Модель сопровождения ребенка с РАС
материал по коррекционной педагогике

Минеева Ирина Борисовна

 Педагогам представлена модель сопровождения ребенка с РАС, в помощь составления  ИОМ на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model-soprovozhdeniya-rebenka-s-ras.docx259.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пример

Модель сопровождения ребенка с РАС.

Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

  • сентябре 2013 года, в дошкольное учреждение поступил ребенок (Андрей, 4 года), у которого отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и хаотично бегал по группе. По заявлению родителя, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено обследование.

Результаты обследования: у Андрея наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствие чувства страха.Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Избегает контакта «глаза в глаза».Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»), не отличает съедобного от несъедобного (ест песок, пластилин, грызет игрушки).На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не выполняет инструкции педагогов.Андрей не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Андрей периодически проявляет признаки

агрессии и аутоагрессии (может внезапно  укусить, схватить, поцарапать  окружающих, нанести

себе удары).Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате).Андрей нуждается в постоянном контроле.В связи с тем, что в населенном пункте нет

специализированных детских садов и групп компенсирующего вида, ребенок посещает детский сад  (Приложение №1)

По        результатам        комплексного        обследования        родителям        Андрея        выдали        коллегиальное

заключение: требуется консультация специалистов в районной  ПМПК.

Родители предоставили пакет документов:

        заключение        районной        ПМПК        (требуются        коррекционно-развивающие        занятия        с

психологом, логопедом, дефектологом);

  • справка врача психиатра;
  • справка врача невролога;

  • индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями МСЭ.

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот

факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Аутичных детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее

монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.  Они не хуже и не лучше обычных

детей,  они  просто  другие.Эти  дети   нуждается  в  постоянном,

индивидуальном   контроле  и

сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Изучив  литературу  о  РДА,  члены  ПМПк  детского  сада

составили  индивидуальную

программу развития.

Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

  • формировать коммуникативные умения и навыки;

  • формировать сенсорное развитие;
  • формировать социально-бытовых умения и навыки  самообслуживания;
  • развивать  и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
  • развивать  и корректировать  детско-родительские отношения;
  • повышать  двигательную активность ребенка;
  • стимулировать  звуковую и речевую активности.

Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста (4-7 лет) с нарушениями аутистического спектра.

Формы и режим занятий. Основная форма  индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

  • процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

 налаживание эмоционального контакта с ребенком;

 регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;  смена видов деятельности в процессе одного занятия;

 повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

 игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

 использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

 опора на сенсорные анализаторы;

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. (Приложение 2) Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам

развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально-коммуникативное – реализует  педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие– реализует  музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.


                                 Модель сопровождения ребенка

 

                                                                       

Коррекция, развитие и социальное сопровождение

                     Учитель-дефектолог

                                Учитель-логопед        Педагог-психолог

Родители

Педиатр

Воспитатель

Психиатр

Музыкальный

руководитель

Инструктор по

Центры реабилитации

физической культуре


Медицинское сопровождение

  1. Социально-коммуникативное развитие – реализует учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Задачи:

  • формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

  • формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

  • формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

  • формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
  • формировать навык преодоления аффективных состояний.

        развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

  • развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

  • развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,

  • развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).

  • развивать мимику лица, позы и жесты тела.

  • обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.

  • корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Набор дел для занятий

1.

Игры  на  идентификацию  (нахождение  такого  же)  содержат  разнообразные

картинки  с  изображением  знакомых  предметов.  К  ним  относятся  лото,  где

ребенок  подбирает  абсолютно  одинаковые  пары.

Соотнесение

реального

предмета с изображенным на рисунке.

2.

Игры направленные  на выделение части и целого(разрезные картинки из 4-6

частей,   кубики,   игры-головоломки   «Магический

квадрат»,

«Танграм»,

«Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».)

3.

Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и

маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на

магнитном полотне: по форме, цвету, величине

4.

