Модель сопровождения ребенка с РАС
материал по коррекционной педагогике
Педагогам представлена модель сопровождения ребенка с РАС, в помощь составления ИОМ на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model-soprovozhdeniya-rebenka-s-ras.docx | 259.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример
Модель сопровождения ребенка с РАС.
Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
- сентябре 2013 года, в дошкольное учреждение поступил ребенок (Андрей, 4 года), у которого отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и хаотично бегал по группе. По заявлению родителя, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено обследование.
Результаты обследования: у Андрея наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Отсутствие чувства страха.Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Избегает контакта «глаза в глаза».Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»), не отличает съедобного от несъедобного (ест песок, пластилин, грызет игрушки).На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не выполняет инструкции педагогов.Андрей не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Андрей периодически проявляет признаки
агрессии и аутоагрессии (может внезапно укусить, схватить, поцарапать окружающих, нанести
себе удары).Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате).Андрей нуждается в постоянном контроле.В связи с тем, что в населенном пункте нет
специализированных детских садов и групп компенсирующего вида, ребенок посещает детский сад (Приложение №1)
По результатам комплексного обследования родителям Андрея выдали коллегиальное
заключение: требуется консультация специалистов в районной ПМПК.
Родители предоставили пакет документов:
∙ заключение районной ПМПК (требуются коррекционно-развивающие занятия с
психологом, логопедом, дефектологом);
- справка врача психиатра;
- справка врача невролога;
- индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями МСЭ.
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.
При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот
факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.
Аутичных детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее
монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Они не хуже и не лучше обычных | |
детей, они просто другие.Эти дети нуждается в постоянном, | индивидуальном контроле и |
сопровождении взрослых в любом виде деятельности. | |
Изучив литературу о РДА, члены ПМПк детского сада | составили индивидуальную |
программу развития. |
Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
- развивать и корректировать детско-родительские отношения;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активности.
Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста (4-7 лет) с нарушениями аутистического спектра.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
- процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
∙ налаживание эмоционального контакта с ребенком;
∙ регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию; ∙ смена видов деятельности в процессе одного занятия;
∙ повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
∙ игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
∙ использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
∙ опора на сенсорные анализаторы;
Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. (Приложение 2) Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам
развития ребенка дошкольного возраста:
1. Социально-коммуникативное – реализует педагог-психолог;
2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;
3. Речевое развитие – учитель-логопед;
4. Художественно-эстетическое развитие– реализует музыкальный руководитель;
5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.
Модель сопровождения ребенка
Коррекция, развитие и социальное сопровождение
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед Педагог-психолог
Родители
Педиатр
Воспитатель
Психиатр
Музыкальный
руководитель
Инструктор по | Центры реабилитации |
физической культуре |
Медицинское сопровождение |
- Социально-коммуникативное развитие – реализует учитель-дефектолог, педагог-психолог.
Задачи:
- формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
- формировать навык преодоления аффективных состояний.
∙ развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);
- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,
- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).
- развивать мимику лица, позы и жесты тела.
- обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.
- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).
Набор дел для занятий
1. | Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные | ||
картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где | |||
ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. | Соотнесение | реального | |
предмета с изображенным на рисунке. | |||
2. | Игры направленные на выделение части и целого(разрезные картинки из 4-6 | ||
частей, кубики, игры-головоломки «Магический | квадрат», | «Танграм», | |
«Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».) | |||
3. | Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и | ||
маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на | |||
магнитном полотне: по форме, цвету, величине | |||
4. | Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной | ||
последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой | |||
теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание | |||
сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи | |||
выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за | |||
другом.- «Кто теперь?» | |||
5. | Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.завязывать | ||
шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. | |||
Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и | |||
закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать | |||
прищепки, нанизывать бусины | |||
6. | Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение | ||
их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает | |||
ребенку его выполнить). | |||
7. | Игры на формирование знаний частей тела. |
- Сенсорные игры.
Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.
- Познавательное развитие - реализует воспитатель
Задачи:
- формировать дошкольные знания и представления
- формировать трудовые умения и навыки;
- развивать художественно – творческие способности.
- Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
2. | Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. |
3. | Формировать у ребенка представление о собственном теле. |
4. | Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком. |
5. | Перекладывание предметов из одной коробки в другую. |
6. | Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. |
7. | Нанизывание шаров на шнур («бусы»). |
8. | Действия с предметами разного цвета, формы, величины. |
9. | Знакомство с цветами радуги. |
10. | Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, |
картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д | |
11. | Выбор предметов игрушек по картинке |
12. | Группировка различных парных предметов по величине. |
13. | Собирание вкладных кубов. |
14. | Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей |
15. | Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по |
убывающей величине (пирамида из 5 колец) | |
16. | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. |
17. | Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или |
горизонтали. | |
18. | Постройки из детских наборов строительного материала. |
19. | Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета. |
20. | Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - |
синий и т. д. на усложнение. | |
21. | Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем |
(пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), | |
рисовать толстым фломастером. | |
22. | Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи |
трафарета. Штриховка круга в заданном направлении. | |
23. | Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие |
(ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка). |
- Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.
3.Речевое развитие – осуществляет учитель-дефектолог, учитель- логопед
Задачи:
- формировать способность к подражанию движений и звуков;
- формировать способность к зрительного контакта во время общения;
- развивать слуховое внимание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание (отработка воздушной струи);
- развивать мелкую моторику;
- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
- расширять словарный запас;
- работать над постановкой звуков.
