Модель сопровождения ребенка ОВЗ с РАС
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бескоровайная Екатерина Вячеславовна

Модель сопровождения ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с РАС (расстройство аутистического спектра)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Модель сопровождения детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра » Бескоровайная Е. В. .

Слайд 2

Цель: создание специальных условий и мероприятий, направленных на развитие и обучение детей с аутизмом и РАС, в условиях инклюзивного общеобразовательного учреждения Задачи: 1. создание психолого – медико –педагогических условий для полноценного развития личности ребёнка, с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей; 2. осуществление полноценной адаптации в группе сверстников; 3. проведение коррекционно-педагогической , психологической работы с детьми, страдающими аутизмом и РАС; 4. оказание помощи и поддержки родителям и педагогам, консультирование по вопросам воспитания и развития детей; 5. провести оценку эффективности реализации модели сопровождения.

Слайд 3

Направленность модели сопровождения : содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей с аутизмом и РАС на каждом возрастном этапе развития личности; устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания; развивать у детей с аутизмом и РАС навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми обеспечение снижения степени социальной недостаточности детей с аутизмом и РАС, достижения максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, степени интеграции в общество

Слайд 4

Сопровождение детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра воспителем Диагностическая работа: Принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия Принцип учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития

Слайд 5

Коррекционно-развивающая работа воспитателя Принцип деятельности предполагает что ведущим способом процесса развития ребёнка является организация взрослым активной деятельности ребёнка и создание условий, в которых бы активизировались его эмоционально-интеллектуальные проявления Принцип игры предполагает использование игрушек и игровых предметов, которые в ходе занятий способствуют моделированию и проигрыванию различных эмоционально значимых для ребёнка ситуаций взаимодействия со взрослыми, родителями и сверстниками (ситуации конфликта, наказания, поощренияи др ); личностному росту (развитию позитивного образа «Я», самопринятию , уверенности в себе, целенаправленности поведения, рефлексивности , преодолению страхов и тревожности и др

Слайд 6

Психопрофилактическая и реабилитационная работа воспитателя Принцип амплификации психического развития ребёнка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности Принцип субъектности , предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребёнок выступает как субъект собственной деятельности

Слайд 7

Консультативная работа воспитателя Индивидуальные консультирования всех участников образовательного процесса Разработка и реализация адаптированной программы обучения Семинары, групповые занятия, тренинги с работниками ОО и родителями по развитию представлений о расстройствах аутистического спектра

Слайд 8

Сопровождение детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра педагогом - психологом Цели сопровождения: -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи сопровождения : -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; -обучение его простым навыкам контакта; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; -развитие внимания; -развитие памяти, мышления.

Слайд 9

Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о ребенке. Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения в разных ситуациях педагог-психолог составляет характеристику, которая помогает не только в работе с детьми-аутистами , но и указанием направлений работы для других специалистов.

Слайд 10

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из пяти взаимосвязанных блоков: 1 блок. Диагностическое направление Первичное психологическое обследование с целью выявления трудностей формирования и определения актуального уровня интеллектуального развития ребенка: - познавательной сферы ; - становления и развития компетенций, знаний, умений и навыков и условий их преодоления; - состояния продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация) - наблюдение за деятельностью в процессе свободной, учебной и внеучебной деятельности . Динамическое наблюдение в процессе реализации коррекционной программы: - сформированность игровых навыков и способов игровой деятельности; - учебных навыков и учебной работы (восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.); Проверка соответствия выбранной программы , методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; Прогнозирование возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем.

Слайд 11

2 блок. Коррекционно-развивающее направление - создание условий для развития сохранных функций; - определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий; - формирование положительной мотивации к обучению; - развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения; - формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных , мнемических и интеллектуальных процессов; - воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков; - создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для развития аутичных детей .

Слайд 12

3 блок. Консультативное направление Консультирование: Администрации образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра Педагогов-предметников (использование специальных методов, приёмов, средств обучения, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка) Родителей - информирование родителей об учебных проблемах; - помощь в вопросах воспитания и обучения аутичного ребенка; - получение дополнительной диагностической информации от родителей

Слайд 13

4 блок. Информационно-просветительское направление включает различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения, обучающихся с расстройствами аутистического спектра; информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников.

