Статья "Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа "
статья по коррекционной педагогике

Варванина Татьяна Николаевна

Создание инновационного продукта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила учитель-логопед  Варванина Татьяна Николаевна

Статья «Модель индивидуального  сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе  ДОУ – школа»

         У детей с ограниченными возможностями здоровья, процесс социализации затруднен и специфичен. Разработка данного продукта направлено на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ОВЗ. Социализация - главная цель сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода их обучения и воспитания в ДОУ и школе. Это не только усвоение общеобразовательной программы, но и всестороннее развитие личности воспитанника, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков.

         Инновационный продукт представляет собой модель создания  пространства, обеспечивающего возможность получения образования детьми с особыми потребностями/ограниченными возможностями здоровья (аутизм, легкая степень синдрома Дауна и др.) в общеобразовательном учреждении (инклюзивное образование). Модель задает последовательность действий по созданию психолого-педагогических, организационно – педагогических, организационно – управленческих и иных условий для индивидуального сопровождения учащихся как в дошкольном учреждении, так и в школе.

Модель предполагает также обеспечение преемственности программ сопровождения детей с особыми потребностями между ступенями образования при переходе из дошкольной в школьную образовательную организацию и нацелен на максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения.

Участники:

-дети с ОВЗ

-родители

-педагоги

-специалисты

Условия: 

1. Психолого – педагогические:

-  научно-методический совет ДОУ и ОУ

- психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ и ОУ

-тьюторское сопровождение ребенка

-служба психологической помощи семье с ребенком с ОВЗ

2. Организационно – педагогические условия:

-программа подготовки к школе

-консультирование родителей по вопросам подготовки детей к школе

-оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

-разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

-обучение родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных видов игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

-консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

-профилактика дезадаптации детей

-индивидуальная программа обучения/сопровождения

-создание портфеля диагностических и методических материалов

В результате реализации предложенной модели предполагается:

  • Увеличение количества детей с ОВЗ, нарушениями развития и социальной адаптации, получающих качественное образование в ДОУ комбинированного типа и специализированных ДОУ и продолжающих образовательный маршрут в общеобразовательной школе.
  • Увеличение детей с ОВЗ и особыми потребностями, социализированных для жизни в Российском обществе  по окончании обучения в школе.
  • Создание необходимой нормативно – правовой базы для внедрения подобной модели на базе любых ДОУ + ОУ.
  • Повышение уровня педагогического мастерства и правовой грамотности участников проекта (специалисты, педагоги, родители детей с особыми потребностями).
  • Информированность общественности и толерантное отношение к детям с ОВЗ.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

 

Возможные сложности

Пути преодоления сложностей

Недостаточность финансирования

Привлечение внебюджетных средств (грантов, меценатов и т.д.)

Неготовность общества к инклюзивному образованию

Программа информирования (мероприятия, тренинги, круглые столы, соц. практика и т.д.)

Недостаточное количество программ профессионального образования для детей с особыми образовательными потребностями

В перспективе создание преемственных программ индивидуального сопровождения детей с особыми потребностями при получении профессионального образования, трудоустройстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.

В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная д...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В. МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Это - «Обучающийся с ограниченным

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В.МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком ...

«Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья»...