывает отрывок, дети отгадывают сказку и на интерактивной доске появляется правильный ответ в виде картинки из сказки)

1.Вот построили зверушки

Каждый по своей избушке,

А весной Лиса пришла

Дом Зайчишки заняла.

Как же сказку называют, где Зайчишка побеждает. ("Лиса и заяц")

2.По тропе шагая бодро

Сами воду тащат ведра.

Вымолвил словечко-

Покатилась печка. ("По щучьему велению")

3.Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте, что за сказка? ("Три медведя")

4.А дорога-далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")

Воспитатель: Молодцы, ребята. Много сказок знаете.

Мы справились с первым заданием.

(воспитатель переворачивает лепесток другой стороной)

Воспитатель: Посмотрите, лепесток окрасился. Каким цветом он стал?

Дети: красный.

Воспитатель:  Давайте повесим его к нашему цветку.

(воспитатель помещает цветной лепесток обратно к цветку)

Воспитатель: Ну а теперь узнаем, какое задание нам приготовил следующий лепесток. (воспитатель снимает следующий лепесток).

«2 лепесток  с мирилками»

(на экране интерактивной доски изображен сюжет ссоры детей)

Воспитатель: ребята, что вы видите на экране?

Дети: Как ссорятся мальчик с девочкой.

Воспитатель: а как же мы  можем помирить друзей?

Дети: с помощью мирилки.
Воспитатель: Ребята, а что такое мирилки и для чего они нужны?

Дети: это веселые стишки. Их рассказывают, чтобы мириться если поссорились.

Воспитатель: правильно ребята, дети очень любят бегать и играть друг с другом, но бывает так что в игре они ссорятся, а мирилки помогают всех помирить.

(дети становятся парами и взявшись за мизинцы произносят по желанию знакомые мирилки).

Воспитатель: ребята, а что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: нужно уметь договариваться.

Воспитатель: молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Каким он стал цветом?

Дети: Синий.

Воспитатель: Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)


3 лепесток с потешками

Воспитатель:Ребята скажите, а вы знаетечто такое потешки?

Дети: потешки сочиняли для того, чтобы кого-то приласкать, пожалеть или повеселить.

(дети по очереди рассказывают потешки)

1 ребенок:

Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели –
Шшу-у-у! – и улетели.

2 ребенок:

Дили-дили, дили-дили

Колокольчики звонили,

Дили-дили, дили-дили

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.

Динь-день! Динь-день!

Начинаем новый день.

3 ребенок:

- Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Воспитатель: молодцы ребята, очень веселые потешки вы знаете. Вы справились и с этим заданием. В какой цвет окрасился наш лепесток?

Дети: желтый.

(воспитатель помещает лепесток обратно к цветку и снимает следующий)

4 лепесток с играми (физминутка)
Воспитатель: а этот лепесток не любит сидеть на месте. Он любит игратьв веселые народные игры. А что нам поможет  выбрать водящего?

Дети: считалка.

(Дети выстраиваются в круг. С помощью считалки выбирается водящий.)

Под музыкальное сопровождение проводится игра-дразнилка «Бабака-Ёжка».

(Бабка-Ёжка встает в очерченный круг и остается в нем. Остальные играющие дразнятся за кругом)

Бабка- Ёжка,

Костянная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом говорит:

-У меня нога болит.

(дети продолжают дразнилку, забегая в круг, а Баба Яга пытается осалить)

Пошла на улицу,

Раздавила курицу,

Вышла на лужайку

Испугала зайку.

Воспитатель: весело вы играли и задание выполнили. (переворачивает еще один лепесток).

Воспитатель: какого он стал цвета?

Дети: зеленого.

Воспитатель: давайте узнаем , какое следующие задание нам приготовили :

5 лепесток с чистоговорками

(на экране появляется видео «логопесенка» на звуки [c].,[ш])

Воспитатель: Ребята кто может сказать  на что похожа эта песенка?

Дети: на чистоговорку.

Воспитатель: А зачем нужны чистоговорки?
Дети: чистоговорки  учат нас правильно говорить, чисто произносить звуки.

Воспитатель: я предлагаю вам вместе со мной пропеть эту песенку еще раз.

Са-са-са: в норе спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.

(под видеоролик воспитатель с детьми поют «логопесенку») 

 Воспитатель: а еще существуют чистоговорки в виде игры.

(Воспитатель показывает движения к игре «Пильщики» .Дети становятся парами друг против друга,  подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова)
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала,
Начинай сначала!
(Дети играют в игру и повторяют слова с воспитателем)
Воспитатель
: молодцы, вы и с этим заданием справились замечательно.

Каким цветом стал лепесток?

Дети: Оранжевым?

(воспитатель помещает оранжевый лепесток к цветку и снимает следующий)

6 лепесток с загадками

Воспитатель: Этот лепесток  любит всем загадки загадывать. На столах у  каждого из вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
1.Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька. (Кошка)
2.Кто на себе дом возит? (Улитка)
3.Зимой и летом одним цветом. (Ель)
4.С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост – колечком. (Собака)
5.Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
6.Ползун ползет, иголки везет. (Еж)
7.Маленький, беленький.

По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
(Дети отгадывают загадки воспитателя, показывают картинки- ответы)

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Посмотрите на лепесток, в какой цвет он окрасился?

Дети: розовый.

Воспитатель: нам ребята осталось выполнить еще одно задание и расколдовать последний лепесток.

7 лепесток «Цветочная клумба»

Воспитатель: ребята, а в этом задании фея просит нас  вырастить для ее страны цветочную клумбу. Чтобы ее страна стала еще ярче и красивее.

(Каждому ребенку предлагается собрать из фетровых лепестков и серединок свой цветик-семицветик и прикрепить  его на клумбу. На каждой серединке цветка пришито по семь пуговиц, а на лепестках сделаны надрезы-петельки. Задача детей застегнуть все лепестки на серединку цветка).

Воспитатель:справились мы ребята и с этим  заданиями,и посмотрите наш «Цветик - Семицветик» стал разноцветным. Каким цветом стал последний лепесток?

Дети: фиолетовым.

Воспитатель: Вот и расцвёл «Цветик-Семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас за то,что вы  помогли расколдовать ее волшебный цветок.

Воспитатель:вам понравилось путешествие в цветочную страну?

Дети: да.

Воспитатель:но нам надо возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебное заклинание:

(дети взявшись за руки, идя по кругу ,проговаривают вместе с воспитателем заклинание под волшебную мелодию)

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в детском саду.

(при проговаривании последней фразы дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя).

Воспитатель: Вот мы и оказались опять в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по оздоровительной ритмической гимнастике для детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик» .

Занятие по оздоровительной ритмической гимнастике с детьми дошкольного возраста...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Мастер-класс для детей среднего дошкольного возраста "Цветик-семицветик для мамы"

Сегодня я хочу вам предложить мастер класс по изготовлению подарка для мам и бабушек в преддверии праздника 8 марта. Я покажу, как сделать красивую, оригинальную поделку в технике обратной пластилинов...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Цветик -Семицветик»

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте«Цветик -Семицветик»      Воспитатель: Мингалимова Т.В...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...