Игры   на   сериацию.   Учить   выстраивать   предметы   в   определенной

последовательности, большой, средний, маленький, снова большой  -  «Какой

теперь?».  Освоение  сериации  в  образной  форме  способствует  проигрывание

сказок настольного плоскостного театра  «Репка»,  «Колобок», где персонажи

выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за

другом.- «Кто теперь?»

5.

Игры  на  развитие  двигательных  навыков,  мелкой  моторики  рук.завязывать

шнурки  и  застегивать  пуговицы,  Пальчиковые  игры:  кулачки,  лапки  и  т.п.

Выкладывать  фигуры  из  палочек,  открывать  и  закрывать,  раскручивать  и

закручивать  крышки  коробок,  банок,  бутылок,  отстегивать  и  пристегивать

прищепки, нанизывать бусины

6.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение

их  с  помощью  двух  взрослых  (один  называет  действие,  другой  помогает

ребенку его выполнить).

7.

Игры на формирование знаний частей тела.

  1. Сенсорные игры.

Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

  1. Познавательное развитие - реализует воспитатель

Задачи:

  • формировать  дошкольные знания и представления
  • формировать  трудовые умения и навыки;
  • развивать  художественно – творческие способности.

  1. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

2.

Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3.

Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4.

Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5.

Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6.

Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7.

Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9.

Знакомство с цветами радуги.

10.

Выбор по образцу и инструкции  (например работа с домашними животными,

картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д

11.

Выбор предметов игрушек по картинке

12.

Группировка различных парных предметов по величине.

13.

Собирание вкладных кубов.

14.

Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей

15.

Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по

убывающей величине (пирамида из 5 колец)

16.

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17.

Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или

горизонтали.

18.

Постройки из детских наборов строительного материала.

19.

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20.

Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный -

синий и т. д. на усложнение.

21.

Обучать  навыкам  рисования  по  показу взрослого:  проводить  линии  пальцем

(пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке),

рисовать толстым фломастером.

22.

Учить узнавать  круг. Рисование  фигуры – круг  на листе бумаги при помощи

трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

23.

Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие

(ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

  1. Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

3.Речевое развитие – осуществляет учитель-дефектолог, учитель- логопед

Задачи:

  • формировать способность к подражанию движений и звуков;
  • формировать способность к зрительного контакта во время общения;
  • развивать  слуховое  внимание;
  • развивать  артикуляционный  аппарат;
  • развивать фонематический  слух;
  • развивать  дыхание (отработка воздушной струи);

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

  • расширять  словарный запас;
  • работать над постановкой звуков.

Набор дел на занятие:

1.

Поглаживание  и  легкое  пощипывание  щек  для  активизации  мимической

мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью

взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2.

Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха

(отработка силы воздушной струи).

3.

Обучение  подражанию  разным  звукам  и  шумам,  вызванным  простыми

движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-

булъ, хлоп-хлоп).

4.

Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5.

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-

па; баба).

6.

Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и

игр.

7.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение

их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает

ребенку его выполнить).

8.

Обучение  действиям  без  предметов  (сожми-разожми  кулак)  и  с  предметами

{сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на

краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10.

Обучение  соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди,

стой, нельзя и др.).

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильная артикуляция  звуков  в различных позициях;
  • смотрит в лицо;

  • исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

  • реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

  • выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);

  • налажен контакт глаза в глаза;
  • выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
  • соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
  • знает основные цвета.

  1. Художественно - эстетическое развитие – реализует музыкальный

руководитель.

Задачи:

  • формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

  • формировать  навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;
  • развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

        развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

  • развивать  чувства ритма.

1.

Использовать:   детские   песенки,   сказки,   стихи   содержанием   которых

предусмотрено   изменение   голоса   взрослого,   его   мимики   («Мишка-

косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

2.

Развивать   путем   многократных   и   длительных

повторений слуховое

предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам.

Учить  различать  и  ориентироваться  на  интонацию:  кроткую  и  суровую,

вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения.

Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители.

При  этом  учитываем,  что   мальчик  может  быть  очень  чувствительным к

слабым раздражителям.

3.

Знакомство с музыкальными инструментами

4.

Учить   правильно,   извлекать   звуки   с   использованием   музыкальных

инструментов.

5.

Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять

инструкцию.

6.

Работа над дыханием.

7.

Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами

8.

Обучать    использовать  предметы,  издающих  звуки

(звучащая  игрушка,

барабан   и   др.)   и   формировать   соответствующих   движений   руки,

вызывающих эти звуки;

9.

Обучать различению звуков, производимых предметами.

10.

Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового

восприятия (свисток, погремушка)

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.

5.Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

Задачи:

  • воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных  видах деятельности;

  • развивать общую моторику;
  • развивать  физические качества (ловкость, сила, выносливость,быстроту, равновесия);
  • развивать координацию движений.

  1. Упражнения в равновесии:

Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; Ходьба по узкой рейке прямо; Ходьба по веревке прямо и боком;

Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

  1. Ползание, лазание:

Ползание на четвереньках по полу:

пролезание в обруч;подлезание под дугу;

лазание по гимнастической  стенке, перелезание с пролета на пролет.

3.

Прыжки:

Прыжки на двух ногах на месте разными способами;

Прыжки на одной ноге;

Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед

4.

Бросание, ловля, метание:

Перебрасывание мяча друг другу;

Бросание мяча вверх, в стороны; метание в цель.

5.

Учить выполнять общеразвивающие упражнения:

Поднимать руки вверх, вперед, в стороны; Опускать и поворачивать голову  в

сторону;

Наклоняться вперед; Приседать.

6.

Учить прыгать на батуте.

7.

Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче.

8.

Упражнения на гимнастическом мате.

9.

Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке.

10.

Упражнение на балансировочной доске.

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.

Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в программе не представлены. Так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор дел, который меняется в зависимости от доминирующих интересов ребенка и стереотипных пристрастий.

Общий мониторинг коррекционно-развивающейся деятельности показал, что ребенок достиг следующих результатов:

  • Появился контакт  «глаза в глаза»;
  • Наиндивидуальных занятиях  со специалистами сидит за столом и занимается;
  • Научился дуть на салфетку, снежинку, на ватку, в трубочку;

  • Появились гласные звуки [а], [у], [и] и согласные [б], [м] требуют дальнейшей автоматизации;

  • Различает цвета, геометрические фигуры;
  • Появился указательный жест;
  • Частично приобрел навыки самообслуживания;
  • Избирательно играет с детьми;
  • Откликается на свое имя и выполняет инструкции;
  • Фиксирует взгляд на звучащих игрушках, подносит их к уху;

  • Стал более усидчив, практически  исчезло «полевое» поведение;
  • Стал пользоваться туалетом;
  • Понимает обращенную речь, активная речь отсутствует.

Результаты, полученные в ходе нашей работы дали положительную динамику в развитии ребенка. Но в процессе работы был выявлен ряд особенностей, требующий корректировки:

  • материально-техническое оснащение (сенсорная комната, оснащение кабинетов специалистов методическим и дидактическим оборудованием);

  • методическое оснащение (пополнение библиотечного фонда специальной литературой);
  • уровень подготовки педагогов (повышение квалификации с детьми ОВЗ);

  • введение в штат учителя-дефектолога, тьютера.

Приложение 1

Модель взаимодействия специалистов.

Заявка родителей,  педагогов

Обследование ребенка

специалистами ПМПк

Составление предварительного

заключения ПМПк

Районная ПМПК

Выработка рекомендаций ПМПК,

решение ПМПК вопроса об условиях

обучения и воспитания

Специализированный детский сад

детский сад

Приложение 2

Родителям        ребенка        ежемесячно        выдаются        памятки,        буклеты        и        рекомендации.        Также

проводятся различные мероприятия:

  • консультации;

  • индивидуальные беседы;
  • тренинги.

Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

  • ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению

  • при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям

  • родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

  • вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;

  • когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

  • во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

  • играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

  • аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;

  • старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

  • для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Представлен  вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении....

Модель сопровождения ребенка с РАС

Модель сопровождения ребенка с РАС...

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (презентация)...

Модель сопровождения ребенка ОВЗ с РАС

Модель сопровождения ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с РАС (расстройство аутистического спектра)...

«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...