Статья "Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа "
статья по коррекционной педагогике
Создание инновационного продукта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составила учитель-логопед Варванина Татьяна Николаевна
Статья «Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа»
У детей с ограниченными возможностями здоровья, процесс социализации затруднен и специфичен. Разработка данного продукта направлено на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ОВЗ. Социализация - главная цель сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода их обучения и воспитания в ДОУ и школе. Это не только усвоение общеобразовательной программы, но и всестороннее развитие личности воспитанника, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков.
Инновационный продукт представляет собой модель создания пространства, обеспечивающего возможность получения образования детьми с особыми потребностями/ограниченными возможностями здоровья (аутизм, легкая степень синдрома Дауна и др.) в общеобразовательном учреждении (инклюзивное образование). Модель задает последовательность действий по созданию психолого-педагогических, организационно – педагогических, организационно – управленческих и иных условий для индивидуального сопровождения учащихся как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Модель предполагает также обеспечение преемственности программ сопровождения детей с особыми потребностями между ступенями образования при переходе из дошкольной в школьную образовательную организацию и нацелен на максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения.
Участники:
-дети с ОВЗ
-родители
-педагоги
-специалисты
Условия:
1. Психолого – педагогические:
- научно-методический совет ДОУ и ОУ
- психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ и ОУ
-тьюторское сопровождение ребенка
-служба психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ
2. Организационно – педагогические условия:
-программа подготовки к школе
-консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе
-оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
-разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
-обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
-консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
-профилактика дезадаптации детей
-индивидуальная программа обучения/сопровождения
-создание портфеля диагностических и методических материалов
В результате реализации предложенной модели предполагается:
- Увеличение количества детей с ОВЗ, нарушениями развития и социальной адаптации, получающих качественное образование в ДОУ комбинированного типа и специализированных ДОУ и продолжающих образовательный маршрут в общеобразовательной школе.
- Увеличение детей с ОВЗ и особыми потребностями, социализированных для жизни в Российском обществе по окончании обучения в школе.
- Создание необходимой нормативно – правовой базы для внедрения подобной модели на базе любых ДОУ + ОУ.
- Повышение уровня педагогического мастерства и правовой грамотности участников проекта (специалисты, педагоги, родители детей с особыми потребностями).
- Информированность общественности и толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
| Возможные сложности | Пути преодоления сложностей |
Недостаточность финансирования | Привлечение внебюджетных средств (грантов, меценатов и т.д.) | |
Неготовность общества к инклюзивному образованию | Программа информирования (мероприятия, тренинги, круглые столы, соц. практика и т.д.) | |
Недостаточное количество программ профессионального образования для детей с особыми образовательными потребностями | В перспективе создание преемственных программ индивидуального сопровождения детей с особыми потребностями при получении профессионального образования, трудоустройстве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная д...
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Влияние локомоторных функций при подготовке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к школе
Статья для учителей-дефектологов...
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В. МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Это - «Обучающийся с ограниченным
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В.МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком ...
«Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...