«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»
статья
Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»
Актуальность: На сегодняшний день чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. С этой проблемой необходимо бороться, так как раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Введение: Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Тезис 1: Раньше всего у детей проявляются художественные способности, в силу этого первично можно обнаружить одаренность ребенка в этой области.
Доказательство: Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве. Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности является выразительность цветовых решений, «говорящий» цвет; неподчинение шаблонам, большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.
Тезиз 2: Занятия художественно-практической деятельностью с детьми решают не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развитие интеллектуально-творческого потенциала у ребенка.
Доказательство: Основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.
Тезис 3: Обучение и воспитание художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения. Этого недостаточно, в результате чего возникает необходимость поиска новых подходов.
Доказательство: Считаю, что оптимальным вариантом сопровождения одаренных детей в художественной деятельности будет подход, в котором соблюдаются следующие моменты:
1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:
- способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений;
- направлять их творческую активность;
- вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.
3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
4. Организация специальных индивидуальных занятий или подгрупповых на развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее.
5. Использование в работе с одаренными детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.
Тезис 4: Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в любой области развития основывается на более общих принципах и положениях воспитательного процесса.
Доказательство: В данном случае наиболее оптимальной, на мой взгляд, является следующая модель, которая поможет не упустить момент выявления одаренного ребенка и соответственно последующего его развития:
1. Мониторинг развития.
Основные задачи: выявление признаков одаренности; анализ продуктов деятельности, широты кругозора ребенка. Все эти задачи можно реализовать посредством использования таких методов как: диагностика, наблюдение, анкетирование родителей, собеседование. В результате необходимо составить психологический портрет ребенка и определить индивидуальный маршрут его развития.
2. Развитие способностей одаренного ребенка, социальная помощь и развитие коммуникативных способностей.
Это осуществляется посредством формирования у ребенка адекватного самовосприятия; развитие форм конструктивного общения со сверстниками; оказание помощи при адаптации в окружающем мире; расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.
3. Мониторинг одаренности.
Мониторинг одаренности осуществляется путем отслеживания динамики развития одаренного ребенка, а так же разработки рекомендаций по дальнейшему его развитию и сопровождению.
Вывод: Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам. В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования
Взаимодействие педагога – психолога с семьей ребенка в системе ...
Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...
Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.
Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....
Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...
Эссе "Оптимальная модель сопровождения одарённого ребёнка в системе дошкольного образования"
Данный материал позволит коллегам определить способности ребёнка в различных областях познания...
О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
В целях осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области дошкольного образования, а также защ...
Особенности работы с музыкально одаренными детьми в системе дошкольного образования
Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания позволяют по-новому обозначить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. В данной стать...