Набор дел на занятие:
1. | Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической |
мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью | |
взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. | |
2. | Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха |
(отработка силы воздушной струи). | |
3. | Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми |
движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль- | |
булъ, хлоп-хлоп). | |
4. | Обучение произнесению гласных звуков (a-a). |
5. | Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па- |
па; баба). | |
6. | Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и |
игр. | |
7. | Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение |
их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает | |
ребенку его выполнить). | |
8. | Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами |
{сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук. | |
9. | Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на |
краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук. | |
10. | Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, |
стой, нельзя и др.). |
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильная артикуляция звуков в различных позициях;
- смотрит в лицо;
- исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;
- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;
- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);
- налажен контакт глаза в глаза;
- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
- знает основные цвета.
- Художественно - эстетическое развитие – реализует музыкальный
руководитель.
Задачи:
- формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;
- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;
- развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;
∙ развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;
- развивать чувства ритма.
1. | Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых | |
предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка- | ||
косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.). | ||
2. | Развивать путем многократных и длительных | повторений слуховое |
предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. | ||
Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, | ||
вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. | ||
Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. | ||
При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к | ||
слабым раздражителям. | ||
3. | Знакомство с музыкальными инструментами | |
4. | Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных | |
инструментов. | ||
5. | Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять | |
инструкцию. | ||
6. | Работа над дыханием. | |
7. | Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами | |
8. | Обучать использовать предметы, издающих звуки | (звучащая игрушка, |
барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, | ||
вызывающих эти звуки; | ||
9. | Обучать различению звуков, производимых предметами. | |
10. | Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового | |
восприятия (свисток, погремушка) | ||
Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.
5.Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.
Задачи:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- развивать общую моторику;
- развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость,быстроту, равновесия);
- развивать координацию движений.
- Упражнения в равновесии:
Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; Ходьба по узкой рейке прямо; Ходьба по веревке прямо и боком;
Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.
- Ползание, лазание:
Ползание на четвереньках по полу:
пролезание в обруч;подлезание под дугу; | |||||
лазание по гимнастической стенке, перелезание с пролета на пролет. | |||||
3. | Прыжки: | ||||
Прыжки на двух ногах на месте разными способами; | |||||
Прыжки на одной ноге; | |||||
Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед | |||||
4. | Бросание, ловля, метание: | ||||
Перебрасывание мяча друг другу; | |||||
Бросание мяча вверх, в стороны; метание в цель. | |||||
5. | Учить выполнять общеразвивающие упражнения: | ||||
Поднимать руки вверх, вперед, в стороны; Опускать и поворачивать голову в | |||||
сторону; | |||||
Наклоняться вперед; Приседать. | |||||
6. | Учить прыгать на батуте. | ||||
7. | Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче. | ||||
8. | Упражнения на гимнастическом мате. | ||||
9. | Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке. | ||||
10. | Упражнение на балансировочной доске. | ||||
Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.
Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в программе не представлены. Так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор дел, который меняется в зависимости от доминирующих интересов ребенка и стереотипных пристрастий.
Общий мониторинг коррекционно-развивающейся деятельности показал, что ребенок достиг следующих результатов:
- Появился контакт «глаза в глаза»;
- Наиндивидуальных занятиях со специалистами сидит за столом и занимается;
- Научился дуть на салфетку, снежинку, на ватку, в трубочку;
- Появились гласные звуки [а], [у], [и] и согласные [б], [м] требуют дальнейшей автоматизации;
- Различает цвета, геометрические фигуры;
- Появился указательный жест;
- Частично приобрел навыки самообслуживания;
- Избирательно играет с детьми;
- Откликается на свое имя и выполняет инструкции;
- Фиксирует взгляд на звучащих игрушках, подносит их к уху;
- Стал более усидчив, практически исчезло «полевое» поведение;
- Стал пользоваться туалетом;
- Понимает обращенную речь, активная речь отсутствует.
Результаты, полученные в ходе нашей работы дали положительную динамику в развитии ребенка. Но в процессе работы был выявлен ряд особенностей, требующий корректировки:
- материально-техническое оснащение (сенсорная комната, оснащение кабинетов специалистов методическим и дидактическим оборудованием);
- методическое оснащение (пополнение библиотечного фонда специальной литературой);
- уровень подготовки педагогов (повышение квалификации с детьми ОВЗ);
- введение в штат учителя-дефектолога, тьютера.
Приложение 1
Модель взаимодействия специалистов.
Заявка родителей, педагогов
Обследование ребенка
специалистами ПМПк
Составление предварительного
заключения ПМПк
Районная ПМПК
Выработка рекомендаций ПМПК,
решение ПМПК вопроса об условиях
обучения и воспитания
Специализированный детский сад | детский сад | |
Приложение 2
Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также
проводятся различные мероприятия:
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- тренинги.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:
- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению
- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям
- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика, пазлы;
- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;
- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;
- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;
- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;
- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;
- для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.
Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....
Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.
Представлен вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении....
Модель сопровождения ребенка с РАС
Модель сопровождения ребенка с РАС...
Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (презентация)...
Модель сопровождения ребенка ОВЗ с РАС
Модель сопровождения ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с РАС (расстройство аутистического спектра)...
Статья "Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа "
Создание инновационного продукта...
«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»
Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...