Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Статья о важности, особенностьях и сопсобах формирования эмоциональгого интеллекта у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
На протяжении всей жизни человек сталкивается с различными событиями и явлениями, которые в разной степени сопровождаются эмоциональными проявлениям, т. е. вызывают те или иные чувства и эмоции.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) - это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, -субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К формам выражения эмоций относятся:
- жесты (движения рук),
- мимика (движения мышц лица),
- пантомимика (движения всего тела),
- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
- вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Невозможно восприятие окружающего мира без выражения чувств и эмоций. Чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, стала первой публикацией на эту тему. В ней авторы выделяют четыре её составляющие:
- Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
- Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
- Понимание эмоций. Эмоции - не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
- Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Нельзя конечно недооценивать и умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития. Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов.
Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности. Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
В последнее время задача развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Навыки эмоционального отношения к миру, обретаемые в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Поэтому перед нами стоит цель:
- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
- самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
В дошкольном возрасте развитие эмоциональной у детей формируется через сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Выделим следующие понятия, на которых строится работа с детьми дошкольного возраста в рамках формирование эмоционального интеллекта:
Эмоция – особый механизм отражения индивидом объективной реальности. “Ощущение и эмоции – два различных уровня (а также механизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий “телесный характер”, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием “психическое”. Ощущение – это отражение в психике “телесного”, а эмоции – отражение “духовного”.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию новых форм.
Театрализованная игра, театр – это однокоренные слова, указывающие на родство театрализованных игр с театром. Театр – синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства. ТЕАТР – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, в том числе связанные, с развитием и созданием положительного эмоционального настроя, развития у детей эмпатии.
Эмпатия – способность распознавать состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
При всем разнообразии видов игровой деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно- образовательной работе дошкольных учреждений занимают именно театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.
Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии сего эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому –преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального состояния ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие –наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразных по форме, и содержанию.
Использование театрализованных игр не всегда должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.
Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интерес, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.
Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление отдельных ее компонентов.
В каждой игре, кроме участвующих в ней детей, имеются свои игровые средства: куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним или двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может “готовить обед” и пригласить на обед “гостью” или “готовить обед” для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного овладения социумом и дальнейшего перехода к учебной деятельности.
От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться. Для закрепления приобретённых навыков необходимо проводить беседы с родителями по поводу эмоций ребёнка, а также привлекать родителей в создании костюма для более яркого передачи образа.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Источники и литература
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М, 1987.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997.
- Вуарен М. Что такое игра?// Культура, 1982, № 4.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником. // Дошкольное воспитание, 2005, № 9.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
- Теплов Б.М. Психология. – М., 1951.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – М., 2004.
- Телешенко Л. Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр. - https://www.maam.ru , 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать вы...
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужиеэмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать...