«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
презентация к уроку (старшая группа)
«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_iz_opyta_raboty_wecompress.com_.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» Г.Н. Волков
Актуальность выбранной темы самообразования очень точно подмечена в высказывании «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности». Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, среди которых: Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, (17.10.2013 №1155). В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, в настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа, его истории. Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. Ведущая педагогическая идея самообразования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Цель : мирование духовно - нравственных ценностей , создание пр форедметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию ; повышение уровня самообразования .
Задачи: Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
ПРОГРАММЫ:
Инновация в работе изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования, оказывающее положительное влияние и обеспечивающее развитие у дошкольника таких целевых ориентиров как: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях, формирующее общую культуру личности и как показатель - готовность к обучению в школе. изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования, оказывающее положительное влияние и обеспечивающее развитие у дошкольника таких целевых ориентиров как: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях, формирующее общую культуру личности и как показатель - готовность к обучению в школе.
План работы по самообразованию: Раздел Срок Содержание работы Методическая работа В течение года - изучение нормативных документов; - чтение конкретных педагогических периодических изданий; - чтение методической, педагогической и предметной литературы; - обзор в интернете информации по образовательным областям; - посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - изучение и внедрение новых технологий; - общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями; - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - работа с родителями; - информация для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки); - разработка новых форм, методов и приёмов обучения; - доклады, выступления на родительских собраниях. Работа с детьми Сентябрь Беседа: «О добре и зле», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что такое дружба» Октябрь Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия» Занятие «Семья и родной дом» Беседа: «Наша родина Россия», «Природа родного края» (просмотр презентации) Экскурсия в Церковь Ноябрь Беседа: «О бабушках и дедушках», «Никого роднее мамы в целом мире нет» Занятие: «Русские матрёшки» Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех» Занятие (лепка): «Знакомый портрет» Занятие (аппликация): «Маме буду помогать» Занятие (конструирование): «Букет для мамочки» Декабрь Беседа: «Рождество Христово» Музыкально тематическое занятие: «Святое рождество» Беседа: «Колокольный звон» Беседа: «Ангелы» Занятие (рисование): «Ангелочек» Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики» Занятие (аппликация): «Рождественская звезда» Занятие(конструирование):«Ангелочки спускаются с неба» Январь Беседа: «Рождественская Ёлочка» Февраль Беседа: «Главная книга мира - Библия» Март Интегрированное занятие: «Колокола» Апрель Интегрированное занятие: «Пасха» Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо» Занятие (лепка): «Украшенное яйцо» Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа) Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка»
Май Занятие:«Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» Июнь Интегрированное занятие: «Троица» Работа с семьей Сентябрь Памятка: «О воспитании доброты в детях» Консультация для родителей: «Будем добры» Октябрь Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников» Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине» Ноябрь Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы» Декабрь Памятка: «Православные праздники» Январь Памятка: «Искусство наказывать и прощать» Февраль Памятка: «10 заповедей родителей» Март Консультация для родителей: «Посеешь привычку……» Апрель Памятка: «Этикет для родителей и детей» «Акция посади дерево» Май Памятка:"9 Мая. День Победы» Июнь Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников» Изучение методической литературы В течение года 1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г. 2. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г. 3. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г. 4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г. 5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
Началом работы по теме самообразования стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников (уровня образования родителей, возраста, сфер деятельности). Главной целью анкетирования родителей воспитанников было выявление педагогических знаний родителей о таких понятиях, как: «Патриотизм», «Народная мудрость», «Культурное наследие». Результаты анкетирования показали, что данные знания неоднозначные, односторонние. Родители считают себя патриотами, но их знания о культурном наследии своей родины очень скудны. Анализ социального статуса родителей воспитанников МДОУ неоднороден по составу, возрасту, уровню образования, материального достатка и сфере деятельности. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование (72% родителей).
Методы диагностирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников НАБЛЮДЕНИЕ БЕСЕДЫ ИГРОТЕРАПИЯ ТРЕНИНГ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИ
Результаты анкетирования родителей Некоторые из вопросов анкеты: 1. Как часто Вы бываете в православном храме ? 2. Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок знал основы православной культуры? 3. Хотели бы Вы узнать, как правильно по- христиански воспитывать ребенка? 4. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду проводились совместные мероприятия со священнослужителями?
Основные направления работы Взаимодействие детского сада и православного прихода храма в честь иконы Божией матери « Всецарица »
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и ролевые, прогулки, экскурсии, походы).
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет ). Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы и методы работы с детьми Беседы, чтение сказок и рассказов духовно- нравственного содержан ия « Уроки доброты» – инсценировки и занятия на нравственные темы
Галерея святых мест Железногорского края- новая и интересная форма работы Открытые показы воспитательно - образовательного процесса Проведение совместных с родителями мероприятий ( выставки, конкурсы, праздники ) ВЫСТАВКИ
Формы работы с родителями Л екторий на духовно-нравственные темы с участием священнослужителя и " 10 заповедей родителей", "О крещении детей», "О молитве за детей", "Роль отца в семье" и т.д. Информационные православные уголки для родителей
Формы и методы работы с детьми Организация и проведение православных праздников
П АВЛОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ сказка
« Масленица »
« ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО »
Благотворительная акция Железногорскому социальному приюту
Ожидаемые результаты -разработка консультаций, рекомендаций и буклетов для родителей по теме; -разработка тематических проектов по духовно-нравственной направленности; --разработка конспектов НОД по теме; -публикация своих разработок на образовательных сайтах; -участие в конференциях, конкурсах, вебинарах по духовно-нравственной направленности; - участие в работе методических объединений педагогов дошкольного образования.
Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников
Вывод: Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к русской народной культуре, его истории подтверждает, что без специальной работы соответствующие знания детей отличаются поверхностью восприятия. Это доказывает необходимость продолжения работы по приобщению детей к историческому и культурному наследию русского народа. Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование , внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Также проведенная работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты
Заложенный в детстве божественный огонь Будет согревать душу и сердце ребёнка . Он понесёт его людям . Что сказано в писании : « И зажёгши свечу , не ставят её под сосудом , но на подсвечнике , и светит всем в доме » ( Миф 5: 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...
Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"
Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...
Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"
Методический материал - проект «Воспитание души» содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...