Слайд 14

5 блок. Профилактическое направление Создание благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 15

Задачи сопровождения: формирование эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым; развитие активности ребенка, возможности участия в совместной деятельности; познание окружающей среды, развитие его представлений об окружающем мире, расширение сферы интересов; коррекция страхов, снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, преодоление негативизма; развитие невербальных и вербальных средств коммуникации, стимулирование активной речи; освоение живописно-графического языка, художественно-творческих технологий; эстетическое развитие. Сопровождение детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра педагогом дополнительного образования

Слайд 16

Этапы работы педагога дополнительного образования Наладить контакт , партнёрские отношения с ребёнком Составить индивидуальную программу занятий, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка Взаимодействие с семьей ребенка

Слайд 17

Методы работы на занятиях ИЗО Арт-терапия Совместное рисование Рисование истории Самостоятельный рисунок на свободную тему Возможности применения рисуночных тестов как инструментов психологической диагностики детей с аутизмом

Слайд 18

Предполагаемый результат сопровождения интеграция детей с аутизмом и РАС в общество и их успешная адаптация снятие эмоционального напряжения, устранение страхов, создание атмосферы личной безопасности гармоничное, всестороннее развитие личности ребенка с особыми потребностями овладение основными художественными технологиями, формирование графических навыков и умений, применение их в трудовой и учебной деятельности

Слайд 19

Актуальность данной темы заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей с ОВЗ и недостаточным количеством развивающих методик с другой. Сопровождение детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра педагогом – организатором

Слайд 20

Задачи работы педагога – организатора при работе с детьми с аутизмом и РАС Основные задачи в работе с детьми с аутизмом и РАС в коррекционных учреждениях направлены на ориентацию образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, социализации и адаптации. Занятия хореографией и физическое развитие детей с аутизмом и РАС , направлено на решение следующих задач: 1. Задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений. 2. Укрепление психофизического здоровья ребенка. 3. Обеспечение развития гармоничного его телосложения: правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, танцевальной и умственной работоспособности; тренировка сердечнососудистой и дыхательной систем. 4. Формировать художественно-образное восприятие и мышление. 5. Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. Специфика работы с детьми с аутизмом и РАС состоит в снижении уровня возрастных требований к хореографическим элементам, кратковременности выполнения каждого отдельного движения. На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные танцевально-игровые занятия, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться схеме рисунка. При обучении детей танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы. Коррекционно-воспитательная работа в хореографии детей с аутизмом и РАС , направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия и мышления, а также воспитание определенных качеств личности. Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность данной темы заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей с аутизмом и РАС и недостаточным количеством развивающих методик с другой. При правильной постановке обучения, хореография способствует развитию личностных качеств у детей с аутизмом и РАС , произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

Слайд 21

Занятия для детей с аутизмом и РАС Детей, страдающих аутизмом и РАС, нужно ежедневно привлекать к интересным, но достаточно сложным видам деятельности. Стоит ли ожидать, что такие дети везде смогут успешно проявить себя? Конечно, нет. Но существует целый ряд занятий, которые дети - аутисты с удовольствием посещают. Дети - аутисты и РАС нередко находят себя в некоторых видах искусства, например, в театрализованной деятельности, рисовании, пении, музыке и конечно танцы. Им необходимо предоставлять возможность заниматься творчеством как можно чаще. Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом и РАС, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому следует ознакомить и заинтересовать своими занятиями. Как можно чаще поощрять ребенка и предоставлять ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстниками. Здесь следует соблюдать особую осторожность, поскольку аутисты и РАС склонны избегать тактильных контактов. Необходимо контролировать поведение всех участников группы, и особенно внимательно следить за теми из них, кто может повести себя грубо по отношению к ребенку, страдающему аутизмом. Очень важно, чтобы ребенок – аутист и РАС, оказался в окружении чутких и внимательных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Представлен  вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении....

Модель сопровождения ребенка с РАС

Модель сопровождения ребенка с РАС...

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (презентация)...

Модель сопровождения ребенка с РАС

Педагогам представлена модель сопровождения ребенка с РАС, в помощь составления  ИОМ на ребенка....

«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...